Дело № 3а-409/2020
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Песецкой С.В.,
при секретаре < Ф.И.О. >4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Передерий < Ф.И.О. >10 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной,
Установил:
административный истец Передерий < Ф.И.О. >11 через своего представителя < Ф.И.О. >8, действующего на основании доверенности, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, собственником которых она является:
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости <№..> рублей по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.01-НИ от 23.12.2019 г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> копеек по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.01-НИ от 23.12.2019 г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> копеек по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.01-НИ от 23.12.2019 г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> копейки по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рубль <№..> копейки по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> копеек по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости <№..> рубля <№..> копейки по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, в размере его рыночной стоимости <№..> рублей <№..> копеек по состоянию на <Дата>, определенного на основании отчета об оценке №231219.02-НИ от 23.12.2019г., подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г.
Административный истец мотивируют свои требования тем, что он уплачивает налог на имущество физических лиц, рассчитываемый из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости приводит к необоснованному увеличению налогу на имущество физических лиц.
В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренков Д.Л просит вынести законное и обоснованное решение с учетом материалов, имеющихся в деле.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. в своем отзыве на административное исковое заявление указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Каждый в своих ходатайствах представители административного истца Белодедов < Ф.И.О. >12 и Скляров < Ф.И.О. >13 действующие на основании доверенности просили рассмотреть дело в упрощенном порядке, без их участия, а также выразили согласие с результатами судебной экспертизы.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Буренков Д.Л. в своем ходатайстве также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
В тексте отзыва на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Остальные участники процесса ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили. Лицо, участвующее в деле, должно проявлять повышенную осмотрительность при совершении процессуальных действий и заботу о своих процессуальных делах, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что со стороны не явившихся лиц, участвующих в деле, имеет место отсутствие процессуального интереса в исходе рассмотрения данного дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от 03 июня 2020 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что административный истец Передерий < Ф.И.О. >14 является собственником девяти объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> определена уполномоченным органом по состоянию на <Дата> в размере <№..> рублей.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает указанные даты верными датами определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно данным отчетов об оценке отчета об оценке №231219.01-НИ, №231219.02-НИ от 23.12.2019 г., представленного административным истцом и подготовленного индивидуальным предпринимателем Кисличкиным Р.Г., рыночная стоимость объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубль <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубля <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчетов об оценке, представленных административным истцом, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости объектов недвижимости на даты определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от 27 января 2020 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы №24-91/2020 от 06 марта 2020 года, выполненному экспертом ООО «Альфа Эксперт», рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубля <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубля <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубля <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рубля <№..> копейки,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек,
- нежилого помещения с кадастровым номером <№..> по состоянию на <Дата> составляет <№..> рублей <№..> копеек.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки. Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, на основании этого исследования даны ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Экспертом при оценке объекта недвижимости были применены сравнительный и доходный методы, так как они наиболее полно и точно отражают действительную рыночную стоимость объектов экспертизы, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Обоснование отказа от применения затратного подхода экспертом приведено. Для согласования результатов оценки, полученных с использованием различных подходов, экспертом использован метод анализа иерархий.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости каждого объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты скидка на торг, поправка на этаж расположения, на наличие отдельного входа, на расположение относительно красной линии, поправка на масштаб площади, корректировки на состояние отделки, на тип объекта и т.д.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размеры рыночной стоимости объектов недвижимости являются достоверными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом при проведении экспертизы рыночная стоимость объектов недвижимости является достоверной.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 25 декабря 2019 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, материалы дела не содержат, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 25 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
административный иск Передерий < Ф.И.О. >15 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить в части.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..>) рублей <№..> копеек.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..>) рубля <№..> копеек.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..> площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..>) рублей <№..> копеек.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <Адрес...> (<№..> рубля <№..> копейки.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..> <№..>) рубля <№..> копеек.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..> <№..>) рублей <№..> копейки.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..> площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (шестнадцать миллионов девятьсот <№..>) рубля <№..> копейки.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> (<№..> <№..>) рублей <№..> копеек.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата> в размере <№..> <№..>) рублей <№..> копеек.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№..> считать <Дата>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№..>
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: