Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-475/2021 от 13.08.2021

Дело № 12-475/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

30 сентября 2021 года город Ульяновск

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Каюмовой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Мулюкова Р.З. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ФИО1 от 16 марта 2021 года ,

УСТАНОВИЛА:

постановлением прокурора Чердаклинского района Ульяновской области от 08.02.2021 в отношении ООО «УК Экостандарт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.8 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 16.03.2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК Экостандарт» прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с протестом, в котором указывает, что основания для прекращения производства по делу отсутствовали, поскольку в связи с отсутствием системной работы ООО «УК Экостандарт» по установлению количества граждан, проживающих в жилых помещениях на территории Чердаклинского района Ульяновской области, либо являющихся собственниками таких жилых помещений, за весь 2019 г. и первое полугодие 2020 г. ООО «РИЦ-Регион» произведены начисления лишь единичным жителям района, а во втором полугодии 2020 г. (16.07.2020, 24.07.2020, 03.08.2020, 07.08.2020, 14.08.2020, 21.08.2020, 27.08.2020, 04.09.2020, 1.09.2020, 25.09.2020, 09.10.2020) даны поручения ООО «РИЦ-Регион» по начислениям за услугу по обращению с ТКО свыше 4 000 гражданам (в том числе престарелым) за длительный период, начиная с 2019 г. Такой подход к начислениям гражданам платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО лишает их прав, установленных жилищным законодательством, в части планомерного и ежемесячного внесения платы за потребленную услугу. Несвоевременное предоставление потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг свидетельствует о грубом нарушении ООО «УК Экостандарт» установленных законом прав потребителей, связанных с оплатой услуг, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.8 КоАП РФ.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Хорькова Ю.А. в судебном заседании не присутствовала, представила возражения на протест, просила постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 16.03.2021 оставить без изменения, а протест прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Мулюкова Р.З. без удовлетворения.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Директор ООО «УК Экостандарт» Марьева О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Изучив доводы жалобы, выслушав помощника прокурора Заволжского района города Ульяновска Ильину Н.А., поддержавшую доводы протеста, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

Объективная сторона деяния заключается в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя.

Как усматривается из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области из прокуратуры Чердаклинского района Ульяновской области поступило постановление прокурора Чердаклинского района Мулюкова Р.З. от 08.02.2021 о возбуждении в отношении ООО «УК Экостандарт» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.14.8 КоАП РФ, согласно которому данному юридическому лицу вменяется нарушение установленных законом прав потребителей, связанных с оплатой услуг, выразившееся в несвоевременном предоставлении потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за длительный период, начиная с 01.01.2019.

Рассмотрев дело об административном правонарушении и прекращая по нему производство за отсутствием состава административного правонарушения, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области не усмотрел в действиях ООО «УК Экостандарт» каких-либо нарушений прав потребителей, связанных с возможностью оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО.

Оснований не соглашаться с указанным выводом у суда не имеется.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 16.1 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя; продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 статьи 16.1 Закона РФ № 2300-1.

Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг.

Частью 4 статьи 37 Закона РФ № 2300-1 установлено, что при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 63 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Вопреки доводам протеста прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, со стороны ООО «УК Экостандарт» отсутствует нарушение прав потребителей, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), в понимании нормы части 4 статьи 14.8 КоАП РФ, так как в рассматриваемом случае вина юридического лица в несвоевременном предоставлении потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует.

Как следует из материалов дела, ООО «УК Экостандарт» предложение о заключении договора по обращению с ТКО разместил на своем официальном сайте, опубликовал в средствах массовой информации.

Исходя из требований ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» именно на собственнике жилого дома или части жилого дома лежит обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ). При этом основанием внесения платы за коммунальную услугу является не только платежный документ, но и сам факт оказания коммунальной услуги, а также сведения о начислениях в системе (п. 2 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как установлено, не все потребители, проживающие в Чердаклинском районе Ульяновской области, обратились к региональному оператору для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «УК Экостандарт», как региональный оператор, на протяжении оказания услуги по обращению с ТКО неоднократно пыталось установить количество граждан, проживающих на территории Чердаклинского района Ульяновской области, о чем свидетельствует многочисленная переписка, представленная в материалы дела.

Данные обстоятельства не указывают на отсутствие системной работы ООО «УК Экостандарт» по установлению количества граждан, проживающих в жилых помещениях на территории Чердаклинского района, как указано в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 08.02.2021.

Поручения в ООО «РИЦ-Регион» направлялись по мере установления собственников ТКО.

То обстоятельство, что ООО «УК Экостандарт» в 2020 году выставило гражданам платежные документы по оплате за оказанную коммунальную услугу за 2019 год, само по себе не подтверждает вину организации в нарушении прав потребителей.

Данная позиция прокурора основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Обеспечение возможности оплаты оказанных ООО «УК Экостандарт» услуг по обращению с ТКО путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя, организовано региональным оператором путем размещения контрольно-кассовой техники в офисе организации, а также путем заключения договора № ПЛ167 от 14.02.2019 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с ФГУП «Почта России» и договора № 133-18-АП от 21.12.2018 об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и осуществлению начислении за жилищно-коммунальные услуги с ООО «РИЦ-Регион».

В силу положений статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

При этом указанным выше обстоятельствам должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области дана соответствующая правовая оценка, оснований не согласиться с которой суд не усматривает.

По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд, как орган правосудия, призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств. Одной из главных задач производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Поскольку представленные в материалах дела и приведенные выше доказательства не доказывают вину ООО «УК Экостандарт» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 16.03.2021 не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области ФИО1 от 16 марта 2021 года оставить без изменения, протест прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Мулюкова Р.З. – без удовлетворения.

Судья                                     А.В. Высоцкая

12-475/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ООО "УК ЭКОСТАНДАРТ"
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Высоцкая А. В.
Статьи

ст.14.8 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
13.08.2021Материалы переданы в производство судье
17.09.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.10.2021Вступило в законную силу
15.12.2021Дело оформлено
15.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее