Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-994/2020 ~ М-620/2020 от 26.02.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 мая 2020 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-994/2020 по административному исковому заявлению Шароновой А.И. к Администрации г.о.Самара о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Шаронова А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявления указано, что Шаронова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид 1 группы, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Казбоева В.М., проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 45,9 кв.м, жилой площадью 28,7 кв.м, где вместе с ней проживают еще три человека: дочь - Воронова Е.В., внук - Воронов А.В. и муж дочери - Денисов И.А. Иного жилья Шаронова А.И. не имеет, с 10.10.1990 состоит не учете нуждающихся в жилых помещениях в составом семьи 3 человека, на 2019 год номер очереди в списке нуждающихся - 5314.

08.04.2019 Шаронова А.И. обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара, осуществляющий обеспечение жильем ветеранов ВОв, с соответствующим заявлением, приложив необходимые документы. Письмом от 16.04.2019 Департамент сообщил, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 15.04.2019 №743 ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке Закона №5-ФЗ. В этом же письме Департамент сообщил, что после издания акта органа местного самоуправления, утверждающего решение комиссии, она будет извещена дополнительно. Никакого извещения далее не последовало, акт местного самоуправления ей не направлялся, о возможности обжалования указанного акта в судебном порядке не сообщалось. Только 05.06.2019 Департамент опеки в ответе, адресованном дочери заявителя, разъяснил, что основанием для отказа явился факт вселения в квартиру, в которой она проживает, Денисова И.А., что привело к ухудшению жилищных условий.

С таким решением административный истец не согласна, так как Денисов И.А. вселен в квартиру в качестве члена семьи (мужа) ее дочери Вороновой Е.В. Дочь с мужем и её сыном ведут отдельное хозяйство на основе отдельного бюджета. Квартира для проживания двух и более семей не приспособлена, так как жилые комнаты являются смежными. Вселение в квартиру Денисова И.А. осуществлялось его женой, которая является сособственником квартиры. Никаких преднамеренных действий по ухудшению своих жилищных условий административный истец не совершала, состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий еще до вселения Денисова И.А. Дочь и ее муж Денисов И.А. какого-либо иного жилья не имеют.

В ноябре 2019 года Шаронова А.И. подала в Администрацию г.о. Самара новое заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором Денисов И.А. был правильно указан в качестве мужа ее дочери Вороновой Е.В. Письмом от 06.12.2019 Департамент опеки отказал в рассмотрении этого заявления, так как ранее уже было подано аналогичное заявление и аналогичный пакет документов, и предложил обжаловать распоряжение от 15.04.2019 №743. При этом срок для обжалования указанного распоряжения пропущен, а само распоряжение ей не было предоставлено. Административный истец полагала, что ее заявление от 18.11.2019 подлежало рассмотрению по существу с вынесением соответствующего распоряжения. При этом в силу своего престарелого возраста (90 лет) и очень плохого состояния здоровья она не могла осознавать всех юридических тонкостей и моментов относительно сроков обжалования и правил рассмотрения заявлений с новыми обстоятельствами.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Шаронова А.И. просит: восстановить процессуальный срок на обжалование распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара от 15.04.2019 об отказе в постановке ее на учет в качестве, нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от 15.04.2019 об отказе в постановке Шароновой А.И. как вдовы участника ВОв на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать Администрацию г.о. Самара осуществить постановку Шароновой А.И. как вдову участника ВОв на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Преображенский Р.В. (по доверенности) требования поддержал, дал пояснения аналогичные, изложенным в административном иске.

Представитель Администрации г.о.Самара, Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара – Филатова И.С. (по доверенностям) возражала против удовлетворения заявленных требований по основания, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о. Самара – Баева В.Р. (по доверенности) административный иск не признала.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 указанной статьи члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из материалов дела следует, что Шаронова А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего 29.05.1991 инвалида Великой Отечественной войны Казбоева В.М., имеет льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих Федеральным законом «О ветеранах», является инвалидом 1 группы (т.1 л.д. 9-17).

Шаронова А.И. проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 45,9 кв.м по адресу: <адрес>, находящейся в общей долевой собственности Шароновой А.И. (доля 1/4), ее дочери Вороновой Е.В. (доля 1/4), ее внука Воронова А.В. (доля 1/2) (т.1 л.д.32-37).

В указанной квартире помимо Шароновой А.И. зарегистрированы 3 человека: ее дочь Воронова Е.В., ее внук Воронов А.В. и муж дочери - Денисов И.А. (т.1 л.д.29).

Из материалов учетного дела Департамента управления имуществом г.о. Самара следует, что с 11.10.1990 по 13.10.2014 Шаронова А.И. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в составе семьи своего супруга Кабзаева В.М. Снята с учета распоряжением от 13.10.2014 №5088 в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма (обеспеченность заявителя и членов семьи заявителя жилой площадью более 9,0 кв.м на человека, смерть заявителя) (т.1 л.д.55-67).

Постановлением Администрации Кировского района г.Самары от 17.05.2000 №963 Шароновой А.И. как инвалиду 1 группы была присвоена льготная очередь. Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от 28.02.2020 №492 Шаронова А.И. исключена из списка инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи со снятием с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с Положением «О Департаменте опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара», утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 03.12.2015 N 47 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 22.12.2017 N267) с 01.01.2018 Департамент осуществляет полномочия по ведению учета (формированию списков) граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ «О ветеранах».

04.03.2019 Шаронова А.И. в лице представителя Вороновой Е.В. обратилась в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова инвалида ВОв с составом семьи из 1 человека в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (т.1 л.д.39-40, 131).

В соответствии с постановлением Главы г.о.Самара от 11.11.2008 №988 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения для отдельных категорий граждан» учетная норма для указанной категории граждан составляет 14 кв.м.

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от 15.04.2019 №743 ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 1 ч. 3 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с совершением намеренных действий по ухудшению жилищных условий и неистечением 5-летнего срока с момента совершения таких действий (т.1 л.д. 127).

Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что 17.10.2018 с разрешения всех собственников в квартиру вселен Денисов И.А. (указанный как внук сестры). До регистрации Денисова И.А. заявитель в улучшении жилищных условий не нуждалась, обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала учетную норму. Об этом Департамент сообщил дочери заявителя Вороновой Е.В. письмом от 05.06.2019 (т.1 л.д. 23-24).

18.11.2019 Шароновой А.И. вновь подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в котором указано, что Денисов И.А. является мужем дочери Вороновой Е.В. (т.1 л.д.192-193).

Согласно письму Департамента опеки №1-02/2-03-02-1/3944 от 03.12.2019 данное заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что ранее рассмотрено аналогичное заявление, повторное решение о принятии на учет или отказе в принятии на учет не предусмотрено; разъяснено право обжаловать распоряжение от 15.04.2019 №743 (т.1 л.д.26-28).

В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исходя из положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ и с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N258-О-О, ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В силу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается административным ответчиком, что дочь Шароновой А.И. - Воронова Е.В. и Денисов И.А. с 26.01.2019 состоят в зарегистрированном браке (л.д.68).

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля Воронова Е.В. пояснила, что Денисов И.А. проживает с ней в вышеназванной квартире с 2016 года, они ведут совместное хозяйство, отдельно от Шароновой А.И., последняя дала согласие на вселение Денисова И.А. в жилое помещение.

В соответствии со статьей 31 Семейного кодекса Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Исходя из норм семейного законодательства, семья имеет право на совместное проживание, ведение общего хозяйства и совместное воспитание детей, что обусловливает отношения по совместному использованию жилья.

Вступление собственника жилого помещения в брак и вселение его супруга в жилое помещение, равно как и согласие других сособственников на такое вселение, не могут расцениваться как преднамеренное ухудшение жилищных условий, так как такое вселение является реализацией супругами права на совместное проживание, ведение общего хозяйства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение от 15.04.2019 №743 об отказе в принятии административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по указанному в нем основанию не соответствует закону, так как намеренных действий по ухудшению жилищных условий административный истец не совершала.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).

Принимая во внимание, что после вынесения оспариваемого распоряжения Шароновой А.И. было подано повторное заявление о принятии на учет, которое она полагала новым заявлением, содержащим новые обстоятельства, подлежащим рассмотрению по существу, а также учитывая преклонный возраст административного истца (90 лет) и состояние здоровья, в том числе наличие признаков хронического психического расстройства, что подтверждается решением врачебной комиссии №3422 от 28.10.2019 (т.1 л.д. 42), суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об обжаловании распоряжения от 15.04.2019 №743 и, как следствие, о восстановлении данного срока.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в принятии административного истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях административный ответчик не указывал, в ходе судебного разбирательства таких оснований не установлено, учитывая, что обеспеченность административного истца общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы (14 кв.м) подтверждена представленными документами и по существу административным ответчиком не оспаривается, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд считает необходимым возложить на Администрацию г.о. Самара обязанность принять Шаронову А.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдову участника Великой Отечественной войны.

Таким образом, административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Шароновой А.И. к Администрации г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от 15.04.2019 №743 об отказе в принятии Шароновой А.И. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Администрацию г.о. Самара осуществить постановку Шароновой А.И. в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдову участника Великой Отечественной войны с даты первоначального обращения с заявлением.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2020.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-994/2020 ~ М-620/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шаронова А.И.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Другие
Преображенский Роман Владимирович
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация административного искового заявления
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
29.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее