Дело № 2-62/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2012 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рего А.И. к Администрации Ведлозерского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании акта обследования помещения, заключения о признании жилого помещения пригодным для проживания недействительными, обязании поставить на учет по улучшению жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Ведлозерского сельского поселения, Администрации Пряжинского национального муниципального района по тем основаниям, что он проживает в доме <адрес>. Жить в доме тяжело, так как в нем холодно, фундамент непрочный, необходим ремонт печей. Истец является ветераном войны, несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. В связи с изложенным Рего А.И. просит признать акт обследования помещения, заключение о признании жилого помещения пригодным для проживания недействительными, обязать ответчиков поставить его на учет по улучшению жилищных условий.
В судебное заседание истец не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Гарнин В.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении, а также на основании выводов судебной строительно-технической экспертизы, выполненной А.», уточнив дату с которой истца следует поставить на учет - ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления). По существу иска дополнил, что истец имеет право на меру социальной поддержки в виде субсидии в связи с тем, что проживает в доме, непригодном для проживания. Данный дом был построен истцом ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на незначительный срок эксплуатации, дом обветшал, в зимнее время в нем холодно, фундамент разрушен, туалет на улице. Технического паспорта на дом нет, так как до настоящего времени дом не введен в эксплуатацию. Надлежащим ответчиком по делу полагал Администрацию Ведлозерского сельского поселения, иск к Администрации Пряжинского национального муниципального района не поддержал. Просил взыскать с Администрации Ведлозерского сельского поселения судебные издержки, связанные с расходами по оплате строительно-технической экспертизы в размере <данные изъяты>
Представитель ответчика - Администрации Ведлозерского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Администрации Пряжинского национального муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск законным, обоснованным, но подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Рего А.И., в соответствии с удостоверением имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что ответчиком не оспаривалось.
Истец проживает в доме <адрес>. По утверждению стороны истца данный дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Технического паспорта на дом нет, до настоящего времени дом не введен в эксплуатацию. Дом в связи с его износом непригоден для проживания. Объекты недвижимого имущества на праве собственности у Рего А.И. отсутствуют, также Рего А.И. не является нанимателем какого-либо жилья по договору найма.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п. 3 ч. 1 ст. 15).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.07.2010 г. № 1414 ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» и постановлением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О Ветеранах» (действующее на момент обращения истца с заявлением), которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, членов семей погибших (умерших) ветеранов, мер поддержки по обеспечению жильем. Обеспечение жильем ветеранов, в соответствии с указанным Постановлением Правительства Республики Карелия осуществляется в форме предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность. Кроме того, указанным постановлением образована Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, членов семей погибших (умерших) ветеранов, которая определяет граждан - кандидатов на обеспечение жильем исходя из объема субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан в текущем году, на основании единого списка, указанного в пункте 2 настоящего Порядка.
Таким образом, одним из условий возникновения у граждан, относящихся к категории ветеранов (участников) Великой Отечественной войны, в соответствии с указанным законом «О ветеранах» права на обеспечения указанной мерой социальной поддержки, является постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из письменных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Рего А.И. обратился в жилищную комиссию <данные изъяты> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссии (далее- Комиссия) по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания произвела обследование жилого дома <адрес>. На основании указанного акта межведомственной комиссии, указанная Комиссия, ДД.ММ.ГГГГ приняла заключение о том, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, и имеют степень износа, при котором обеспечивается безопасность для пребывания граждан и сохранности имущества. То есть дом, в котором проживает истец, был признан пригодным для проживания.
На основании акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания Администрацией Ведлозерского сельского поселения Рего А.И. было отказано в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (по улучшению жилищных условий).
Между тем, согласно заключению судебной строительной технической экспертизы А. при обследовании дома <адрес>, установлено, что физический износ жилого дома на момент обследования составляет 41%, однако крыша дома находится в аварийном состоянии, чердачное перекрытие и полы с несущими балками - в недопустимом, а фундаменты и стены в ограниченно-работоспособном состоянии. Вышеуказанное жилое помещение является непригодным для проживания. Несущие и ограждающие конструкции дома находятся в неработоспособном состоянии, не обеспечивают надежность жилого дома и безопасное пребывание в нем граждан (нарушен п. 10 Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, (далее по тексту - Положения), не обеспечены требования пожаробезопасности при эксплуатации печей и электросетей (нарушен п. 14 Положения), перекрытие над подпольем и чердачное перекрытие дома не имеют теплоизоляции, обеспечивающей в холодный период года нормативные показатели в помещениях по температуре и влажности (нарушен п. 15 Положения), высота жилых комнат менее требуемых 2,5м (нарушен п. 22 Положения). Для устранения всех выявленных отклонений от нормативных требований потребуется проведение реконструкции дома. Самостоятельное проживание Рего А.И. в указанном жилом помещении с учетом состояния здоровья и возраста невозможно.
Указанное заключение ответчиком не оспорено, доказательств, опровергающих выводы экспертов о непригодности спорного жилого помещения, в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Доводы ответчика, изложенные ранее в судебном заседании о том, что дом истца является пригодным для проживания, поскольку его физический износ составляет 60 %, не могут быть приняты судом, поскольку в соответствии с п. 33 Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Таким образом, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания и в случае ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания отдельными его частями эксплуатационных характеристик, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
На основании представленных стороной истца доказательств, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение <адрес> является непригодным для проживания, а Рего А.И. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах отказ Администрации Ведлозерского сельского поселения Рего А.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося, принятый на основании акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Также незаконными являются и акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ Рего А.И. подлежит принятию Администрацией Ведлозерского сельского поселения на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты его обращения в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Надлежащим ответчиком по делу является Администрация Ведлозерского сельского поселения, поскольку в силу положений ст. 52 ЖК РФ только она наделана полномочиями по принятию решений о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказе в этом. В иске к Администрации Пряжинского национального муниципального района надлежит отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при рассмотрении дела были понесены расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в А. в размере <данные изъяты>., что подтверждается счетом на оплату, квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, кассовым чеком. Учитывая удовлетворение исковых требований Рего А.И. в полном объеме, в силу ст. 98 ГПК РФ с Администрации Ведлозерского сельского поселения в пользу Рего А.И. подлежит взысканию в счет возмещения судебных издержек <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконными акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного <адрес>, заключение № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного <адрес>, пригодным для постоянного проживания.
Обязать Администрацию Ведлозерского сельского поселения принять Рего А.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
В иске к Администрации Пряжинского национального муниципального района отказать.
Взыскать с Администрации Ведлозерского сельского поселения в пользу Рего А.И. судебные расходы по оплате строительно-технической экспертизы в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 18.04.2012 г.