дело № 2-472/17
Заочное решение
Именем Российской Федерации
14 февраля 2017 года г.п. Щелково М. О.
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Колесниковой О. Д.,
при секретаре Трифоновой А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску АО «Транснефть-Верхняя Волга» к Невежиной ФИО8 о признании самовольными постройками объектов капитального и некапитального строительства, демонтаже незаконного строения, запрете возводить любые постройки на земельном участке,
Установил:
Истец обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к Невежиной С. В. о признании самовольными постройками объектов капитального и некапитального строительства, демонтаже незаконного строения, запрете возводить любые постройки на земельном участке.
В обоснование иска указал, что 14.08.2015 г. администрацией Щелковского муниципального района Московской области, было произведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В результате проверки установлено, что на земельном участке, находящемся в зоне Кольцевой МНПП расположен земельный участок, огороженный забором, и жилой дом. Указанные объекты полностью попадают в охранную зону и зону минимально допустимых расстояний нефтепродуктопровода. Собственником данного земельного участка является Невежина С. В.
Истец приобрел у АО «Мостранснефтепродукт» право собственности на кольцевой магистральный нефтепродуктопровод, с кадастровым номером №, протяженностью 380 200 м, находящийся в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний, от которого находится спорный объект.
Ответчику направлена претензия об устранении выявленных нарушений, оставшаяся без ответа.
В этой связи, просит признать самовольной постройкой объекты капитального строительства (предположительно жилой дом, металлический забор), располагающиеся в охранной зоне, зоне минимально допустимых расстояний Кольцевого МНПП АО «Транснефть-Верхняя Волга» на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>), обязать ответчика в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить демонтаж данных строений, запретить ответчику возводить на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>), любые постройки, строения и сооружения без письменного разрешения истца, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
В судебном заседании представители истца Оськин Д. и. и Суриков М. И., действующие на основании доверенности, уточнили исковые требования, с учетом проведенной экспертизы, просили: признать самовольными постройками: ограждение земельного участка, двухэтажный садовый дом, нежилое строение, расположенные в 25 метровой охранной зоне Кольцевого МНПП АО «Транснефть-Верхняя Волга» на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; обязать ответчика в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить демонтаж объектов: металлического забора (каталог координат границ и. № двухэтажного садового дома (каталог координат границ и. № нежилого здания (каталог координат границ т. №), расположенных в 25 метровой охранной зоне и 100 метровой зоне минимально допустимых расстояний Кольцевого МНПП, на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> запретить ответчику возводить на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> любые постройки, строения и сооружения без письменного разрешения истца; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.
В судебное заседание ответчик Невежина С. В. не явилась, извещена по последнему известному месту жительства.
В судебное заседание представитель третьего лица Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица администрации Щелковского муниципального района Московской области Брагина Д. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, просила отказать.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца, представителя ответчика Брагину Д. В., исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В силу п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.
На основании п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Судом установлено, что АО «Транснефть-Верхняя Волга» приобрело у АО «Мостранснефтепродукт» на основании договора купли-продажи (реализации) от ДД.ММ.ГГГГ г. №, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г. № к договору, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ г. к договору право собственности на кольцевой магистральный нефтепродуктопровод, с кадастровым номером №, протяженностью 380 200 м, находящийся в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний, от которого находится спорный объект, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. <данные изъяты>).
Земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику Невежиной С.В. (л.д. <данные изъяты>).
В результате проверки установлено, что земельный участок ответчика огорожен, на указанном земельном участке имеется дом.
В результате осмотра линейной части магистрального нефтепродуктопровода, проходящего на территории городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района <адрес>, в охранной зоне КМНПП расположен огороженный земельный участок с жилым домом по адресу: <адрес>. Собственником земельного участка № в СНТ «Рябинка-1» игнорируются первичные требования в области промышленной и пожарной безопасности, нарушаются нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к эксплуатации КМНПП. Расстояние от МНПП до строения составляет 24 метра, что подтверждается актом обследования земельного участка от 14.08.2015 года, составленным комиссией муниципального земельного контроля.
Как установлено судом, имеющиеся на участке ответчика строения возведены с нарушением СНиП, а также положений Земельного кодекса РФ, находятся в зоне минимально возможных расстояний от КМНПП, в связи с чем подлежат сносу.
Земельный участок был предоставлен ответчику после строительства КМНПП. Следовательно, при возведении построек, ответчик должен был неукоснительно соблюдать требования СНиП 2.05.06-85*, что прямо следует из правил охраны магистральных нефтепроводов.
Строительство объектов на земельном участке было осуществлено без согласования с собственником нефтепровода, а их нахождение в зоне минимальных расстояний от КМНПП создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности самих построек и находящихся там граждан.
В ходе судебного разбирательства установлено, что КМНПП была построена до выделения ответчику земельного участка.
Согласно п. 4.1 "Правила охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Постановлением Госгортехнадзора России от 123.11.1994 N 61 с учетом дополнений", для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны.
Согласно п. 4.4 Правил в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения.
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные безопасные расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других, утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцам указанных земельных участков при их хозяйственном использовании запрещено возводить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
В силу п. 5.1, п. 5.2, Правил любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" от предприятия трубопроводного транспорта.
В соответствии с "Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требование Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 года N 1521, применение СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" - "СП 136.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" является обязательным.
В силу п. 7.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" - "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" расстояния от наливных станций, нефтеперекачивающих станций, насосных станций до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 200 м.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник и иной законный владелец имущества может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Необходимым условием для удовлетворения иска об устранении препятствий в пользовании имуществом является доказанность совокупности обстоятельств: наличия прав истца на имущество, препятствий в осуществлении права; обстоятельств, свидетельствующих о том, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании истцом имущества; реального характера препятствий.
АО «Транснефть-Верхняя Волга» в соответствии с уставом осуществляет в том числе транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (л.д. 29-об.).
В обоснование исковых требований истец ссылался на то обстоятельство, что ограждение в виде забора размещено ответчиком в нарушение Постановления Госгортехнадзора Российской Федерации от 23 ноября 1994 года N 61 и Правил охраны магистральных трубопроводов.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусматривает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. При этом действующим законодательством к полномочиям эксплуатирующей организации отнесены функции по обеспечению контроля за выполнением работ в охранных зонах.
Магистральный нефтепродуктопровод является потенциально опасным объектом, в связи с чем, устанавливается охранная и минимально безопасное расстояние по всей его протяженности. Строительство вблизи с данным объектом без согласования с АО «Транснефть-Верхняя Волга» и другими службами, отвечающими за безопасность и обеспечение жизнедеятельности населения, является опасным, так как нефтепродуктопровод представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Одним из устанавливаемых ограничений являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СНиП 2.05.06-85*.
Ответчик произвел строительство построек и ограждения без соблюдения безопасных расстояний до объектов.
В соответствии с ГОСТ 12.01.007 нефтепродукт (независимо от его вида, марки, сорта), отнесен вредному химическому веществу.
В государственном кадастре недвижимости имеются сведения о местоположении границ земельных участков и границах охранных зон магистрального нефтепровода, которые носят общедоступный характер.
Сам факт нахождения ограждения земельного участка, принадлежащего ответчику, в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает угрозу жизни и здоровью граждан, имущественным правам и интересам собственников трубопроводов и третьих лиц, привлекаемых для обслуживания, ремонта и реконструкции трубопроводов.
Определением суда от 11.01.2017 г. по делу была назначена землеустроительная экспертиза, согласно которой расположение части ограждения земельного участка ответчика, расположение садового дома и нежилого строения нарушает требования СП 36.133330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* и требования Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 24.04.1992 г. №9) (утв. Заместителем Министра топлива и энергетики 29.04.1992 г.) (в редакции постановления Госгортехнадзора РФ от 23.011.1994 г. № 61).
Учитывая то обстоятельство, что 2-х этажный садовый дом, расположенный в границах земельного участка ответчика полностью попадает в указанную зону минимальных расстояний, можно сделать вывод о том, что расположение данного строения создает опасность для жизни и здоровья людей, пребывающих в нем.
Разрешая данный спор, суд приходит к выводу о том, что КМНПП относится к опасным производственным объектам, а также тот факт, что строение возведено в нарушение вышеприведенных строительных норм и правил без соответствующего согласования с предприятием трубопроводного транспорта в 100-метровой охранной зоне, установленной уже на момент строительства, в связи с чем, удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При подаче искового заявления в суд истцом была оплачена государственная пошлина в сумме 6 000 рублей.
С учетом ст. 98 ГПК РФ суд считает возможным взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск удовлетворить.
Признать самовольными постройками: ограждение земельного участка, двухэтажный садовый дом, нежилое строение, расположенные в 25 метровой охранной зоне Кольцевого МНПП АО «Транснефть-Верхняя Волга» на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Обязать Невежину ФИО8 в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить демонтаж объектов: металлического забора (каталог координат границ и. №), двухэтажного садового дома (каталог координат границ и. № нежилого здания (каталог координат границ т. №, расположенных в 25 метровой охранной зоне и 100 метровой зоне минимально допустимых расстояний Кольцевого МНПП, на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
Запретить Невежиной ФИО8 возводить на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, любые постройки, строения и сооружения без письменного разрешения АО «Транснефть-Верхняя Волга».
Взыскать с Невежиной ФИО8 в пользу АО «Транснефть-Верхняя Волга» расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О. Д.Колесникова