Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-240/2016 (2-3441/2015;) ~ М-3693/2015 от 14.12.2015

Дело №2-240/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2016 года    город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Гапоновой Е.М.,

при секретаре Нутовец Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Абдулкина И.М. к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Министерства обороны РФ, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о признании выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, признании за ним статуса ветерана боевых действий с ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий установленного образца, взыскании суммы причиненного вреда,

УСТАНОВИЛ:

Абдулкин И.М. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Военному комиссариату Орловской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и взыскании причиненного вреда.

В обоснование указал, что Федеральным законом от 07.11.2011г. №307-ФЗ к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) и принимавшие участие в боевых действиях в республике Таджикистан с февраля 1993 года по декабрь 1997 года. В целях получения удостоверения ветерана боевых действий истцом в комиссию Западного военного округа были неоднократно представлены все имеющиеся у него документы, подтверждающие его непосредственное участие в вооруженном конфликте в Республике Таджикистан в составе коллективных миротворческих сил в период времени с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Однако, дважды комиссией Западного военного округа ему было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Истец считает, что отказом в признании его участником боевых действий на территории Республики Таджикистан и соответственно в признании с ДД.ММ.ГГ его ветераном боевых действий на территории Республики Таджикистан (вступил в законную силу Федеральный закон от 07.11.2011г. №307-ФЗ), нарушены его права и законные интересы, а также причинен вред в размере неполученной ЕДВ, так как он не имел возможности пользоваться установленными для ветеранов боевых действий мерами социальной поддержки. Сумма причиненного вреда с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составила <данные изъяты> рублей. В связи с чем, Абдулкин И.М. просил суд признать его выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Признать за ним статус ветерана боевых действий на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГ. Обязать комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа выдать ему удостоверение ветерана боевых действий установленного образца. Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации сумму причиненного вреда в размере <данные изъяты>.

В процессе рассмотрения дела истец и его представитель заявленные требования уточнили основные требования поддержали, при этом просили суд взыскать с ответчика Российской Федерации в лице Минфина РФ сумму причиненного вреда за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно, в размере <данные изъяты>.

К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и Комиссия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветеранов боевых действий Западного военного округа.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Просили суд их удовлетворить. Суду пояснили, что в настоящее время Абдулкину И.М. выдано удостоверение ветерана боевых действий, однако от ранее заявленных требований они отказываться не желают и поддерживают их в полном объеме.

Представитель ответчиков Министерства Обороны РФ, Орловского областного военного комиссариата, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Министерства обороны РФ в судебном заседании заявленные истцом исковые требования не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель комиссии ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель РФ в лице Минфина РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное дело в их отсутствие, о чем представил заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Абдулкин И.М. является военным пенсионером Министерства обороны РФ, уволен на основании приказа от ДД.ММ.ГГ. с действительной военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании п.п. «а» п.1 ст. 51 ФЗ, с правом ношения военной формы одежды и объявлением благодарности.

Исходя из представленных материалов личного дела и послужного списка следует, что в период военной службы, с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., находился в составе коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан. Выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта. Имеет право на льготы. Установленные постановлением Правительства РФ №280 от 31.03.1991г. исчисления выслуги лет – один месяц службы за три.

Из приказа командира войсковой части №*** №*** от ДД.ММ.ГГ. №*** следует, что Абдулкин И.М. на основании директивы КОМ.ФА от ДД.ММ.ГГ. №*** убыл в спецкомандировку для участия в миротворческих силах, сроком на 60 суток, выписан аттестат.

Согласно выписке из приказа Командующего коллективными миротворческими силами №*** от ДД.ММ.ГГ. <...> Абдулкин И.М. прибывший в состав ОК КМС по замене, зачислен в списки личного состава на все виды обеспечения, назначен на должность, считается приступившим к исполнению обязанностей.

После чего, на основании приказа от ДД.ММ.ГГ. №*** <...> Абдулкин И.М был исключен из списков личного состава, освобожден от занимаемых должностей и откомандирован к прежнему месту службы.

На основании приказа командира войсковой части №*** от ДД.ММ.ГГ. Абдулкин И.М. прибыл из спецкомандировки с ДД.ММ.ГГ..

Согласно справке штаба Коллективных миротворческих сил от ДД.ММ.ГГ. следует, что <данные изъяты> Абдулкин И.М. в период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. находился в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.

Кроме того, в материалы дела были представлены служебная характеристика указывающая на то, что истец являлся участником боевых действий на территории Республики Таджикистан, а также грамота, выданная истцу за образцовое выполнение задач командования по стабилизации обстановки и поддержанию мира в Республике Таджикистан, укреплению таджикско-афганской границы в зоне вооруженного конфликта.

При этом, имеется аттестация о соответствии занимаемой должности и сведения о нереализованном до настоящего времени наградном материале в отношении истца медалью <данные изъяты>», в том числе за участие и прохождение службы в составе Коллективных миротворческих силах в Республике Таджикистан.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами истец в ДД.ММ.ГГ через Военный комиссариат Орловской области обратился с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.

Однако, Комиссией Западного военного округа Министерства обороны России истцу было отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий по тому основанию, что с 01.01.2012г. вступил в силу ФЗ от 07.11.2011г. №307-ФЗ «О внесении изменения в ФЗ «О ветеранах», которым в раздел III Перечня включены основания для выдачи удостоверения – боевые действия в Республике Таджикистан (в периоды: сентябрь –ноябрь 1992г., с февраля 1993г. по декабрь 1997г.), в представленных документах не содержалось сведений об участии в боевых действиях, в связи с чем оснований для выдачи удостоверения не установлено.

При повторном обращении истца, комиссия пришла к аналогичному выводу ДД.ММ.ГГ, что подтверждается соответствующим заключением, то есть представленные выписки из приказов командира в/ч №*** участие заявителя в боевых действиях не подтверждают, о чем также имеется письменный отказ от ДД.ММ.ГГ..

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением N 1 к названному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Республике Таджикистан с сентября по ноябрь 1992 года и с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В соответствии с п. 7 Порядка выдачи удостоверения ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1177 (действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Пунктом 9 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

В силу п. 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, свидетельство о праве на льготы выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел, соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти (с учетом п. 2.12 настоящей Инструкции) на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.

Таким образом, непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, приказов о непосредственном участии истца в боевых действиях в Республике Таджикистан как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время не имеется. Представленные в отношении него документы не содержат сведений о его участии в боевых действиях, в них имеется информация о прохождении истцом военной службы и выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.. То обстоятельство, что истец находился на территории, на которой проводились боевые действия, само по себе не могло в период его обращения с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях и возложения на ответчика обязанности выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.

Такими образом, суд полагает, что совершенно обоснованно до внесения изменений в нормы закона ответчики отказывали истцу в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним статуса ветерана боевых действий на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГ, не имеется, в удовлетворении требований необходимо отказать.

Из представленного суду послужного списка следует, что истец с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., находился в составе коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан. Выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.

В связи с чем, суд полагает, что требование истца о признании его выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГг. заявлено необоснованно, так как данное право со стороны ответчиков не нарушено и дополнительного признания по решению суда не требует.

С 01 января 2016 года вступили в силу изменения в ФЗ «О ветеранах» на основании ФЗ №351 от 28.11.2015г., согласно которым внесены изменения в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, то есть установлено, что к ветеранам боевых действий относятся Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

В связи с указанными обстоятельствами, на основании заявления истца Орловский областной военный комиссариат ДД.ММ.ГГ. обратился с требованием в комиссию о выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий.

ДД.ММ.ГГ. истцу было выдано удостоверение ветерана боевых действий комиссией ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Министерства обороны РФ.

Таким образом, суд в настоящий момент, поскольку право истца было восстановлено в период рассмотрения дела, не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на комиссию ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» обязанности по выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий.

Кроме того, то обстоятельство, что в Закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2016г. и у истца возникло право на получение удостоверение ветерана боевых действий, которое в конечном итоге было ему выдано, суд полагает, не свидетельствует, что данное право истец имел с ДД.ММ.ГГ и тем самым его права нарушались со стороны ответчиков. Данное право, по мнению суда, у истца возникло после вступления в силу изменений в закон, то есть с 01.01.2016г. и именно с этой даты у истца возникло право на получение удостоверения.

Статья 28 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ) определяет, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством Российской Федерации. Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

Ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий и в силу ст. 23.1 указанного закона этим категориям граждан назначается ежемесячная денежная выплата. Размер ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции (п. 5 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3).

Требования истца к Российской Федерации в лице Минфина РФ основаны на нормах ст. 1069 ГК РФ.

Истец полагает, что в связи с отказом в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, считает, ему причинен вред в размере неполученной ЕДВ, так как он не имел возможности пользоваться установленными для ветеранов боевых действий мерами социальной поддержки. Согласно произведенному расчету, сумма причиненного ему вреда с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, составила <данные изъяты> рублей.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с изложенными нормами права необходимыми условиями применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков, вреда в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и возникшими негативными последствиями.

В судебное заседание не представлено доказательств того, что действия ответчиков являлись незаконными и в результате их действий истцу был причинен вред.

Право истца на получение удостоверения ветерана боевых действий возникло с января 2016 года, в связи с чем, удостоверение было ему выдано, на основании которого у истца в настоящий момент возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты.

В связи с указанными обстоятельствами, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании в его пользу с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны РФ вреда в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме <данные изъяты> рублей.

Таким образом, в удовлетворении требований истца необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абдулкина И.М. к Министерству Обороны РФ, Орловскому областному военному комиссариату, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» Министерства обороны РФ, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о признании выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, признании за ним статуса ветерана боевых действий с ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий установленного образца, взыскании суммы причиненного вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного текста решения суда через районный суд.

Председательствующий: Е.М. Гапонова

2-240/2016 (2-3441/2015;) ~ М-3693/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Абдулкин Игорь Михайлович
Ответчики
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа»
РФ в лице Министерста финансов РФ
Военный комисариат Орловской области
Министерство обороны РФ
комиссия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» по рассмотрению обращений
Другие
Новиков Андрей Викторович
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Гапонова Елена Михайловна
Дело на странице суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
14.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2015Передача материалов судье
16.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2015Подготовка дела (собеседование)
28.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2016Предварительное судебное заседание
11.01.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2016Судебное заседание
03.03.2016Судебное заседание
28.03.2016Судебное заседание
19.04.2016Судебное заседание
25.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2016Дело оформлено
31.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее