Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-16558/2016 от 06.06.2016

Судья Малахай Г.А. Дело № 33а-16558/2016 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июля 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Шелудько В.В.,

судей: Борс Х.З., Башинского Д.А.,

по докладу судьи Шелудько В.В.,

при секретаре Кульбакиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Канащенко Г.В. и представителя ООО «Капиталстройинвест» по доверенности Софьиной О.В. на решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

глава администрации муниципального образования г. Краснодар Евланов В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействительным и отменить решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю (далее – Комиссия) от 29 апреля 2015 года №17/7.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 29 апреля 2015 года Комиссией было рассмотрено заявление ООО «Капиталстройинвест» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, в результате чего установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 1495 кв. м, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования «для размещения многоуровневой парковки автотранспорта», в размере его рыночной стоимости равной 23 287181 руб.

Администрация МО г. Краснодар считает, что указанное решение является незаконным и нарушающим права администрации, поскольку отчет о рыночной стоимости составлен в нарушение законодательства об оценочной деятельности, а уменьшение кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании порочного отчета, приведет к безосновательному уменьшению наполняемости бюджета МО г. Краснодар.

Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2016 года административное исковое заявление удовлетворено. Также судом с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление Росреестра по Краснодарскому краю) в пользу ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» взыскана оплата за проведение судебной экспертизы в размере 60000 рублей.

В апелляционных жалобах представитель управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Канащенко Г.В. и представитель ООО «Капиталстройинвест» по доверенности Софьина О.В. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование требований указывают на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя управления Росреестра по Краснодарскому краю и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Лаптев Д.А., пояснения представителя ООО «Капиталстройинвест» по доверенности Софьиной О.В., настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб, пояснения представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Петросян Э.С., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваемое решение комиссии принято 29 апреля 2015 года, исковое заявление об оспаривании решения комиссии подано органом местного самоуправления в Краснодарский краевой суд 28 октября 2015 года.

При этом 30 июня 2015 года генеральный директор ООО «Капиталстройинвест» обратился в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар с заявлением о перерасчете арендной платы, приложив оспариваемое решение Комиссии.

Однако указанный департамент является самостоятельным юридическим лицом, и не обладает полномочиями на оспаривание решений Комиссии. В администрацию МО г. Краснодар сведения об оспариваемом решении Комиссии поступили 21 августа 2015 года.

Необходимо отметить, что департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар не уполномочен представлять интересы муниципального образования по спорам данной категории в судах, данными полномочиями наделено лишь правовое управление администрации МО г. Краснодар.

При таких обстоятельствах днем, когда администрации МО г. Краснодар стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, является 21 августа 2015 года.

Таким образом, установленный процессуальным законом срок административным истцом соблюден.

В обоснование нарушенных прав, свобод и законных интересов органа местного самоуправления административный истец ссылается на то обстоятельство, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка снижает размер арендных платежей, поступающих в бюджет муниципального образования. Поскольку администрация муниципального образования г. Краснодар является арендодателем земельного участка, кадастровая стоимость которого была пересмотрена комиссией, судебная коллегия полагает обоснованным обращение органа местного самоуправления в суд.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании подпункта «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Аналогичная норма закреплена в пункте 16 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Как усматривается из материалов дела, заседание комиссии по заявлению ООО «Капиталстройинвест» об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> было назначено на 15 часов 00 минут 29 апреля 2015 года.

В обоснование факта направления в адрес органа местного самоуправления уведомления с указанием даты и времени рассмотрения заявления ООО «Капиталстройинвест», представитель Комиссии предоставила копию этого уведомления со штампом исходящей корреспонденции, датированным 21 апреля 2015 года. При этом заявление общества поступило в Комиссию 10 апреля 2015 года, таким образом, уведомлении было подготовлено к отправке уже с нарушением установленного законом срока.

Уведомление поступило в орган местного самоуправления за три дня до проведения заседания Комиссии. Однако закон и порядок работы Комиссии устанавливают точный срок, отведенный для направления уведомления, несоблюдение которого нарушает право органа местного самоуправления на участие в заседании Комиссии, поскольку делает невозможным либо значительно затрудняет формулирование и обоснование правовой позиции в отношении поставленного вопроса.

Таким образом, Комиссия не обеспечила своевременное извещение администрации муниципального образования г. Краснодар о времени и месте проведения заседания.

Данное обстоятельство не позволило администрации муниципального образования г. Краснодар, являющейся заинтересованным лицом, реализовать предоставленные ей права, что могло повлиять на решение Комиссии по установлению кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года № 263, предписывает соответствующим комиссиям принимать решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по отчету о его оценке, если она отличается от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов. Если же отличие превышает тридцать процентов, комиссия отклоняет заявление о пересмотре, кроме случаев, когда заявитель, помимо отчета оценщика, представит положительное экспертное заключение, соответствующее установленным требованиям.

Следовательно, когда рыночная стоимость и кадастровая стоимость одного объекта недвижимости отличаются явно и значительно (свыше 30 процентов, как это предусмотрено указанным Порядком), замена одной стоимостной величины на другую выходит за пределы корректировки нормальных отклонений, законно обусловленных разницей в условиях и методах оценки. При таком расхождении указанный Порядок не допускает внесения простой поправки в кадастровую стоимость и предусматривает применение специальных юрисдикционных и экспертных средств, чтобы установить и обеспечить справедливое соотношение публичных и частных интересов.

В силу положений Закона об оценочной деятельности, а также приведенного Порядка, Комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, соответствия его положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также по проверке положительного экспертного заключения на отчет об оценке.

При рассмотрении заявления ООО «Капиталстройинвест» Комиссией установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости в размере 56 процентов.

В соответствии с пунктом 18 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются: дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами.

Также в протоколе в отношении каждого рассматриваемого заявления указываются: фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) (в случае, если заявление подано физическим лицом); наименование юридического лица и его основной регистрационный номер записи о государственной регистрации, адрес (в случае, если заявление подано юридическим лицом); наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, адрес (в случае, если заявление подано указанными органами); кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, его местонахождение и адрес (при наличии); основания подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде; результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений; сведения о саморегулируемой организации (саморегулируемых организациях) оценщиков, члены которой (которых) осуществили определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Комиссии не позднее трех рабочих дней с даты заседания.

Протокол, а также иные документы, представленные в Комиссию для целей рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости, подлежат хранению в течение пяти лет с даты проведения заседания Комиссии.

В рамках настоящего дела административным ответчиком не представлен протокол заседания комиссии при рассмотрении заявления ООО «Капиталстройинвест», в связи с чем, невозможно установить соблюдение порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также надлежащее выполнение проверки достоверности отчета об оценке рыночной стоимости и положительного экспертного заключения на отчет об оценке.

Вместе с тем, обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возложена процессуальным законом на административного ответчика.

Кроме того, в рамках настоящего дела проведены первичная и повторная судебные экспертизы.

Первичная судебная экспертиза проведена по ходатайству представителя административного истца на предмет проверки соответствия законодательству об оценочной деятельности отчета № 066/15 об определении рыночной стоимости, подготовленного ООО «Южная оценочная компания «Эксперт» от 26 марта 2015 года.

Судебным экспертом ООО «Аверс «Оценка и Экспертиза», в отношении отчета об оценке, представленного в Комиссию, дано положительное заключение.

Однако в ходе судебного разбирательства к участию в деле судом был привлечен специалист, являющийся экспертом ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности» и членом НП СРО «Деловой союз судебных экспертов» Леб А.В. В результате полученных от специалиста консультаций, возникли сомнения в обоснованности заключения первичной судебной экспертизы, с целью устранения которых по делу назначен повторная судебная экспертиза с постановкой того же вопроса, а также вопроса о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Согласно выводам повторной судебной экспертизы, оценщиком при составлении отчета от 26 марта 2015 года № 066-15 допущены нарушения требовании федеральных стандартов оценки. Содержание отчета не соответствует требованиям законодательства в части анализа рынка, анализа фактических данных о ценах, не описаны объем доступных рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов, что нарушает требования п. 11 и 22 ФСО №7 и ведёт к искажению результата оценки (приведены лишь данные о фактических ценах на незастроенные участки с ценами ниже среднего по району).

Использованные методы расчета рыночной стоимости объекта оценки выбраны верно, однако при их применении допущены существенные нарушения требований п.22 ФСО №7, п.п. 19 и 226 ФСО №1, а так же п.п. 4, 12 ФСО №3 (отбор аналогов произведён неверно, расчёт корректировок на месторасположение выполнен с нарушениями, влияющими на стоимость).

Информация, использованная оценщиком, не является достаточной, приведены неполные сведения о фактических ценах на рынке, указаны лишь данные о предложениях с ценами ниже среднего по району.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 13 марта 2012 года заставляет 35 750 000 рублей.

Судебная коллегия считает, что основания не доверять пояснением специалиста, а также выводам повторной судебной экспертизы, отсутствуют.

При данных обстоятельствах, отчет № 066-15 об определении рыночной стоимости земельного участка не может являться достоверным, допустимым и достаточным доказательством размера рыночной стоимости объекта оценки.

Положительное экспертное заключение №Э-0104/15-5 от 06 апреля 2015 года, подготовленное НП «Саморегулируемая организация «Ассоциация российских магистров оценки» на отчет № 066-15, является порочным, поскольку не выявило вышеуказанные нарушения, допущенные оценщиком в отчете.

При надлежащем исполнении своих полномочий по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости и положительного экспертного заключения на отчет об оценке, Комиссия не могла не выявить вышеуказанные нарушения законодательства об оценочной деятельности РФ.

При таких обстоятельствах решение Комиссии от 29 апреля 2015 года №17/7 подлежит отмене.

В соответствии со статьёй 111, частью 1 статьи 114, частью 3 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение о распределении судебных расходов следующим образом.

Повторная судебная экспертиза в рамках настоящего дела проведена ООО «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности», директором которого заявлено ходатайство о взыскании с административного истца оплаты за проведение судебной экспертизы в размере 60000 рублей.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.

При удовлетворении требований об оспаривании решения или действий (бездействия) Комиссии судебные расходы взыскиваются с государственного органа, при котором она создана, за счет казны Российской Федерации (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, оплата за проведение судебной экспертизы подлежит взысканию с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю за счет казны Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы представителя краевого управления Росреестра о том, что проверка отчета на предмет достоверности выходит за пределы полномочий Комиссии, является несостоятельным в силу следующего.

В силу п. 20 Порядка создания и работы комиссии в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствия отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2015 г. № 24-АПГ15-2.

Прочие доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, опровергающих выводы судебного решения. Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушения норм материального и процессуального права, не допущены.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о законности решения Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2016 года.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-16558/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АМО г.Кр-р
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" по КК
Другие
ООО "Капиталстройинвест"
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Шелудько Валерий Васильевич_0
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
09.06.2016Передача дела судье
12.07.2016Судебное заседание
19.07.2016Судебное заседание
11.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее