Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-94/2020 ~ М-43/2020 от 30.01.2020

Дело № 2-94/2020

34RS0030-01-2020-000078-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новоаннинский «26» февраля 2020 года

Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,

при секретаре судебного заседания Михеевой Е.В.,

с участием истца - помощника прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Заправдиной О.В.,

ответчика – главы Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Ефремова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоаннинского района Волгоградской области, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоаннинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, относящемся к территории муниципального образования Филоновское сельское поселение Новоаннинского муниципального района Волгоградской области. Обращая внимание на то обстоятельство, что непринятие мер по устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению ущерба окружающей среде, нарушению условий жизнедеятельности людей, прокурор просил суд обязать администрацию Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на расстоянии 3 км от населенного пункта и 310 м от автодороги.

В судебном заседании помощник прокурора Новоаннинского района Волгоградской области Заправдина О.В. исковые требования поддержала, уточнив их в части места расположения свалки и срока исполнения обязанности её ликвидации, просит суд: обязать администрацию Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 3 километрах южнее станицы Филоновская Новоаннинского района Волгоградской области и в 310 метрах западнее автодороги «Новоаннинский – Жирновск».

Представитель ответчика – глава Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Ефремов А.Н. в судебном заседании с иском согласен, не возражает в его удовлетворении, указав при этом на наличие финансовых проблем и трудности с определением организаций, имеющих соответствующую лицензию на обращение с отходами для осуществления возможности ликвидации свалки.

Выслушав участвующих в деле лиц, оценив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом, прокуратурой Новоаннинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в результате которой на территории Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, на расстоянии 3 км в южном направлении от ст. Филоновская и в 310 метрах западнее автодороги «Новоаннинский – Жирновск», установлено наличие несанкционированной свалки в виде скопления растительных и бытовых отходов.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 09.01.2020 года (л.д. 34), и не отрицается главой Филоновского сельского поселения Ефремовым А.Н. в судебном заседании.

Статьёй 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Закона об охране окружающей среды установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 51 данного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН) предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Согласно пункту 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых), в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В пунктах 1 и 2 статьи 13 Закона об отходах предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом (пункт 2).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона об отходах).

Пункт 24 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Закона № 131-ФЗ).

Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.

В силу пункта 2 статьи 1 Устава Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, данный Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории поселения.

Статьёй 3 Устава определены границы и состав территории Филоновского сельского поселения.

Согласно пункту 3 статьи 2 Устава административным центром Филоновского сельского поселения является станица Филоновская.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Устава к органам местного самоуправления Филоновского сельского поселения, в частности, относится администрация Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

Согласно пункту 1 статьи 32 Устава администрация района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный в соответствии с Уставом, в том числе полномочиями по решению вопросов местного значения.

Как указано в пункте 15 статьи 23 Устава, к компетенции администрации Филоновского сельского поселения относится осуществление полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, настоящим Уставом, решениями Думы Филоновского сельского поселения.

Таким образом, исходя из положений приведенных нормативных актов прямая обязанность по организации деятельности по сбору и транспортированию отходов на территории Филоновского сельского поселения возложена на администрацию Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона об охране окружающей среды территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ).

В пункте 7.8 ГОСТа дано определение собственника отходов, каковым является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8. ГОСТа, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории Филоновского сельского поселения, собственник отходов в данном случае не установлен, ответственным за территорию, на котором размещены отходы, является администрация Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, то последняя в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа является собственником данных отходов.

Доказательства того, что на момент рассмотрения дела указанная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов ликвидирована, ответчиком в материалы дела не представлены.

Непринятие мер администрацией Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, приводит к ее загрязнению.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Новоаннинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Филоновского сельского поселения обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Доводы о недостаточном уровне бюджета поселения, из которого должна финансироваться работа по ликвидации несанкционированной свалки, не имеет принципиального значения для выводов суда об удовлетворении требований прокурора, поскольку этот вопрос в данном случае в предмет исследования по настоящему спору не входит ввиду того, что спор по настоящему делу возник не из бюджетных, а из природоохранных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд устанавливает администрации Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен исполнить решение суда, считая указанный срок отвечающим принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в статьях 6, 6.1 ГПК РФ.

При этом предоставление более длительного срока исполнения решения, по мнению суда, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ 310 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ___________ ░.░. ░░░░░░░.

2-94/2020 ~ М-43/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бисинов Владимир Илюсинович
Ответчики
Администрация Филоновского сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области
Другие
Ефремов Александр Николаевич
Суд
Новоаннинский районный суд Волгоградской области
Судья
Денисов Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
novan--vol.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
21.04.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее