№ 12-6/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ул. Советская, 39 п. Игра Удмуртская Республика 31 января 2018 года
Судья Игринского районного суда Удмуртской Республики Касаткина Анастасия Владимировна,
с участием представителя Управления Росприроднадзора по УР ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Экологический сервис» Щербакова В.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Экологический сервис» Щербаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Существо правонарушения выразилось в том, что директор ООО «Экологический сервис» не обеспечил проведение обучения руководителя и специалистов по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Щербаков В.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что по результатам проверки Управлением Росприроднадзора по УР составлен Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым каких-либо нарушений природоохранного законодательства, условий лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание отходов в указанном заявителем месте, являющемся площадкой микробиологической ремедиации промышленных отходов Общества, в деятельности ООО «Экологический сервис» не выявлено. Тем не менее, в разделе Акта «Выявленные нарушения в ходе проверки соблюдения требований законодательства РФ» указано:
- руководитель и специалисты ООО «Экологический сервис» обучения по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» не имеют. Таким образом, ООО «Экологический сервис» допустило нарушение требований ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7 Ф3 «Об охране окружающей среды», согласно которым руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Государственным инспектором в области охраны окружающей среды по УР ФИО4 составлен Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в действиях должностного лица - директора ООО «Экологический сервис» Щербакова В.А. содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ 17 Щербаков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, за которое предусмотрена ответственность по ст. 8.1. КоАП РФ, и назначен штраф в размере 3 000 рублей. Жалоба мотивирована тем, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки ООО «Экологический Сервис» явилось обращение атамана Воткинского городского казачьего общества, что соответствует с пп. «а» п.2 ч. 2 ст. 10 ФЗ - 294, в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки является рассмотрение или предварительная проверка поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде. В обращении сообщается о проведенных заявителем наблюдениях, по результатам которых он делает вывод о том, что на площадке промышленных отходов, находящейся в Игринском районе у населенного пункта Лынга, ООО «Экологический сервис» вместо обезвреживания промышленных отходов в соответствии с полученной лицензией, занимается их захоронением (закапыванием), что, по его мнению, приводит к загрязнению малых рек. О каких-либо иных нарушениях законодательства, тем более об отсутствии профессиональной подготовки руководителя и специалистов предприятия ООО «ЭкоСервис», в обращении не сообщается. В связи с этим, при проведении внеплановой выездной проверки ООО «Экологический сервис» отсутствовали основания для проведения проверки соблюдения ООО «Экологический сервис» законодательства профессиональной подготовки руководителя и специалистов предприятия в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с пп.2 п.2 ст.20 ФЗ - 294 проведение внеплановой проверки с нарушением в части оснований ее проведения, относится к грубым нарушениям ФЗ - 294 и в соответствии с пунктом 1 чт. 20 ФЗ-294, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом. Согласно части 1 статьи 73 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с частью 2 статьи 73 Ф3-7, подготовка руководителей и специалистов с области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду осуществляется в соответствии с законодательством.
В иных законодательных актах Российской Федерации об охране окружающей среды специальных требований о профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании не установлено.
Таким образом, требование государственного инспектора о профессиональной подготовке работников и специалистов ООО «Экологический сервис» в соответствии со статьей 73 Ф3-7, при том, что указанные лица имеют необходимую профессиональную подготовку по обращению с опасными отходами, полученную в соответствии со статьей 15 Ф3-89 «Об отходах производства и потребления» - является незаконным. Вместе с тем в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", имеющим специальное значение по отношению к нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в сфере обращения с отходами, также установлены обязанности по организации производственного контроля и обучения сотрудников в сфере обращения с отходами.
Согласно статье 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-Ф3 "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV" класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Из контекста следует, что ст. 73 закона об охране окружающей среды корреспондирует к специальной норме - статье 15 закона об отходах производства и потребления.
На основании вышеизложенного, заявитель считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает интересы Заявителя, в связи с чем просит постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Щербакова В.А. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей признать незаконным и отменить.
Директор ООО «Экосервис» Щербаков В.А.,надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО4, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания от него не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.
Представитель Управления Росприроднадзора по УР ФИО5 с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу.
Суд, выслушав представителя Управления Росприроднадзора по УР, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Исходя из смысла ст. 73 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является безальтернативным условием и распространяется как на руководителей организации, так и на ее соответствующих специалистов, не подменяя указанных лиц друг другом.
В соответствии с положениями ст. ст. 71-73 указанного Закона, ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года № 303 «О разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации», Основ государственной политики в области обеспечения химической, биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 г. И дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года № Пр-2194, иных федеральных законов и нормативно-правовых документов в сфере обеспечения экологической безопасности Министерством образования и науки Российской Федерации 31 июля 2008 года утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля», «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами».
Во исполнение, в том числе, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности до принятия иных нормативных правовых актов необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № и Распоряжением Ростехназора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно указанному выше Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» подготовка руководящих работников и специалистов, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, осуществляется в соответствии с требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами». При этом первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца при назначении на должность.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается отсутствие (на момент рассмотрения дела об административном правонарушении) подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у руководителя ООО «Экологический сервис» (т.е. директора Щербакова В.А.) и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к образовательной деятельности содержатся в различных нормативно-правовых актах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.)
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от ДД.ММ.ГГГГ № АФ-43/3838 «О порядке организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности» в связи с государственной регистрацией приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании не подлежащим применению приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №» разъяснила, что требование о наличии у руководителей организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предусмотренные статьей 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», является действующей правовой нормой, подлежащей исполнению.
Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля», «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами».
Во исполнение, в том числе Федерального закона «Об охране окружающей среды», приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
В соответствии с указанными выше документами при организации подготовки и аттестации в области обеспечения экологической безопасности, до принятия иных нормативных правовых актов, необходимо руководствоваться Положением об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №
Доводы заявителя о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Экологический сервис» (далее – Общество) опровергнуты в решении Арбитражного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А71-12132/2017, принятого по результатам рассмотрения заявления Общества об оспаривании предписания Управления Росприроднадзора по УР, обязывающего Общество обеспечить обучение в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководителя и специалистов ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, опровергаются вышеуказанными положениями нормативно-правовых актов, согласно которым руководитель, а также специалисты, ответственные за принятие решений предприятий, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязаны пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность.
Кроме того, Общество ДД.ММ.ГГГГ представило в Управление Росприродназора по УР документы, подтверждающие, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть после назначения административного наказания по статье 8.1 КоАП РФ и получения предписания), директор и главный инженер Общества прошли обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами», что является дополнительным доказательством законности обжалуемого постановления.
Таким образом, в действиях директора ООО «Экологический сервис» Щербакова В.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, соответственно старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике принято законное решение о привлечении директора ООО «Экологический сервис» к административной ответственности.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности директора ООО «Экологический сервис» Щербакова В.А. в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено и в судебном заседании не представлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и наличия отягчающего административную ответственность обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «Экологический сервис» Щербакова Виталия Анатольевича к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Экологический сервис» Щербакова В.А. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней с момента получения или вручения копии путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Касаткина А.В.
Копия верна, судья: А.В. Касаткина