РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» сентября 2021 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Карташовой Ю.А.,
с участием зам. прокурора Красноярского района Букреева В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1410/2021 по иску Прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении действия права на управления транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с иском к ФИО2 о прекращении действия права на управления транспортным средством. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Кировского района проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области, в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
Было установлено, что 05.09.2014 ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдано водительское удостоверение №№, при этом с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя» в ГБУЗ «<адрес> наркологический диспансер».
ФИО2 имеет заболевание, являющееся медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, в связи с чем, право управления транспортным средством подлежит прекращению.
В судебном заседании зам. прокурора Красноярского района Самарской области Букреев В.Е. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить и прекратить право управления транспортным средством ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия административного ответчика по его последнему известному месту жительства.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав в судебном заседании зам. прокурора Красноярского района Самарской области, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как следует из статьи 23.1 данного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством" в данный Перечень входят психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Согласно статье 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
По смыслу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами является необходимым условием для получения права на управление транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Согласно пункту 29 Приложения № Приказа Министерства Здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ № к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами в дополнение к общим медицинским противопоказаниям относятся хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что управление транспортным средством категории "В", "С" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: стойкая ремиссия (выздоровление). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с приложением к названному Приказу срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года (ст. 2 п. "а").
Статья 28 Закона о безопасности дорожного движения предусматривает в качестве основания прекращения действия права на управление транспортными средствами выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право управления транспортными средствами категории «В,В1» на основании водительского удостоверения серия № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя» в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер».
Согласно сведений, представленных ГБУЗ " Самарский областной наркологический диспансер " следует, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя».
В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что имея настоящее заболевание ФИО2 было выдано водительское удостоверение серия № от ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке поставлен диагноз «Синдром зависимости от алкоголя», наличие которого исключало возможность приобретения и использования им права управления транспортными средствами всех категорий. Однако вопреки требованиям закона, данное право в настоящее время ответчику предоставлено, что было выявлено в ходе проведения прокуратурой Красноярского района Самарской области проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Решения врачебной комиссии о прекращении диспансерного наблюдения не имеется. Доказательств о том, что наступила стойкая ремиссия в течение не менее трех лет так же не имеется.
На основании изложенного, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ФИО2, при наличии права управления транспортными средствами категорий «В,В1», состоящий на диспансерном наблюдении с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя», имеет препятствия к дальнейшему осуществлению деятельности, связанной с управлением транспортными средствами.
Учитывая изложенное, деятельность административного ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц. Таким образом, право на управление транспортными средствами ФИО2 подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст.ст. 23-25, 27-28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Кировского района г.Самары к ФИО2 о прекращении действия права на управления транспортным средством – удовлетворить.
Прекратить право управления транспортными средствами ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать водительское удостоверение №№, выданное ДД.ММ.ГГГГ, в ФИО6 МВД России по <адрес> с целью его аннулирования.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную пошлину в доход муниципального района Красноярский Самарской области в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - И.А. Ключникова