ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2020 года по делу № 33-1115/2020 (2-1165/2019)
Судья Атрашкевич В.В.
УИД 04RS0020-01-2019-001484-64
поступило 20 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Хаыковой И.К.,
судей коллегии Кушнаревой И.К., Семенова Б.С.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Северобайкальский район», Терентьеву Александру Владимировичу о признании недействительным образования земельного участка, снятия с кадастрового учета, по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО «Северобайкальский район» Пухарева И.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 27 декабря 2019 года, которым иск прокурора удовлетворён, постановлено:
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 168202 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, местность <...>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <...>.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации МО «Северобайкальский район», Терентьеву А.В. просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 168 202 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, местность <...>; снять участок с государственного кадастрового учёта; истребовать земельный участок из незаконного владения Терентьева А.В. с координатами поворотных точек (в местной системе координат МСК-03):
№ точки | Х | Y |
1 | 887751,35 | 5052276,47 |
2 | 887624,16 | 5052247,69 |
3 | 887616,55 | 5052211,28 |
4 | 887595,06 | 5052153,29 |
5 | 887559,13 | 5052028,84 |
6 | 887509,78 | 5051939,07 |
7 | 887421,02 | 5051777,61 |
8 | 887471,00 | 5051773,06 |
9 | 887549,08 | 5051840,49 |
10 | 887765,19 | 5051773,52 |
11 | 887869,76 | 5051696,61 |
12 | 887900,52 | 5051748,91 |
13 | 887739,05 | 5051876,57 |
14 | 887750,89 | 5051949,74 |
15 | 887765,19 | 5052038,07 |
16 | 887992,79 | 5051999,62 |
17 | 888032,77 | 5052058,06 |
18 | 888092,33 | 5052063,01 |
19 | 888042,48 | 5052205,33 |
20 | 887894,37 | 5052214,95 |
1 | 887751,35 | 5052276,47 |
Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления надзорной деятельности межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт незаконного формирования и распоряжения ответчиком АМО «Северо-Байкальский район» земельным участком общей площадью 168 202 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного на землях государственного лесного фонда в местности <...> Северо-Байкальского района с видом разрешенного использования - под пастбище. Данный земельный участок частично расположен на землях лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, в связи с чем не мог быть предоставлен по решению органа местного самоуправления. Постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учет с присвоением категории земель иной, чем земли лесного фонда, а также дальнейшее предоставление земельного участка в аренду Терентьеву А.В., является незаконным. Данный земельный участок входит в состав земельного участка государственного лесного фонда, предоставленного в аренду Эвенкийской семейно-родовой общине «Токи» на основании договора от 7 декабря 2010 года № .... Сделка по предоставлению земельного участка <...> является ничтожной, так как нарушает требования закона и при этом посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Поскольку договора аренды спорного земельного участка, заключённый между АМО «Северо-Байкальский район» и Терентьевым А.В. расторгнут, прокурор отказался от исковых требований к Терентьеву А.В., суд первой инстанции определением от 27 декабря 2019 года прекратил производство по гражданскому делу в части исковых требований, предъявляемых к Терентьеву А.В. об истребовании части земельного участка государственного фонда (л.д. 142).
В судебном заседании заместитель межрайонного природоохранного прокурора Денисова Н.В., действующей на основании доверенности (л.д. 120) в оставшейся части поддержала исковые требования.
Ответчик АМО «Северо-Байкальский район» извещеный надлежаще, своего представителя в суд не направил, о причинах неявки не сообщил.
Ранее, представителем АМО «Северо-Байкальский район» по доверенности (л.д. 105) Горбачевой Ж.В. представлены возражения на иск, в котором указано на несогласие с требованиями прокурора, так как на момент образования администрацией района спорного земельного участка границы Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия в соответствии с Земельным законодательством не были установлены, заключение Рослесинфорга не является ненадлежащим доказательством пересечения границ других земельных участков. Границы участков лесного фонда не могут устанавливаться на основании лесоустроительной документации, поскольку устанавливаются путём проведения кадастровых работ и вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). В лесной реестр информация о границах лесных участков вносится на основании сведений ЕГРН, а не наоборот
Ответчик Терентьев А.В. в судебное заседание не явился, направил заявлении о рассмотрении дела без его участия.
Представитель третьих лиц: Республиканского агентства лесного хозяйства (далее – РАЛХ), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Эвенкийской семейно-родовой общины коренного малочисленного народа «Токи» МО «Северо-Байкальский район», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия (далее - МТУ Росимущество) в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица РАЛХ по доверенности (л.д. 117) Кузина С.Н. требования прокурора поддержала.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке, постановил выше приведённое решение.
С данным решением не согласился Глава АМО «Северо-Байкальский район» Пухарев И.В., который в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, в иске прокурору отказать, указав, что требование о признании недействительным образования земельного участка в качестве способа защиты права действующим законодательством не предусмотрено, полагал, что судом неверно применены нормы права, не учтено, что границы и местоположение земельного участка лесного фонда не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, при формировании спорного земельного участка кадастровым инженером, а затем и при его постановке на кадастровый учёт органом кадастрового учета пересечение границ земельных участков не выявлено, такое пересечение установлено судом на основании лесоустроительной проектной документации, карты-схемы, планшетов о границах лесничеств, планов лесонасаждений, обзорных планов лесохозяйственных мероприятий. Считает, что перечисленными документами не может доказываться местоположение и границы земельного участка лесного фонда, поскольку Лесной кодекс РФ в перечне лесоустроительной документации, на основании которых вносятся сведения в государственный лесной реестр, не предусматривает указанные документы, понятие «лесоустроительная проектная документация» в Лесном кодексе отсутствует, информация о границах лесных участков вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН, карта-схема не содержит координаты границ земельного участка. Автор жалобы также ссылается на отзыв органа кадастрового учёта, из которого следует, что при принятии решения о снятии земельного участка с кадастрового учёта должен быть одновременно разрешен вопрос о признании незаконным документа, на основании которого осуществлялось формирование земельного участка органом местного самоуправления. Решением суда данный вопрос не разрешён.
В ходатайстве о приобщении дополнительных доказательств представителем АМО «Северо-Байкальский район» Горбачевой Ж.В. представлены дополнительные к жалобе доводы, которые сводятся к тому, что после вынесения судом решения, 25 февраля 2020 года Росреестром поставлены на кадастровый учёт границы земель государственного лесного фонда и в эти границы земельный участок <...> не входит, пересечений спорного земельного участка с землями лесного фонда не имеется, основании для удовлетворения иска отсутствуют.
Заместителем Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором Денисовой Н.В., действующей на основании доверенности (л.д. 120) поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых она просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, находя решение суда законным и основанным на полной и всесторонней оценке доказательств, правильном применении норм права.
В своих возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица РАЛХ по доверенности Кривобокова В.В. выразила несогласие с доводами жалобы, находя их несостоятельными.
В связи с тем, что судом первой инстанции не был привлечен к участию в деле материальный истец, представляющий Российскую Федерацию в сфере лесных отношений, Департамент лесного хозяйства в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства Дальневосточного округа, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве представителя Российской Федерации Департамент лесного хозяйства ДФО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с помощью средств видеоконференц-связи с Северобайкальским городским судом Республики Бурятия, представитель процессуального истца Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности заместитель прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что земельный участок находится на землях лесного фонда в Центральной экологической зоне озера Байкала, частично располагается в береговой линии озера Байкала. Перевод земельных участков лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения запрещен. Спорный земельный участок образован администрацией района путем утверждения схемы расположения земельного участка. При установлении границ лесного фонда было выявлено пересечение с границами спорного земельного участка. Также спорный земельный участок в ходит в площадь земельного участка лесного фонда, который был предоставлен в аренду агентством лесного хозяйства Эвенкийской общине в 2010 году. Результат кадастровых работ был направлен в кадастровую палату. 25 февраля 2020 года кадастровая палата при внесении сведений о границах Северо-Байкальского лесничества в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) установила пересечение границ земельного участка с землями лесного фонда и самостоятельно изменила границы лесного фонда, исключив площадь спорного земельного участка из земель лесного фонда. По данному факту прокуратурой в адрес Федеральной кадастровой палаты было внесено представление.
Представитель природоохранного прокурора по доверенности Ворошилова М.А. доводы приведенные заместителем прокурора поддержала.
Представитель истца Департамент лесного хозяйства ДФО извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направил, свою позицию по делу не высказал.
Представитель ответчика АМО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что администрация района не образовывает земельные участки, а утверждает схемы, подготовленные кадастровым инженером. В схеме, представленной на спорный земельный участок, нет сведений о том, что он находится на землях лесного фонда и пересекает их, такой факт не установлен и при постановке спорного участка на кадастровый учет. Земельный участок образован в соответствии с земельным законодательством и не входит в лесной фонд, в противном случае кадастровая палата должна была отказать в регистрации.
Ответчик Терентьев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица МТУ Росимущества по доверенности Очирова С.В. исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что право собственности может доказываться иными способами не только наличием государственной регистрацией в ЕГРН. Земельный участок расположен в водоохраной зоне.
Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республики Бурятия по доверенности Анучина Е.О. требования прокурора поддержала, пояснила, что, земельный участок был поставлен на учет только в 2017 г., когда полномочий у кадастровой палаты по кадастровому учету не было. Орган кадастрового учета при внесении в кадастр сведений о границах лесного фонда в случае выявления пересечения границ лесного фонда с земельным участком в соответствии со ст. 34 Закона о регистрации, отдает предпочтение сведениям ЕГРН и изменяет границы лесного фонда, а именно исключает земельный участок из границ лесного фонда, поэтому при постановке на кадастровый учет границ лесного фонда спорный земельный участок оказался не включенным в земли лесного фонда.
Представитель третьего лица РАЛХ Кривобокова В.В. с иском прокурора согласилась, пояснив, что земельный участок является федеральной собственностью в силу закона, доводы ответчика, касающиеся лесоустроительных документов, которые были использованы при определении границ земель лесного фонда, считает основанными на неправильном толковании закона.
Представитель третьего лица Эвенкийской семейно-родовой общины коренного малочисленного народа «Токи» МО «Северо-Байкальский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще путем направления судебного уведомления о времени и месте судебного разбирательства по месту нахождения. Об отложении разбирательства по делу не заявлял.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика Терентьева А.В. и третьего лица Эвенкийской общины «Токи».
Выслушав стороны, проверив материалы дела, судебная коллегия находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок из категории земель лесного фонда, с кадастровым номером <...> общей площадью 1 654 723,53 га, расположенный в Республике Бурятии, Северо-Байкальском районе, Северо-Байкальском и Байкальском лесничествах, находится в федеральной собственности. На данном земельном участке расположены защитные, ценные и резервные леса (записи в с Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним от 18 ноября 2011 года № ...).
В соответствии с описанием лесного участка Северо-Байкальского лесничества, приведённого в приложении к карте-схеме Северо-Байкальского лесничества, защитные леса в кварталах с 1 по 59, выделах с 1 по 13, части 14, 15, 16, части 17, части 18, 19 – 21 квартала 60, кварталах с 61 по 144, выделах 1, части 2, 3-5, частей 6-10, 11, 12, частей 13 и 14, 15-18 в квартале 145, выделах1-7, частей 8-11, 12-17 квартала 146, кварталах 147-182, выделах 1-13, частей 14-17, 18, частей 19 и 20, 21-47 квартала 183, квартале 184, выделах 1, 2, части 3, 4, 5, части 6, 7-23 квартала 185, кварталах 186-416, выделах 1-8, части 19, 20-26 квартала 417, кварталах 418-436 Северо-Байкальского участкового лесничества, кварталах 22-510 Байкальского участкового лесничества, расположены в водоохраной зоне озера Байкала.
К водоохраной зоне озера Байкала отнесены также защитные леса Верхне-Заимского, Байкальского Язовкинского, Прибайкальского участковых лесничеств.
В Прибайкальском лесничестве также имеются нерестоохранные полосы лесов (ценные леса) и резервные леса (л.д. 21).
Согласно характеристике насаждений в кварталах 441-442 Северо-Байкальского участкового лесничества, Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества, Северо-Байкальского района, часть площади лесных кварталов занята защитными лесами, часть площади, также отнесена к защитным лесам и предназначена для сенокошения.
7 декабря 2010 года РАЛХ с Эвенкийской семейно-родовой общиной «Токи» заключён договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, площадью 29 199 га., расположенный в кварталах 436-500, Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества Северо-Байкальского района, МО «Северо-Байкальский район», за номером учётной записи в Государственном лесном реестре 200-2010-11. (л.д. 42-51).
По результатам рассмотрения заявления Терентьева А.В. распоряжением АМО «Северо-Байкальский район» от 19 апреля 2017 года № 190 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале <...>, в местности <...> из земель сельскохозяйственного назначения площадью 168 202 кв.м. под пастбище. Как указано в распоряжении схема действительна в течение двух лет с момента её утверждения. (л.д. 36).
Согласно схеме расположения земельного участка границы его определены на местности в координатах характерных поворотных точек (л.д. 37 -41).
Земельный участок площадью 168 202 кв.м. поставлен на кадастровый учёт 5 июля 2017 года, ему присвоен кадастровый номер <...> (л.д. 52).
29 декабря 2017 года между арендатором АМО «Северо-Байкальский район» и арендодателем Терентьевым А.В., как с единственным участником аукциона, признанного несостоявшимся, заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером <...> сроком до 28 декабря 2020 года. Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 6 февраля 2018 года (л.д. 23-32).
Из ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" (далее – Вводный закон) следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, в силу прямого указания закона лесные участки из земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности,
В силу ч. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В ныне действующей редакции ч. 3 ст. 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Согласно положениям ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со ст. 10 Вводного закона распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
Исходя из анализа вышеприведенных правовых положений в соответствии со ст. 56 ГПК РФ юридически значимым является установление, нахождения спорного земельного участка, покрытого лесами, в пределах границ земель лесного фонда или границ земель иных категорий, на которых располагаются леса.
Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ), государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон N 218-ФЗ)
Ранее регистрация осуществлялась на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон N 221-ФЗ)).
В ст. 4.2 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесной участок с кадастровым номером <...>, относящийся к собственности Российской Федерации, был зарегистрирован в 2011 году, когда действовал Закон N 221-ФЗ.
В соответствии со ст. 47 данного Закона, участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
С 1 января 2017 года действует Закон N 218-ФЗ, в ч. 6 ст.72 которого определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения ЕГРН и сведения Государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
То есть названный лесной участок считается поставленным на государственный кадастровый учет, границы которого в данном случае подлежат установлению на основании материалов лесоустройства.
Из материалов дела следует, что на момент образования АМО «Северо-Байкальский район» земельного участка с кадастровым номером <...>, путем утверждения схемы расположения земельного участка распоряжением администрации от 19 апреля 2017 года № 190, действовало и действует до настоящего времени лесоустройство Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия от 2005 года. На основании имеющихся лесоустроительных планшетов, таксационных описаний Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества были определены его границы.
В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Согласно частям 1, 2 ст. 91 ЛК РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий и пр.
Согласно ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Редакция ст. 68.2 ЛК РФ, действовавшая на момент регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, предусматривала установление границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (ч. 2).
Частью 3 приведенной нормы устанавливалось, что проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения участков лесов, имеющих важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций. Границы таких участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам лесных кварталов с учетом естественных границ, а также по лесотаксационным выделам.
Приведенная редакция ЛК РФ действовала и на момент образования спорного земельного участка.
В силу ст. 68.2 указанного кодекса, в действующей редакции, границы земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в эксплуатационных лесах, защитных лесах, резервных лесах, устанавливаются с учетом квартальной сети, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 68.1 настоящего Кодекса.
На дату образования земельного участка действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516.
Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
До введения в действие Лесного кодекс РФ 2006 года на момент проведения лесоустройства в 2005 году действовал Лесной кодекс РФ 1997 года, в соответствии со ст. 59 которого мероприятия по отнесению к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы осуществляются на основании материалов лесоустройства и для ведения государственного лесного кадастра требуют четкого отслеживания и внесения изменений в соответствующую техническую документацию, отражающую как границы лесного фонда в целом, так и границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы.
Именно при лесоустройстве в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса осуществляется определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда.
В лесах всех групп выделялись особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования и различной системой ведения хозяйства в них. Рослесхозом в 1993 году, с дополнением в 1997 году, были утверждены Основные положения по выделению особо защитных участков леса. К ним отнесены: опушки леса шириной 100 м по границам с безлесными пространствами; небольшие участки леса до 100 га, расположенные среди безлесных пространств; прибрежные защитные полосы; участки леса в радиусе 300 м вокруг глухариных токов; опушки леса шириной 50 - 100 м, примыкающие к железным и автомобильным дорогам в защитных полосах вдоль этих дорог; участки леса в оврагах и балках; водоохранные зоны болот и др.
В соответствии с Основными положениями, статьями 7, 9, 55, 72 Лесного кодекса РФ (1997 года) материалы лесоустройства или специальных обследований, на основании которых выделялись особо защитные участки леса, включали: таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях. Таксационные описания использовались для характеристики количественного и качественного состояния лесного фонда особо защитного участка леса и его использования. Планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий служили для определения границ особо защитного участка и его площади. Для более обоснованного определения границ, намечаемых к выделению особо защитных участков леса, породного, возрастного состава и других особенностей насаждений, использовались также материалы аэрофотосъемки. Допускалось проведение специальных обследований, в том числе при отсутствии материалов лесоустройства. В натуре особо защитные участки леса не ограничивались. Отграничение в натуре визирами особо защитных участков леса и оформление их аншлагами, памятными досками, столбами допускалось в особых случаях.
На момент как проведения лесоустройства Северо-Байкальского лесничества, так и регистрации права собственности за Российской Федерацией, действовала Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденная приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 года № 265, в соответствии с которой проводилась таксация лесов, аэрофотосъемка, составлялись абрисы и пр., а лесоустроительные планшеты признавались основной лесной картой, составляемой на геодезической или топографической основе. То есть, по ним устанавливались границы лесного фонда.
Постановлением Правительства России от 18 июня 2007 года № 377 «О правилах проведения лесоустройства», действовавшим до 16 апреля 2012 года, было предусмотрено, что лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Лесоустроительная документация Северо-Байкальского лесничества внесена в государственный лесной реестр, считается актуальной до внесения в неё соответствующих изменений. Поэтому при отсутствии иных сведений местоположение границ лесного фонда Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества возможно установить на основании этой документации.
Поскольку в государственный лесной реестр изменений внесено не было, данные лесоустроительных планшетов, карт-схем расположения лесного участка, таксационных описаний - первичных источников информации, являются действующими, в связи с чем, нельзя согласиться с доводом ответчика о том, что границы лесного участка названного лесничества не определены, лесоустроительные документы, представленные истцом, не являются достоверным доказательством местоположения границ лесного участка на местности.
При этом ссылка ответчика на Приказ Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» не может быть принята во внимание, поскольку лесной участок Северо-Байкальского лесничества сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2011 году с указанием его площади на основании нормативных правовых актов, законов, действовавших на момент определения границ лесного фонда.
Приказ № 496 вступил в действие 11 февраля 2014 года, соответственно, его положения применимы при установлении границ лесных участков после вступления его в законную силу.
Довод ответчика о том, что граница Северо-Байкальского лесничества не установлена в соответствии с действующим законодательством, пересечение границ лесного фонда и спорного земельного участка не было установлено ни кадастровым инженером, ни органом кадастрового учета при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, отклоняется, как несостоятельные, исходя из вышеизложенного анализа нормативных правовых актов.
На день образования спорного земельного участка и по настоящее время существует лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках (ч. 1 ст. 91 ЛК РФ).
Таким образом, действующим законодательством РФ предусморены два реестра, которые между собой не систематизированы в полной мере: лесной реестр и кадастр недвижимости. Взаимодействие между органами лесного хозяйства и органами кадастрового учета до последнего времени отсутствовало.
При постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка администрация района имела возможность и должна была проверять наложение такого земельного участка на земли лесного фонда и исключить такое наложение до постановки земельного участка на кадастровый учет.
В результате проведенной Бурятским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» работы по графическому совмещению материалов лесоустройства, карты (плана), лесоустроительного планшета, с границами спорного земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 168202 кв.м. частично расположен на землях лесного фонда в части выделов 15,20, 22, 25 квартала 441, выделов 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25 квартала 442 Байкальского участкового лесничества (защитные леса), площадь наложения составляет 167946 кв.м. (заключение № 217).
Во исполнение поручения Правительства РФ от 6 июля 2017 года № ДК-П13-182пр в субъектах Российской Федерации действуют региональные межведомственные группы, созданные в целях решения вопросов, связанных- с приведением в соответствие сведений ЕГРН и государственного лесного реестра, в состав которых входят представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, территориальных органов Рослесхоза, ФГБУ «Рослесинфорг», территориальных органов Росреестра, филиалов ФГБУ «ФКП Росреестра», а также иных органов государственной власти, в том числе органов прокуратуры и МВД России. Целью деятельности этих рабочих групп является проведение работ по выявлению случаев незаконного возникновения прав на земельные участки, которые в соответствии со сведениями государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, а в соответствии с ЕРГН – к землям иных категорий.
Согласно п. 3.3.58 Устава ФГБУ «Рослесинфорг», утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 3 декабря 2018 года № 998 учреждение вправе оказывать органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам услуги по подготовке заключений о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.
Пунктом 3.3.60 Устава предусмотрено право учреждения оказывать услуги по подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты кадастровых работ.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что при подготовке заключения ФГБУ «Рослесинфорг» использовались материалы лесоустройства, которые имелись, в том числе и на момент образования спорного земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу, что указанное заключение являются надлежащим доказательством, У суда не имеется оснований не доверять данному заключению, при том, что стороной ответчика не представлено допустимых доказательств, опровергающих вывод о наложении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Более того, истцом в апелляционную инстанцию представлена схема Росреестра отображения границ земельного участка с кадастровым номером <...>, из которой следует, что данный земельный участок также расположен в водоохраной зоне озера Байкала и прибрежной защитной полосе озера. Минимальное расстояние до акватории озера составляет 18 м.
Сведения Росреестра совпадают с данными публичной кадастровой карты.
Оснований не доверять сведениям Росреестра, ведущим государственный учет всех объектов недвижимости, в том числе водных объектов, особо охраняемых территорий, у суда также не имеется.
Кроме того, является обоснованным довод прокурора о том, что спорный земельный участок располагается в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Основополагающим актом для федерального законодательства в вопросах разграничения собственности между разными уровнями публично-правовых образований, их полномочий и компетенции является постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность».
Названным постановлением Верховного Совета РФ все объекты государственной собственности были распределены исходя из деления на федеральную государственную, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с п. 2, 3 главы I Приложения 1 к указанному постановлению, к объектам, составляющие основу национального богатства страны, отнесены: охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение); объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации.
Указанные объекты находятся исключительно в федеральной собственности.
5 декабря 1996 года на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкала и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.
В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 года № 8595-Х1, принят Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Пунктом 1 ст. 2 данного закона установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Частью 1 ст. 2 данного закона установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
Согласно ч. 2 этой же статьи закона, на Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния.
Этим же законом установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством РФ по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Распоряжением Правительства России от 27 ноября 2006 года № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон.
В постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 года № 434 «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах» было указано, что к территориям, расположенным в водоохранной зоне озера Байкал, относится и Северо-Байкальский район Бурятии.
Нахождение спорного земельного участка в Центральной экологической зоне Байкальской территории, водоохраной зоне и прибрежной полосе озера Байкала подтверждается сведения ЕГРН на данный земельный участок, описанием лесного участка, содержащимся в приложении к карте-схеме Северо-Байкальского лесничества, схемой расположения спорного земельного участка на карте территории в соотношении с границами водоохранной зоны озера Байкал, утвержденной распоряжением Правительства России от 5 марта 2015 года № 368-р, и границами прибрежной защитной полосы озера Байкал, установленной в соответствии с приказом Енисейского бассейнового водного Управления от 18 декабря 2015 года № 251.
В свою очередь, как уже было указано выше, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (ст. 2 закона «Об охране озера Байкал»).
Таким образом, является обоснованным довод истца о нахождении спорного участка в границах государственного лесного фонда, Центральной экологической зоны Байкальской природной территории водоохраной зоне и в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны озера Байкала, которая была определена ранее образования спорного участка.
Проанализировав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка в 2009 году границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления не вправе был произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в приведенном Постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Полномочия по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений на основании ст. 83 ЛК РФ.
Что касается исключения спорного земельного участка из земель лесного фонда и, в связи с этим, изменение границ Северо-Байкальского лесничества при внесении органом кадастрового учета в кадастр недвижимости сведений о границах Северо-Байкальского лесничества, то в данном случае, судебная коллегия считает, что эти обстоятельства не могут подтверждать законность действия администрации района по образованию земельного участка.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 218-ФЗ если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств допускается в соответствии с ЗК РФ), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в ЕГРН.
Часть 15 ст. 34 указанного Закона введена Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ, в п. 1 ч. 1 ст. 10 которого указано, что положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
Таким образом, орган регистрации прав, учитывая, что земельный участок расположен в Центральной экологической зоне Байкальской территории, водоохраной зоне и прибрежной полосы озера Байкала, границы которых установлены, не имел законных оснований для изменения границ лесничества в соответствии со сведениями ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером <...>.
Кроме того, положения Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в части приведения в соответствии со сведениями ЕГРН земельных участок, относящихся по сведениям лесного реестра к землям лесного фонда (ч. 3 ст. 14) применяется только в отношении тех участков, права на которые возникли у правообладателей до 1 января 2016 года. В рассматриваемом случае спорный земельный участок образован в апреле 2017 года, что исключало применение вышеуказанных положений.
Поскольку земельный участок, сформированный на землях государственного лесного фонда, образован в нарушение прямого запрета (ч.7 ст. 11.9 ЗК РФ), установленного законом, то образование земельного участка является недействительным, дальнейшее предоставление земельного участка в аренду Терентьеву А.В. является неправомерным.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Пунктом 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, отнесены к землям, ограниченным в обороте.
При передаче спорного участка в аренду администрацией района, не имеющей на это права, был нарушен запрет, прямо установленный законом.
В соответствии с п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ" сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Довод о том, что при принятии судебного акта о фактическом прекращении земельного участка в качестве объекта гражданских прав должен быть одновременно решен вопрос о признании незаконным документа, на основании которого осуществлялось формирование земельного участка органом местного самоуправления, подлежит отклонению. Поскольку образование земельного участка, совершенное на основании распоряжения АМО «Северо-Байкальский район» от 19 апреля 2017 года № 192, признано недействительным, то отсутствует необходимость в отмене актов муниципалитета, принятых в отношении спорного участка.
Судебная коллегия находит ошибочным довод ответчика об избрании прокурором ненадлежащего способа защиты права о признании недействительным образование земельного участка.
По своей правовой сути требование о признании недействительным образования (результатов межевания) земельного участка направлены на восстановление положения существовавшего до нарушения прав и законных интересов собственника земельного участка и неопределенного круга лиц, поскольку влекут исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах характерных точек (уникальных характеристик) земельного участка.
Таким образом, избранный прокурором способ защиты в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1 ГК РФ обеспечивает восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Поскольку земельный участок, расположенный в границах лесного фонда, образован с нарушением запретов, установленных нормами природоохранного, земельного и лесного законодательства, сведения о спорном участке, как об объекте подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости.
Руководствуясь ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 168202 кв.м., расположенного по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, местность <...>. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 168202 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, местность <...>.
Председательствующий:
Судьи коллегии: