<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинель 29 июля 2021 года
Кинельский районный суд Самарской области:
в составе председательствующего судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Ионовой Е.Д.,
с участием прокурора Хлебуновой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1167/2021 по исковому заявлению Кинельского межрайонного прокурора в защиту прав законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области и Дунину А. В. о признании договора недействительным, применении последствий недействительности сделки,
установил:
Кинельский межрайонный прокурор Самарской области обратился в суд в защиту прав законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями признать недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ № безвозмездного пользования земельным участком общей площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, заключённый между администрацией муниципального района Кинельский Самарской области и Дуниным А. В.. Применить последствия недействительности сделки - Дунина А. В. обязать возвратить администрации муниципального района Кинельский Самарской области земельный участок общей площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал в иске следующее. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский поступило заявление от гражданина Дунина А. В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Постановлением администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ № Дунину А.В. предварительно согласовано предоставление в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале №, площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, для личного подсобного хозяйства, из категории земель населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский поступило заявление от Дунина А.В. о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1 502 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области с Дуниным А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком №, государственная собственность на который не разграничена, подписан акт приема-передачи земельного участка. Указанный земельный участок предоставлен Дунину А.В. путем заключения прямого договора без извещения об этом иных заинтересованных лиц. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, предоставлен Дунину А.В. без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, в которых могут принимать участие неограниченное количество участников аукциона. Основания предоставления земельного участка без проведения торгов определены п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Одним из оснований предоставления земельного участка в безвозмездное пользование является предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет (п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Законом Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» допускается предоставление земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. Вместе с тем, в силу п. 8 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации законодателем определено правило о том, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, закон содержит прямое указание на применение положений ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в порядке ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Требованиями ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а
также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет без проведения торгов лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом, наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Вместе с тем, наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения. Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации). При таких обстоятельствах, земельный участок с кадастровым номером № подлежит возврату администрации муниципального района Кинельский Самарской области в качестве последствий недействительности сделки.
В судебном заседании представитель Кинельского межрайонного прокурора Хлебунова А.К. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации м.р. Кинельский Самарской области в судебное заседание не прибыл, предоставил отзыв, в котором исковые требования Кинельского межрайонного прокурора признал в полном объеме, указав что, договор безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ № мог быть заключен с Дуниным А. В. только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование. Учитывая изложенное, администрация муниципального района Кинельский Самарской области признает заявленные требования Кинельской межрайонной прокуратуры о том, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения Дунина А. В. и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок.
Ответчик Дунин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен.
Заслушав пояснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский Самарской области заявления Дунина А. В. «О предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов» администрацией м.р. Кинельский принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом квартале №, площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в территориальной зоне Ж1 — зона смешанной застройки, из категории земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства» (л.д. 8, л.д. 18, л.д. 20, л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ между Дуниным А.В. и администрацией м.<адрес> был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком №, государственная собственность на который не разграничена, подписан акт приема-передачи земельного участка. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, предоставлен Дунину А.В. без проведения торгов на основании п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. (л.д. 23-26).
Анализируя предоставленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что соответчиком в лице администрации муниципального района Кинельский Самарской области при предоставлении земельного участка в пользование соответчика Дунину А.В. были допущены нарушения установленной законом процедуры публичности предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, права в отношении которого не разграничены.
При этом суд исходит из следующего.
Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Аналогичные положения содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 10.6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».
Положениями ст. 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ указано, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В указанном пункте не содержится указании на соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 39.18 ЗК РФ, в случае предоставления таких земельных участков только в аренду или в собственность, следовательно, она обязательна к применению и в случае предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданин о предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Следовательно, договор безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ № мог быть заключен с Дуниным А.В. только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу части второй ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным ( ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ № безвозмездного пользования земельным участком площадью 1 502 кв.м, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, между Администрацией муниципального района <адрес> и Дуниным А. В..
Применить последствия недействительности сделки.
Обязать Дунина А. В. возвратить администрации м.р. Кинельский земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Самарский областной суд через Кинельский районный суд со дня составления мотивированного решения – 05 августа 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>