Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-173/2019 (2-2190/2018;) ~ М-1469/2018 от 07.06.2018

№ 2-173/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» июня 2019 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Бурлаковой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малых А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением от -Дата- года ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, поскольку истцом не выработан необходимый стаж не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения в городах и сельской местности. Просил признать незаконным решение ответчика, обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию с -Дата- бессрочно.

В ходе рассмотрения дела истец частично изменил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в окончательном варианте просил:

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Включить в трудовой стаж Малых А.В. периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- с -Дата- по -Дата- в Постольской участковой больнице в должности главного врача и 0,5 ставки врача- стоматолога в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца (1 год 03 месяца 08 дней),

- с -Дата- по -Дата- в Постольской участковой больнице в должности главного врача и 0,5 ставки врача- стоматолога в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца (03 месяца 28 дней),

- с -Дата- по -Дата- в МСЧ А/П Нефтемаш в должности врача-стоматолога (07 лет 01 месяц 17 дней),

- с -Дата- по -Дата- в ОАО «Нефтемаш» в должности врача- стоматолога (05 лет 10 месяцев 21 день),

- с -Дата- по -Дата- в МСЧ ОАО «Ижнефтемаш» в должности врача- стоматолога (01 год 03 месяца 04 дня),

- с -Дата- по -Дата- в МУЗ «Городская поликлиника Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска» в должности врача- стоматолога-терапевта (11 месяцев 10 дней),

- с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога-терапевта-ортопеда ООО «Стоматологическая поликлиника «Евромед» (13 лет 7 месяцев 8 дней за вычетом отпуска без сохранения заработной платы с -Дата- по -Дата-).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Малых А.В. страховую пенсию по старости, как лицу не менее 30 лет осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с -Дата- бессрочно.

В судебном заседании истец Малых А.В., представитель истца Кыштэрец Л.Н., действующая на основании ордера, на уточненных исковых требованиях настаивали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Представитель ответчика Гарипова Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца в полном объеме, поддержала решение Управления об отказе в назначении истцу досрочной пенсии.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования -Дата-.

-Дата- истец Малых А.В., -Дата- года рождения, обратился с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости как медицинскому работнику.

-Дата- решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики истцу на основании п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 30 лет стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца следующие периоды работы:

с -Дата- по -Дата- в должности главного врача Постольской участковой больницы, с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога Постольской участковой больницы, так как в трудовой книжке и уточняющей справке указана иная дата рождения Малых А.В., справка не имеет номера и даты,

с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога МСЧ , так как в трудовой книжке указана иная дата рождения Малых А.В., печать не поддается прочтению, запись об увольнении внесена с исправлениями, не заверенными надлежащим образом,

с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога МСЧ ОАО «Ижнефтемаш», так как в трудовой книжке указана иная дата рождения Малых А.В., в дате приема не указано основание внесения записи, сведения индивидуального лицевого счета с -Дата---Дата- г.г. представлены без кода льготы, документы о льготной работе не представлены,

с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога-терапевта на 0,5 ставки, с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога-хирурга в порядке внешнего совместительства на 0,25 ставки в МУЗ «Городская поликлиника Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска», так как не выработана норма рабочего времени, установленная на ставку заработной платы,

с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога-терапевта, врача- стоматолога-ортопеда ООО «Стоматологическая поликлиника «Евромед», так как организационно- правовая форма организации не соответствует понятию учреждения, предусмотренному ч.1 ст. 123.21 ГК РФ,

с -Дата- по -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, так как не отражены сведения индивидуального лицевого счета.

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии 1 год 1 месяц 22 дня.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст. 8, п.3 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу 01 января 2015 года в редакции на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 11,4.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).

В соответствии с п. п. «н» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее- постановление №665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее- Список №781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с -Дата- по -Дата- включительно (далее- Список №1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с -Дата- по -Дата- включительно (далее- Список №464);

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от -Дата- N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до -Дата- (далее- Перечень №1397).

Согласно п.3 Постановления №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона №400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее- Правила №516), Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее- Правила №781). При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до -Дата-;

постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с -Дата- по -Дата- включительно (далее- Постановление №464);

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с -Дата- по -Дата- включительно (далее- Правила №1066).

С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 30 лет лечебной деятельности в городах, подтвержденной соответствующими документами.

В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения продублированы в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее- Правила №1015).

Согласно раздела II Правил №1015 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил, в том числе, трудовой книжкой установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно п.43 Правил №1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно п.п. «а» п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.

На день обращения истца за страховой пенсией и приема ответчиком его заявлений со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах составляла менее 30 лет.

В соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, то есть предметом судебной оценки не являются иные периоды, кроме заявленных истцом, как спорные.

С учетом волеизъявления истца спорные периоды его деятельности подлежат оценке по законодательству, действовавшему в соответствующие периоды работы.

Период работы с -Дата- по -Дата- подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки Малых А.В., -Дата- года рождения, работал в Постольской участковой больнице с -Дата- по -Дата- в должности главного врача, с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога.

Согласно приказа от -Дата-, справок, выданных БУЗ УР «... больница МЗ УР», истец работал также в указанной учреждении с -Дата- на 0,5 ставки врачом- стоматологом. Постольская участковая больница являлась структурным подразделением БУЗ УР «... больница МЗ УР», работники данного учреждения пользуются всеми льготами, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно п.3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до -Дата- в соответствии со Списком N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Списком №464 предусмотрены должности врачей независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно п.2 Постановления №464 работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Поскольку истец работал в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии, при этом его работа протекала в сельской местности, имеются основания для включения указанного периода работы истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца ( 1 год 06 месяцев 14 дней в календарном исчислении или 1 год 11 месяцев 02 дня в льготном исчислении).

Период работы истца в должности врача - стоматолога МСЧ поликлиники завода «Нефтемаш», МСЧ А/П «Нефтемаш», МСЧ ОАО «Нефтемаш» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- подлежит включению в стаж для досрочного назначения пенсии в календарном исчислении, а период работы с -Дата- по -Дата- в должности врача-стоматолога МСЧ ОАО «Ижнефтемаш» не подлежит включению в стаж истца для досрочного назначения пенсии по следующим основаниям.

Поскольку истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования -Дата-, с учетом требований пенсионного законодательства с указанной даты допустимыми доказательствами страхового стажа являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета и справка работодателя или архивных органов, уточняющая характер труда, а до данной даты трудовая книжка и иные документы, содержащие сведения о характере трудовой деятельности истца.

Согласно трудовой книжки, архивных справок от -Дата-, от -Дата-, выданных Администрацией ... по делам архивов Архивным отделом документов по личному составу, штатных расписаний за -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата-, -Дата- годы, тарификационных списков, карточки форм Т-2 истец работал не менее чем на 1 ставку:

с -Дата- по -Дата- врачом- стоматологом в МСЧ завода «Нефтемаш»,

с -Дата- по -Дата- врачом- стоматологом МСЧ Арендного предприятия «Нефтемаш», МСЧ ОАО «Ижнефтемаш».

Решением от -Дата- Ижевского городского комитета по управлению имуществом МСЧ г. Ижевска передана арендному предприятию «Нефтемаш» с закреплением за МСЧ населения части Первомайского и ...ов, работников АП «Нефтемаш» до -Дата- года.

Согласно Положения о МСЧ АО «Ижнефтемаш» от -Дата-, медико-санитарная часть является структурным подразделением АО «Ижнефтемаш», задачей которого является оказание квалифицированной амбулаторно- поликлинической помощи.

Согласно сертификата о присвоении категории по видам медицинской деятельности от -Дата-, МСЧ является муниципальным учреждением здравоохранения Управления здравоохранения г. Ижевска.

Согласно выписке из лицевого счета работодатель сдал за Малых А.В. сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с -Дата- по -Дата- с кодом льготы , за период с -Дата- по -Дата- с кодом льготы , то есть подтвердил право истца на досрочное назначение пенсии как лица, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

За период с -Дата- по -Дата- сведения персонифицированного учета сданы за истца без кода льготы для досрочного назначения пенсии.

В Списке №464, Списке №1066, Списке №781 перечислены должности врачей специалистов и наименование медицинских учреждений- медико-санитарные части. При этом в постановлении №464 указано, что ведомственная подчиненность учреждений (организаций), указанных в Списке №464, значение не имеет. Постановлением №1066 предусмотрено, что Список №1066 применяется в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Правилами №1066 предусмотрено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей в медико - санитарных частях, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно - учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

Из представленных истцом документов следует, что при смене организационно- правовой формы организации, характер труда истца и структурного подразделения медико- санитарной части не менялся, в связи с чем суд считает возможным включить в специальный стаж медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы истца в должности врача - стоматолога МСЧ поликлиники завода «Нефтемаш», МСЧ Арендного предприятия «Нефтемаш», МСЧ ОАО «Нефтемаш» с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в календарном исчислении (11 лет 03 месяца 04 дня), поскольку истец работал в должности и структурном подразделении, осуществляющем лечебную деятельность, при этом с -Дата- подтверждается полная занятость в течение рабочего дня.

Период работы истца в МУЗ «Городская поликлиника Управления здравоохранения Администрации ...» с -Дата- по -Дата- не подлежит включению в медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжки истец -Дата- принят переводом на должность врача-стоматолога МУЗ «ГП Управления здравоохранения Администрации ...» (запись Пр. -к от -Дата-), -Дата- уволен по собственному желанию (запись Пр. л/с от -Дата-).

Согласно справке , уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения трудовых пенсий по старости и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от -Дата-, выданной БУЗ УР «ГП МЗ УР», Малых А.В. работал в МУЗ ГП УЗ Администрации ... в должности врача-стоматолога-терапевта с -Дата- по -Дата- на 0,5 ставки с установленной нормой рабочего времени.

Согласно выписки из лицевого счета истца в Пенсионной фонде РФ БУЗ УР «ГП МЗ УР» сдал за истца сведения индивидуального персонифицированного учета с кодом льготы для досрочного назначения пенсии, но с указанием занятости менее чем на 1 ставку заработной платы.

Согласно п.4 Правил №781 периоды работы в должностях учреждениях, указанных в списке, начиная с -Дата-, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объёме полной ставки по одной из должностей.

Поскольку в спорный период истец работал менее чем на одну ставку по должности, дающей право на досрочное назначение пенсии по Списку №781, отсутствуют основания для включения указанного периода в специальный стаж.

Доводы ответчика о том, что при подаче заявления о назначении пенсии в трудовой книжке истца и уточняющей справке, выданной БУЗ УР «... больница МЗ УР», имелась неправильная запись о дате его рождения, не могут быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения спорных периодов в стаж истца по следующим основаниям.

Действительно дата рождения -Дата- в трудовой книжке Малых А.В., а также в уточняющей справке, выданной БУЗ УР «... больница МЗ УР» изменена на дату рождения -Дата- года рождения работодателем в ходе рассмотрения дела судом.

Согласно справке от -Дата-, выданной БУЗ УР «... больница МЗ УР», при принятии на работу Малых А.В., -Дата- года рождения в Завьяловскую центральную районную больницу с -Дата- на должность главного врача Постольской участковой больницы, при заполнении трудовой книжки специалистом по кадрам была допущена ошибка в месяце рождения -Дата- года рождения.

На дату подачи истцом заявления в пенсионный орган действовал Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н (далее- Административный регламент №14н), которым предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином, способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления (п.17-42).

Так, согласно п.17 Административного регламента №14н для предоставления государственной услуги гражданином представляются заявление, документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина, при обращении за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ представляют документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно п.64 Административного регламента №14н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - седьмом пункта 80 Административного регламента.

Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа ПФР считается: день направления уведомления в форме электронного документа; день выдачи уведомления гражданину непосредственно при приеме заявления; день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина; день выдачи уведомления многофункциональным центром. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом ПФР многофункциональному центру; дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом ПФР указанного уведомления гражданину.

При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.

Однако достоверных доказательств о том, что истцу ответчиком были даны разъяснения о необходимости предоставления дополнительных документов, материалы дела не содержат, в связи с чем истец не должен нести риск ответственности за не предоставление документов.

Кроме того, поскольку судом рассматривается между сторонами спор о праве истца на включение периодов деятельности в страховой стаж, отказ в удовлетворении указанных требований может стать препятствием для повторного обращения истца к ответчику с данными требованиями.

Период работы истца в должности врача-стоматолога-терапевта-ортопеда ООО «Стоматологическая поликлиника «Евромед» с -Дата- по -Дата- не подлежит включению в медицинский стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, по следующим основаниям.

Факт осуществления вышеуказанной организацией медицинской деятельности, так же как относимость должности истца к Списку №781, ответчиком не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

Согласно п.1 Правил №781 настоящие Правила регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Согласно п.3 Правил №781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Списке №781 в разделе «Наименование учреждений» общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.

Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 октября 2005 года N 627, действовавшей до -Дата- общества с ограниченной ответственностью предусмотрены не были.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года г. N 529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Согласно позиции Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 123.21 ГК РФ), тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (ст. 66, 87 ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Из учредительных документов ООО «Стоматологическая поликлиника «Евромед» следует, что основной целью его деятельности является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 ГК РФ названные организации являются коммерческими и, следовательно не могут быть отнесены к учреждению.

Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создают для осуществления различных целей.

Устанавливая в Федеральном законе N 400-ФЗ правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О от 29.09.2015 г., №1920-О, от 25.05.2017 г. №994-О, от 23.11.2017 г. №2709-О, от 23.11.2017 г. №2590-О, от 25.01.2018 N 61-О).

Оснований для оценки периода деятельности истца по абз.5 п.6 Правил №781 суд также не усматривает.

Согласно абз. 5 п.6 Правил №781 в редакции, действующей с 11 июня 2009 года в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

До 11 июня 2009 года данный абзац содержал указание на структурные подразделения государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Верховный Суд Российской Федерации в определении от 05.02.2018 N 67-КГ17-25 разъяснил, что в абз.5 п.6 Правил №781 речь идет о структурных подразделениях организаций, относящихся к воинским частям.

Доводы стороны истца о том, что работодателем сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период в кодом льготы и работой на ставку заработной платы, суд не считает возможным положить в основу решения, удовлетворяющего исковые требования, поскольку сданные работодателем сведения противоречат пенсионному законодательству, в связи с чем являются недостоверными.

Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п предусмотрена возможность организации и проведение проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования на основании первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы.

Таким образом, наличие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета кода льготы для досрочного назначения пенсии не является безусловным доказательством права застрахованного лица на включение данного периода в стаж для досрочного пенсионного обеспечения при отсутствии доказательств фактической работы в соответствии с первичными учетными документами в должности и учреждении, предусмотренных Списком №781.

С учетом изложенного, период работы истца с -Дата- по -Дата- не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку организация, в которой истец работал, не предусмотрена Списком №781 и п.6 Правил №781.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что подлежат включению в стаж медицинской деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды:

- с -Дата- по -Дата- в должности главного врача Постольской участковой больницы и врача - стоматолога в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца (1 год 11 месяцев 02 дня),

- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности врача - стоматолога МСЧ поликлиники завода «Нефтемаш», МСЧ А/П «Нефтемаш», МСЧ ОАО «Нефтемаш» в календарном исчислении 11 лет 03 месяца 04 дня,

всего 13 лет 02 месяца 06 дней.

При включении в стаж истца, зачтенный ответчиком 1 год 1 месяц 22 дня вышеуказанных периодов 13 лет 02 месяца 06 дней, стаж истца составит 14 лет 03 месяца 28 дней, что менее предусмотренных законом 30 лет.

Таким образом, на дату обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии, у истца не возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем ответчиком законно и обоснованно вынесено решение об отказе истцу в установлении пенсии. Оснований для его отмены в полном объеме и назначения истцу пенсии с -Дата- суд не усматривает.

В соответствии со ст. 94,98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Малых А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от -Дата- об отказе в установлении пенсии в части исключения периодов работы истца с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики включить в страховой стаж Малых А.В. для досрочного назначения страховой пенсии по старости, как лицу не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы:

- с -Дата- по -Дата- в должности главного врача Постольской участковой больницы и врача- стоматолога в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца,

- с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога МСЧ поликлиники завода «Нефтемаш», МСЧ А/П «Нефтемаш», МСЧ ОАО «Нефтемаш» в календарном исчислении.

В исковых требованиях Малых А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о включении в страховой стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога МСЧ ОАО «Ижнефтемаш», с -Дата- по -Дата- в МУЗ «ГП Управления здравоохранения Администрации ...» в должности врача стоматолога- терапевта, с -Дата- по -Дата- в должности врача- стоматолога- терапевта-ортопеда ООО «Стоматологическая поликлиника «Евромед» и назначении досрочно страховой пенсии по старости с -Дата- отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Малых А.В. судебные расходы в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 30 сентября 2019 года.

Судья Сентякова Н.А.

2-173/2019 (2-2190/2018;) ~ М-1469/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Малых Анатолий Вениаминович
Ответчики
УПФ РФ в г.Ижевске
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Сентякова Наталья Александровна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
07.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2018Передача материалов судье
13.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2018Подготовка дела (собеседование)
02.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2018Предварительное судебное заседание
12.10.2018Предварительное судебное заседание
15.11.2018Предварительное судебное заседание
14.12.2018Предварительное судебное заседание
28.02.2019Предварительное судебное заседание
11.04.2019Предварительное судебное заседание
23.05.2019Судебное заседание
17.06.2019Судебное заседание
30.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.01.2021Дело оформлено
13.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее