Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3901/2021 ~ М-4018/2021 от 16.11.2021

Дело №2-3901/2021

УИД: 23RS0003-01-2021-007493-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года                                               город-курорт Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                                              Абраменко С.В.

при секретаре                                                                Аксариди П.Н.,

с участием:

истца                                      Машинской А.В.

представителя ответчика - Управления образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Зайцевой О.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Машинской А.В. к Управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обязании создать и предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Машинская А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обязании создать и предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

В обоснование исковых требований истец указывает, что ее несовершеннолетний ребенок Р.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в очереди на получение места в детском саду, желаемой датой зачисления ребенка в дошкольное учреждение ею была указана дата - ДД.ММ.ГГГГ. До начала <данные изъяты> стояли в очереди под номером , с <данные изъяты> очередь начала двигаться назад к началу зачисления детей в детские сады и они оказались в очереди под номером .

На желаемую дату зачисления ее ребенок не получил места в детском саду, сотрудники отдела образования объяснили это тем, что их очередь еще не подошла, а определение ребенка в детский сад на полный день вне очереди, повлечет нарушение прав детей льготной категории граждан, состоящих на учете впереди их.

Истцу была предложена группа полного дня в детском саду п. Сукко, указанный детский сад находится очень далеко, что нарушает ее права.

В связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в приеме в образовательную организацию, истец просит обязать управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа зачислить ее ребенка в детский сад «<данные изъяты>» на полный день, как детский сад, который соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям и находится в пределах географической доступности.

В судебном заседании истец Машинская А.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - Управления образования администрации МО г-к Анапа Зайцева О.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Машинской А.В. по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебное заседание не явился, причину своей неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Машинская А.В. является матерью несовершеннолетнего Р.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается представленной светокопией свидетельства о рождении Х- МЮ от ДД.ММ.ГГГГ.

Машинская А.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно имеющихся в материалах дела заявлений, Е.А.В. обращался в управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), а также в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа (вх. б/н от ДД.ММ.ГГГГ), и повторно в управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлениями о предоставлении места в детском муниципальном дошкольном образовательном учреждении с режимом пребывания – полный день.

Сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО г-к Анапа истцу отказано в предоставлении Р.Д.А. места в группе полного дня в МАДОУ «<данные изъяты>». Уполномоченный орган сообщил о необходимости ожидания в очереди.

Аналогичные ответы были даны Управлением образования администрации МО г-к Анапа Машинской А.В. (Темновой А.В.) от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение, по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение, по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Администрация муниципального образования город-курорт Анапа – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Анапа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края (пункт 1 статьи 33 Устава муниципального образования город-курорт Анапа, Принят Решением Совета города-курорта Анапа от 28 июня 2005 г. N 77, далее - Устав).

В соответствии с подп. 1 ст. 40 Устава администрация организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Краснодарского края.

Управление образования является отраслевым органом администрации (п. 1.1. Положения об Управлении образования администрации города-курорта Анапа, утверждено решение Совета города-курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ ).

Соответственно, исходя из приведенных выше норм, именно к ведению Администрации относится принятие решений об организации предоставления общедоступного образования в муниципальных образовательных организациях города.

Пунктом 19 Письма Министерства образования и науки РФ от 08.08.2013 № 08-1063 предусмотрено, что при отсутствии свободных мест в выбранных ДОУ родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Аналогичной позиции придерживается в своем Постановлении № 5-П от 15.05.2006 Конституционный суд РФ.

Требование территориальной доступности образовательных учреждений обусловлено интересами охраны здоровья детей и на федеральном уровне в виде пешеходной доступности образовательных учреждений предусмотрено пунктом 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где указано, что при строительстве дошкольных организаций следует учитывать радиус их пешеходной доступности в данном случае не более 300 м.

Все указанные выше нормативные акты поддержал 05 июля 2017 года Конституционный суд РФ в своем Постановлении 18-П, указав, что образовательное учреждение должно находиться в пешеходной доступности от места жительства.

Таким образом, требование безопасной физической досягаемости (территориальной доступности) детских дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, напрямую исходит из необходимости обеспечить общедоступность дошкольного образования для всех детей вне зависимости от их места (адреса) проживания.

Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Исходя из приведенных правовых норм, юридически значимыми обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Формирование очереди и направление детей в образовательную организацию осуществляется исключительно в автоматическом режиме с учётом даты подачи заявления, даты желаемого зачисления, указанной в заявлении, возрастной категории ребёнка, заявленных льгот, заявленных образовательных организаций при условии наличия свободных мест.

Так, в соответствии с Письмом Министерства образования и Науки РФ от 08.08.2013 № 08-1063 - под очередностью в ДОУ понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список (п. 2).

Соответственно, очередность – это не система, в которой ребенок находится в очереди за другими детьми, а учет детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении на текущий год. Администрация муниципального образования г-к Анапа, Управление образование должны обеспечить всех детей, которые нуждаются в предоставлении места.

Таким образом, только нормативно-правовыми актами РФ регламентируется доступность дошкольного образования, а не автоматизированными системами учета.

На момент обращения у истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения его ребенком места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).

В связи с этим у администрации возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования.

Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении администрацией муниципального образования г-к Анапа предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, не предлагались, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией исчерпывающих мер по обеспечению ребенка истца возможности получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не имеется.

В связи с этим конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование нарушено бездействием органа местного самоуправления, что свидетельствует об обоснованности искового заявления и необходимости его удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое требование Машинской А.В. к Управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа об обязании создать и предоставить место в дошкольном образовательном учреждении – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации муниципального образования г-к Анапа в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка истца Машинской А.В. - Р.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

Обязать Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Анапа, создать и предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня в доступной близости от места проживания истца Машинской А.В. - законного представителя несовершеннолетнего Р.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд.

    Председательствующий:

2-3901/2021 ~ М-4018/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Машинская Анастасия Владимировна
Ответчики
управление образования администрации МО г-к Анапа
Суд
Анапский городской суд Краснодарского края
Судья
Абраменко Светлана Васильевна
Дело на странице суда
anapa-gor--krd.sudrf.ru
16.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2021Судебное заседание
22.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее