Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2168/2018 (2-14941/2017;) от 19.12.2017

2-2168/2018

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга <адрес> в составе: председательствующего судьи – Лазаревой В.И., при секретаре – Хасановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий маломобильным группам граждан на свободное и безопасное передвижение. Просил обязать Администрацию г. Екатеринбурга произвести реконструкцию лестничных сходов и участков тротуаров у остановок общественного транспорта «Новгородцевой» и «Развилки» в г. Екатеринбурге, обеспечив пандусами с поручнями в соответствии с требованиями стандартов, в течение 5 месяцева с момента вступления решения в законную силу.

Определением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от <//> ненадлежащий ответчик заменен на надлежащего – Администрацию г. Екатеринбурга, дело направлено для дальнейшего рассмотрения по существу по подсудности в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

В судебном заседании помощник прокурора Казанцев А.В. требования поддержал, по предмету и основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Екатеринбурга – Видусова И.В., действующая по доверенности, в удовлетворении требований просила отказать, представила письменный отзыв. В обоснование возражений указала на то, что лестничные сходы и тротуары возле указанных остановок были построены до ратификации ФЗ от <//> № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», и соответствовали действующим на тот период нормативным требованиям. Нормы СП и СНиП, на которые ссылается прокурор, установлены на вновь строящиеся, реконструируемые и подлежащие капитальному ремонту здания и сооружения. Социальная поддержка инвалидов не является расходным обязательствам муниципалитета. Положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» применяются с <//> ко вновь вводимым или прошедшим реконструкцию объектам и средствам. Администрацией проводятся заседания рабочей группы с руководителями организаций инвалидов, где согласовываются и прорабатываются основные направления работы по созданию безбарьерной среды в г. Екатеринбурге.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке и имеющихся доказательствах.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 17, 18, 19, 27, 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Каждый имеет право на свободу передвижения. Каждый имеет право на образование.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная поддержка инвалидов в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от <//> № 181-ФЗ организация независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (статья 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В случае, когда действующие объекты инфраструктуры невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, с учетом соблюдения обязательных требований.

Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Судом установлено, что лестничные сходы и участки тротуара у остановок общественного транспорта «Новгородцевой» и «Развилки» в г. Екатеринбурге, не соответствуют требованиям норм СП и СНиП, и не позволяют маломобильным гражданам осуществлять передвижение без барьеров на пути, не обеспечивают беспрепятственный и безопасный доступ к объектам социальной инфраструктуры, отсутствуют пандусы с поручнями в соответствии с требованиями стандартов.

Права лиц с ограниченными возможностями закреплены непосредственно Конституцией Российской Федерации и должны обеспечиваться органами власти и организациями. При разрешении данного дела суд исходит из необходимости обеспечить минимальные потребности инвалидов с учетом соблюдения обязательных требований.

Согласно п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 9 Устава муниципального образования «город Екатеринбург» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно.

Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от <//> N 419-ФЗ (ред. от <//>) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с <//> исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от <//> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Это такие требования, как досягаемость мест социального посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений посетителей; безопасность путей движения, мест обслуживания и отдыха посетителей; удобство и комфорт жизнедеятельности и другие.

Обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия или отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается на ответчика.

В ходе судебного разбирательства ответчиком доказательств приспособления с учетом потребностей инвалидов до реконструкции или капитального ремонта объекта, невозможности осуществления реконструкции, обеспечения прохода и доступа инвалидов иным образом, согласованным с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа – не представлено.

Отсутствие каких-либо технических приспособлений для беспрепятственного осуществления прохода и доступа к остановкам общественного транспорта, обеспечения такой возможности иным согласованным в установленном порядке способом ограничивает маломобильным группам возможность вести независимый образ жизни, нарушает права на обеспечение равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских и других прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, в том числе право на передвижение.

На день рассмотрения судом настоящего дела по существу заявленные прокурором требования добровольно не исполнены и имеет место длительное неисполнение требований Закона N 181-ФЗ, действующего с 1995 года.

Права лиц с ограниченными возможностями закреплены непосредственно Конституцией Российской Федерации и должны обеспечиваться органами власти и организациями. При разрешении данного дела суд исходит из необходимости обеспечить минимальные потребности инвалидов с учетом соблюдения обязательных требований.

В силу ст. 17, 18, 19, 27, 43 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан. Каждый имеет право на свободу передвижения.

В данном случае условия для беспрепятственного и безопасного передвижения маломобильными группами населения не созданы, что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие.

На основании изложенного, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств по настоящему делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в заявленном виде.

Срок исполнения решения суда, с учетом отсутствия обоснованных возражений ответчика в данной части, суд считает возможным установить в течение 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями – удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Екатеринбурга произвести реконструкцию лестничных сходов и участков тротуаров у остановок общественного транспорта «Новгородцевой» и «Развилки» в г. Екатеринбурге, обеспечив пандусами с поручнями в соответствии с требованиями стандартов, в течение 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

По состоянию на <//> решение в силу не вступило.

Судья:

2-2168/2018 (2-14941/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кировского р-на г. Екатеринбурга
Ответчики
Администрация Екатенринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лазарева Вероника Игоревна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
19.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.12.2017Передача материалов судье
21.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018Судебное заседание
19.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее