Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 21 марта 2019 года
дело № 2-786/2019
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Губской Н.В.
при секретаре Ушаковой Т.А.
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Насекиной ФИО14 к администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района, Главному управлению строительства Тюменской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы,
У С Т А Н О В И Л:
Насекина Л.Ш. обратилась в суд с иском к администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района, ГУС Тюменской области о признании незаконным распоряжения администрации Каменского муниципального образования Тюменского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года об исключении семьи Насекиных из списка участников подпрограммы по реализации муниципальной целевой программы «Жилье для молодой семьи Тюменского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы», возложении обязанности по включению семьи Насекиных в состав участников подпрограммы. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года семья, в составе Насекина Павла Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Насекиной ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и двоих детей Насекиной ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Насекиной ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно уведомлению ДД.ММ.ГГГГ № № семья Насекиных включена в резервный список претендентов на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы на получение социальных выплат для молодых семей за номером 82. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № № порядковый номер семьи Насекиных составлял № а согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № № номер очереди семьи Насекиных был № Указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году в семье Насекиных родился третий ребенок. Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья ДД.ММ.ГГГГ году семья Насекиных должна была быть поставлена в список в первую очередь. Между тем, распоряжением администрации Каменского МО от ДД.ММ.ГГГГ № № семью Насекиных исключили из списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с достижением Насекиным П.Н. предельно допустимого возраста. Истец указывает, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья Насекиных отвечала предъявляемым требованиям для включения в списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты. Полагает, что в связи с ограниченностью средств софинансирования социальных выплат, семья не получила социальной выплаты в период действия программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ год. Истец считает, что распоряжение администрации Каменского МО ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам законодательства, поскольку оснований для исключения из участников подпрограммы, тем более в связи с достижением 35-летнего возраста, законодательство не содержит; при включении семьи истца в состав участников подпрограммы, она отвечала установленным в ней требованиям; неполучение социальной помощи в период действия прежней программы в связи с недостаточным финансированием, или по другим основаниям, по мнению истца, не может аннулировать право семьи истца на получение социальной выплаты в рамках новой аналогичной программы. По окончанию действия программы в ДД.ММ.ГГГГ году социальная выплата не была получена семьей истца. Вместе с тем, по мнению истца, отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников Программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Считает, что достижение возраста <данные изъяты> лет не может являться основанием для исключения из очереди на получение социальной льготы, в противном случае был бы нарушен один из наиболее значимых принципов гражданско-правовой юридической стабильности правового положения субъектов права, то есть ясности относительно наличия прав и обязанностей в конкретном правоотношении, а также гарантии защиты приобретенных прав и законных ожидании. Полагает, что поскольку её семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в программе, подлежащей для реализации в ДД.ММ.ГГГГ годы, оснований для ее исключения не имелось.
Истец Насекина Л.Ш., третье лицо Насекин П.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель истца Миренский Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Каменского МО – Величко А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69), в судебном заседании с иском не согласился, считая принятое органом местного самоуправления распоряжение, оспариваемое истцом, законным и обоснованным.
Представитель ответчика администрации Тюменского муниципального района – Шмунк Л.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 77), в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, о чем представил отзыв (л.д. 42-43).
Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области – Яковлев И.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 78), возражал против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 79-82).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования Насекиной Л.Ш. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, в ее состав включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (далее по тексту Правила).
Согласно п. 6 указанных Правил (в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ года) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует орган местного самоуправления и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Условия и формы участия в программе, механизм финансирования, расчет и размер социальной выплаты, механизм работы по выдаче свидетельств, условия отбора банков для участия в реализации программы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Порядок предоставления за счет средств областного бюджета субсидий местным бюджетам на предоставление молодым семьям социальных выплат, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей- участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка, порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году, порядок и условия признания молодой семьи имеющей доходы либо иные денежные средства, достаточным для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливается Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года № в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N №, Закона Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее по тексту Положение Тюменской области).
В соответствии с п. 1.4 указанного Положения Тюменской области (в редакции от 15 октября 2012 года) участником подпрограммы является молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия уполномоченным органом исполнительной власти области решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает <данные изъяты> лет;
б) признание семьи нуждающейся в жилом помещении;
в) постоянно проживающие в Тюменской области, имеющие доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Также в соответствии с указанным Положением Тюменской области для участия в подпрограмме молодая семья в срок с 1 января до 1 августа года, предшествующего планируемому, подает в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства документы, перечисленные в пункте 2.1., на основании предоставленных документов, органы местного самоуправления организуют работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в течение 10 дней со дня поступления документов принимают решение о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты либо об отказе в таком признании. В 5-дневный срок со дня принятия решения орган местного самоуправления направляет молодой семье письменное уведомление, в котором сообщает о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для целей предоставления социальной выплаты или об отказе в таком признании с указанием оснований отказа. Органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, и представляют указанные списки в уполномоченный орган исполнительной власти области в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Положения.
Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления. Форма этого списка определяется уполномоченным органом исполнительной власти области. Списки формируются исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в подпрограмме, количества детей. Уполномоченный орган исполнительной власти на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Молодые семьи включаются в сводный список в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Сводный список формируется по муниципальным образованиям. Уполномоченный орган исполнительной власти с учетом субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов) и молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - резервный список).
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома» уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Положения определено Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении положения о Главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области» внесены изменения, из названия Главного управления строительства Тюменской области исключены слова «жилищно-коммунального хозяйства».
Из материалов дела судом установлено, что Насекина Л.Ш. ДД.ММ.ГГГГ года обратилась с заявлением к главе администрации Каменского МО о включении её и членов её семьи: супруга – Насекина ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и двоих детей Насекиной ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Насекиной ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, а также признании её семьи нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 15-16).
Согласно справке, выданной администрацией Каменского МО, на основании распоряжения администрации Каменского муниципального образования Тюменского района от ДД.ММ.ГГГГ года № «О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках предоставления социальной выплаты и имеющей достаточные доходы» семья истца была признана нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления социальной выплаты и имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 22). Данные обстоятельства не оспаривались представителями ответчиков в судебном заседании.
Таким образом, судом установлено, что семья Насекиных была признана нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке и на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей – участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, изъявивших желание получить социальную выплату, в связи с чем администрацией Каменского МО была включена в список молодых семей на получение социальных выплат для молодых семей, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 17).
Из объяснений представителей сторон в судебном заседании и представленных документов судом установлено, что по окончании действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы право семьи Насекиных на получение социальной выплаты на строительство индивидуального жилого дома было не реализовано.
Согласно п. 2.6 Постановления Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ N № (ред. от 20.03.2017) "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в ДД.ММ.ГГГГ году» участниками подпрограммы признаются молодые семьи, включенные ДД.ММ.ГГГГ годах в резервные списки на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы и не использовавшие право на получение социальной выплаты. При наличии нескольких заявлений молодой семьи на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы днем подачи заявления считается день, указанный в последнем поданном заявлении. В случае рождения (усыновления) ребенка (детей), если иные обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи), не изменились, молодая семья включается в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по дате первоначального заявления с учетом родившихся (усыновленных) детей. Органы местного самоуправления формируют списки молодых семей - участников подпрограммы в ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с порядком, установленным настоящим Порядком, и представляют указанные списки в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Порядка.
Согласно п. 4.4 названного Постановления, если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в подпрограмме. Подтверждение согласия на участие в подпрограмме осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) заявления (в произвольной форме) в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего Порядка. В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, не изменились.
Судом установлено, что семья Насекиных была включена в резервный список на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы приказом Главного управления строительства Тюменской области № № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков ДД.ММ.ГГГГ год в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», что подтверждается уведомлениями администрации Каменского МО, администрации Тюменского муниципального района (л.д. 18, 19).
Как следует из материалов дела, Насекина Л.Ш. своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила согласие на участие семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, а также об изменении состава семьи в связи с рождением ребенка Насекина ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 23).
Материалами дела также подтверждается, что на основании заявления Насекиной Л.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27) администрацией Каменского МО издано распоряжение № ДД.ММ.ГГГГ «О признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты и имеющие достаточные доходы» которым семья в составе: Насекина ФИО22, Насекиной ФИО23 Насекиной ФИО24, Насекиной ФИО25 и Насекина ФИО26 признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления социальной выплаты и имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 28).
Решением Тюменского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим в силу ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлено, что распоряжением администрации Каменского МО ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении списка молодых семей на получение жилищных субсидий» утверждён список молодых семей участников подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ на получение жилищных субсидий по Каменскому МО. Семья Насекиных включена в указанный список участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год по Каменскому МО под номером 5.
Указанным решением также установлено, что приказом Главного управления строительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении сводного списка молодых семей-участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату ДД.ММ.ГГГГ году», утвержден сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году по Тюменской области, в который включена семья Насекиных под № №
Распоряжением администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, изъявивших желание получать социальную выплату в 2017 году» истец и его семья была исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП (л.д. 45-55).
Как видно из материалов дела, на основании указанного распоряжения администрацией Каменского МО издано распоряжение № 25 от 03.03.2017 «Об исключении семьи Насекиных из списка молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году» (л.д. 29).
Из объяснений представителя ответчика – администрации Каменского МО установлено, что в указанном распоряжении ошибочно указано об исключении истца и членов его семьи из списка претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем в дальнейшем было вынесено распоряжение администрации Каменского МО № № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Распоряжение администрации Каменского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № №», в соответствии с которым семья Насекиных исключена их списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы (л.д. 67).
Суд принимает данные объяснения представителя ответчика, поскольку в соответствии с Положением Тюменской области списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (список претендентов) утверждается уполномоченным органом исполнительной власти (ГУС Тюменской области).
Между тем, сведений о том, что истец и члены её семьи были включены в список претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, суду не представлено.
Судом установлено, что основанием для исключения истца и членов его семьи из списка участников подпрограммы «Об исключении молодых семей из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы, изъявивших желание получать социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ году, явилось достижение Насекиным П.НДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста <данные изъяты> лет, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно п. 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает <данные изъяты>, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей-участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6.4.1. Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 78-п "Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства" в случае, если до дня предоставления социальной выплаты органом местного самоуправления будет установлено, что у молодой семьи отсутствуют основания для участия в подпрограмме, а также в случае несоответствия жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 1.6 настоящего Порядка, орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы (если свидетельство не выдано).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое истцом распоряжение администрации Каменского МО от ДД.ММ.ГГГГ № №, с учетом внесенных изменений на основании распоряжения администрации Каменского МО ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Распоряжение администрации Каменского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ», соответствуют требованиям закона.
При этом, суд не принимает доводы истца о том, что указанное распоряжение нарушает её права и законные интересы, так как, включив её семью в данную программу, государство, тем самым, признавая ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, поэтому исключается произвольный отказ от него.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в определении от 15.01.2015 N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной Ксении Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями подпункта "а" пункта 6 и подпункта "а" пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования", во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (п. "в", "ж" ч. 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (п. п. "а" п. 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия, предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Возможность приобретения семьей истцов субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе, с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Федеральным законодательством, а также законодательством Тюменской области предусмотрено, что условием участия семьи в подпрограмме и, соответственно, включения семьи в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, является возраст её участников, который не должен превышать <данные изъяты> лет у каждого супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в связи с чем отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года № 78-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», ст.ст. 3, 12, 56, 67, 68, 71, 98, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Насекиной ФИО27 к администрации Каменского МО Тюменского района Тюменской области, администрации Тюменского муниципального района, Главному управлению строительства Тюменской области о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья (подпись) Н.В. Губская
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья Н.В. Губская