Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2016 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску Мордовиной М.В., ООО «Контраст плюс» к Департаменту градостроительства городского округа <адрес>, Министерству культуры <адрес> о признании градостроительного плана земельного участка, распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка недействительными в части,
у с т а н о в и л:
Мордовина М.В., ООО «Контраст плюс» обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа <адрес>, Министерству культуры <адрес> о признании недействительным в части решения органа местного самоуправления. Заявленные требования мотивированы следующим. Административные истцы являются собственниками земельного участка площадью №.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады, расположенного по адресу: <адрес>. В целях подготовки проектирования и строительства объекта капитального строительства они обратились в Департамент строительства и архитектуры городского округа <адрес> с заявлением о разработке градостроительного плана земельного участка. Департаментом строительства и архитектуры городского округа <адрес> подготовлен градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, площадью № га, который утвержден распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Согласно полученному ГПЗУ земельный участок административных истцов находится в зонах охраны памятников истории и культуры федерального и регионального значения, а также в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного федерального и регионального наследия. Административные истцы полагают, что градостроительный план земельного участка в части раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка, а именно: обозначения границ охранных зон объектов культурного наследия; раздела № пункта 2.2.4. «иные показатели» и распоряжение в этой части не соответствуют требованиям градостроительного законодательства и создают препятствия для осуществления прав собственника земельного участка. Административные истцы обосновывают свои требования тем, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно должны отображаться в правилах землепользования и застройки, что прямо предусмотрено п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г. №972. Однако, до настоящего времени сведения о границах зон охраны культурного наследия, расположенных на территории города <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, в Правила застройки и землепользования города <адрес> не внесены. Кроме того, сведения об установлении на земельном участке административных истцов охранных зон и зон регулирования памятников культурного наследия в ЕГРП и ГКН отсутствуют. Право удостоверяющие документы административных истцов также не содержат в себе сведений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, тогда как государственная регистрация ограничения (обременения) права является обязательной в силу п.1 ст.8.17 ГК РФ, ч.6 ст.56 ЗК РФ. На основании изложенного полагают, что Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не вправе был вносить в градостроительный план земельного участка, принадлежащего административным истцам, сведения о расположении объекта в охранных зонах памятников истории и культуры; зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия. В порядке устранения допущенного нарушения, административные истцы просят суд признать недействительным градостроительный план земельного участка №№, утвержденный Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в части раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, а именно: обозначения границ охранной зоны объектов культурного наследия; раздела № градостроительного плана земельного участка, а именно: пункт 2.2.4. «Иные показатели». Признать недействительным Распоряжение руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1210 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в части утверждения градостроительного плана земельного участка № № утвержденного Распоряжением в части: раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, а именно: обозначения границ охранной зоны объектов культурного наследия; раздела № градостроительного плана земельного участка, а именно: пункт 2.2.4. «Иные показатели». Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем исключения из раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования обозначений границ охранной зоны объектов культурного наследия; исключения пункта 2.2.4. «Иные показатели».
В судебном заседании представитель административных истцов, действующая на основании доверенностей, заявленные требования поддержала в полном объеме, изложила обстоятельства, указанные в административном иске, при этом пояснив, что заявители являются собственниками земельного участка площадью №.м., расположенного по адресу: <адрес>. В настоящий момент времени данному земельному участку приcвоен новый кадастровый номер №. Кадастровый номер № является предыдущим к кадастровому номеру №. Данное обстоятельство установлено решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу №. Оспариваемый градостроительный план земельного участка полагает недействительным в том числе и по основанию наличия ранее выданного Департаментом строительства и архитектуры г.о. <адрес> градостроительного плана земельного участка под проектирование жилых домов со встроенными нежилыми помещениями в <адрес>, полученного ДД.ММ.ГГГГ. на основании указанного ГПЗУ, разрешения на строительство семи секционного жилого дома. Перечисленные разрешительные документы не содержат в себе запрета либо ограничения на строительство в связи с наличием зон охраны памятников истории и культуры федерального и регионального значения, а также в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного федерального и регионального значения. Тогда как, ст. 30 ГрК РФ установлено, что территориальные зоны не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, в связи с чем суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – Министерства культуры <адрес>, действующая на основании доверенности, к участию в судебном заседании не допущена не была в связи с не предоставлением документов, подтверждающих наличие у нее высшего юридического образования.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материал дела Мордовиной М.В. и ООО «Контраст плюс» на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью №.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющая проведенную государственную регистрацию прав, от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления ООО «Контраст плюс» Департаментом строительства и архитектуры городского округа <адрес> подготовлен градостроительный план №№ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № площадью № который был утвержден распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».
Решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № установлен юридический факт того, что объект недвижимости с кадастровым номером № и объект недвижимости с кадастровым номером № площадью №.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия и склады, расположенные по адресу: <адрес>, являются одним и тем же объектом, кадастровый номер № объекта недвижимости, является предыдущим к кадастровому номеру №
Оспариваемым градостроительным планом земельного участка № установлены следующие требования к размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке: пункт 2.2.4. Иные показатели: проектирование вести в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес> режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». Часть земельного участка находится в охранной зоне памятника истории и культуры федерального значения «Особняк Шихобалова», «Дом Неклюдиной», «Дом, где в 1922-1924гг. датский писатель-коммунист ФИО1 содержал детский дом для 65 детей сирот» и объекта культурного наследия регионального значения «Винный склад Иванова». Часть земельного участка находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности памятника истории и культуры федерального значения «Особняк Шихобалова», «Дом Неклюдиной», «Дом, где в 1922-1924гг. датский писатель-коммунист ФИО1 содержал детский дом для 65 детей сирот» и объекта культурного наследия регионального значения «Винный склад Иванова».
Полагая, что градостроительный план земельного участка в части раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка, а именно: обозначения границ охранных зон объектов культурного наследия; раздела № пункта 2.2.4. «иные показатели» и распоряжение в этой части не соответствуют требованиям градостроительного законодательства и создают препятствия для осуществления прав собственника земельного участка, административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с п.17 ст.46 ГрК РФ орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Согласно п.1 ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, на земельный участок на который был получен градостроительный план, подлежит применению градостроительный регламент, утвержденный в установленном порядке.
Согласно п.2 ст.30 ГрК РФ градостроительный регламент включается в состав Правил землепользования и застройки.
Согласно ч.5 ст.44 ГрК РФ форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В подпунктах 2.2.1-2.2.4 формы градостроительного плана, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 № «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», предусмотрена возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей расположения и развития.
Правила землепользования и застройки городского округа Самара утверждены Постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001г. № «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре».
Согласно вышеуказанных правил спорный земельный участок расположен в зоне Ж-4 — зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей.
Данные правовые нормы указывают на то, что в градостроительный план земельного участка включается исключительно тот градостроительный регламент, который установлен в Правилах землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны.
Пунктом 4 ст.3 Правил застройки и землепользования в городе Самаре установлено, что в целях соблюдения требований законодательства о сохранении объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий при осуществлении градостроительной деятельности на территории города устанавливаются границы зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий. Характеристики зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий включаются в настоящие Правила после установления в порядке, определенном законодательством, границ соответствующих зон и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г., утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно отображаются в правилах землепользования и застройки.
Сведения о границах зон охраны культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, утвержденных Приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в Правилах застройки и землепользования <адрес> отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок относится к категории земель “Земли населенных пунктов” с видом разрешенного использования “Под промышленные предприятия и склады”.
Исходя из положений ст.7 ЗК РФ, земли населенных пунктов и земли особо охраняемых территорий и объектов – это разные категории земельных участков (ч.1 п.2 и п.4 ст.7 ЗК РФ).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (ч.3 ст.5 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую»).
Обязанность государственной регистрации сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в органе, осуществляющем деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, предусмотрена п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015г., информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке направляется органом государственной власти в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничениях таких прав и обременениях имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п.2 ст.8.1. ГК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на него.
В силу статьи 12 Федерального закона N 122-ФЗ в ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) собственности и других прав на недвижимое имущество.
В соответствии с приведенными нормами права, государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающих на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, является обязательной в силу действующего законодательства.
В рассматриваемом случае, из право удостоверяющих документов административных истцов, которые были приложены административным истцом к заявлению о разработке Департаментом градостроительства г.о.<адрес> градостроительного плана земельного участка, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об установлении на земельном участке истцов охранных зон и зон регулирования памятников культурного наследия.
Отсутствие указанных сведений также подтверждается представленным в материалы дела градостроительным планом земельного участка № №, разрешением на строительство № на земельный участок по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Соответствующее правило установлено и Министерством экономического развития, из которого следует, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках (п.6.2 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.06.2011 №267 «Об утверждении Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства»).
В пункте 11 ст.1 ЗК РФ установлен принцип о сочетании интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Необоснованное включение Департаментом градостроительства г.о.<адрес> в оспариваемый градостроительный план земельного участка охранных зон, привело к ограничению гражданского оборота земельного участка административных истцов и права пользования в тех целях, которые предусмотрены в правоустанавливающих документах на земельный участок.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о несоответствии требованиям статей 44, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации оспариваемых в части градостроительного плана земельного участка и распоряжения и нарушения ими законных прав и интересов административных истцов.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах требования административных истцов являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Мордовиной М.В., ООО «Контраст плюс» к Департаменту градостроительства городского округа <адрес>, Министерству культуры <адрес> о признании градостроительного плана земельного участка, распоряжения об утверждении градостроительного плана земельного участка недействительными в части удовлетворить.
Признать градостроительный план земельного участка № №, утвержденный Распоряжением руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в части раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, а именно: обозначения границ охранной зоны объектов культурного наследия, мест допустимого размещения объекта строительства; раздела № градостроительного плана земельного участка, а именно: пункт 2.2.4 «Иные показатели» недействительным.
Признать недействительным Распоряжение руководителя Департамента строительства и архитектуры городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» в части утверждения градостроительного плана земельного участка № №, утвержденного распоряжением, в части раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования, а именно: обозначения границ охранной зоны объектов культурного наследия, мест допустимого размещения объекта строительства; раздела № градостроительного плана земельного участка, а именно: пункт 2.2.4 «Иные показатели».
Обязать Департамент градостроительства городского округа <адрес> в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения исключив из раздела № чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования обозначений границ охранной зоны объектов культурного наследия и исключения пункта 2.2.4 «Иные показатели».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.