Решение по делу № 2-1637/2012 ~ М-1458/2012 от 24.04.2012

Именем Российской Федерации

Решение

(мотивированное)

г. Чехов Московской области ДД.ММ.ГГГГ

    Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мирошкина В.В.

при секретаре ФИО3,

с участием представителя ответчика – ЗАО «Модуль» по доверенности – адвоката Дудкина В.В.,

представителя третьего лица – администрации Чеховского муниципального района Московской области по доверенности ФИО5

и представителя третьего лица – администрации СП «Любучанское» Чеховского муниципального района Московской области по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к ЗАО «Модуль» и ГУ-ИФНС России по г. Чехову Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просит признать за ним право собственности на жилое помещение в виде комнаты № общей площадью 12,4 кв.м, жилой 9,5 кв.м, находящуюся в здании общежития по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, по тем основаниям, что на основании решения ЗАО «Модуль» ему было предоставлено спорное жилое помещение, о чём свидетельствует ордер на его имя на жилую площадь в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. В спорном жилом помещении кроме него никто не зарегистрирован и не проживает. Он зарегистрирован по месту жительства и проживает в нём с ДД.ММ.ГГГГ Обратившись в администрацию Чеховского муниципального района по вопросу приватизации указанного жилого помещения, он получила отказ в связи с тем, что здание общежития, в котором расположено спорное жилое помещение, не включено в реестр муниципальной собственности. Также он обращался по данному вопросу и к ответчику – ЗАО «Модуль», однако его заявление осталось без ответа. Считает, что он лишён возможности приватизировать спорное жилое помещение, чем нарушается его право, предусмотренное Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон о приватизации). Ранее он в несовершеннолетнем возрасте участвовал в приватизации другого жилого помещения, однако в соответствии с абзацем 2 ст. 11 Закона о приватизации он сохранил право на однократную приватизацию спорного жилого помещения после достижения им совершеннолетия. В настоящее время спорное жилое помещение на балансе ОАО «Институт инженерной иммунологии» не значится. Собственником здания общежития <адрес> является ЗАО «Модуль», что не лишает истца права на приватизацию спорного жилого помещения.

    Истец, надлежащим образом извещённый о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, однако ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в его отсутствие.

    При таких обстоятельствах суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

    Представитель ответчика ГУ-ИФНС России по г. Чехову, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заедание также не явился, однако ходатайствовал перед судом о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 27).

    При таких обстоятельствах суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

    Представитель ответчика – ЗАО «Модуль» иск не признал по тем основаниям, что истец ранее уже воспользовался правом на приватизацию жилого помещения и здание общежития, в котором находится спорного жилое помещение, принадлежит ЗАО «Модуль» на праве собственности, в связи с чем приватизации не подлежит.

    Представитель третьего лица – администрации СП «Любучанское» Чеховского муниципального района возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным представителем ответчика – ЗАО «Модуль».

    Представитель третьего лица – администрации Чеховского муниципального района Московской области оставила разрешение спора на усмотрение суда.

    Заслушав объяснения представителей ответчика, третьих лиц и исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

    Судом установлено, что на основании решения ЗАО «Модуль» истцу до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) было предоставлено спорное жилое помещение, о чём свидетельствует ордер на его имя на жилую площадь в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

    В спорном жилом помещении кроме истца никто не зарегистрирован и не проживает. Истец зарегистрирован по месту жительства и проживает в нём с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8, 9, 10-12).

    Здание общежития <адрес> (как и спорное жилое помещение) являлось государственной собственностью, и было принято на баланс института иммунологии Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР в году (гр.<адрес>).

    После предоставления истцу спорного жилого помещения ответчик ЗАО «Модуль» недействительность соответствующего ордера ни в досудебном, ни в судебном порядке не оспаривал, что подтверждается материалами дела и объяснениями представителя ответчика, пропустив, таким образом, без уважительных причин 3-летний срок обращения в суд с требованием о признании ордера недействительным, который был предусмотрен ст. 48 действовавшего на момент предоставления Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 года.

    Согласно решению Чеховского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и справке администрации Чеховского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10 гр. дела № ) здание общежития <адрес> в реестре муниципальной собственности района не значится.

    В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённым нанимателем спорного жилого помещения с МУП «ЖКХ Чеховского района», истец оплачивает жилое помещение и коммунальные услуги именно данному предприятию, ответчику ЗАО «Модуль» оплату не производит, что также подтверждается выпиской из лицевого счёта (л.д. 8).

    Судом установлено, что собственником здания общежития общей площадью 1 349,6 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> является ответчик ЗАО «Модуль» по договору купли-продажи общежития от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому с ОАО «Институт инженерной иммунологии», что подтверждается копией данного договора (л.д. 59-61 гр. дела № 2), свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32 гр. дела № ) и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Также установлено, что согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на спорное жилое помещение, т.е. комнату № , ни за кем не зарегистрировано (л.д. 32).

    Согласно плану приватизации (далее - План) института иммунологии государственного концерна «Биопрепарат» Министерства здравоохранения России последний был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО «Институт инженерной иммунологии»).

    В соответствии с п. 9 Плана объекты социально-культурного быта, перечисленные в п. 8 Плана, используются по прямому назначению с содержанием за счёт средств акционерного общества с последующей передачей в муниципальную собственность в соответствии с планом передачи.

    Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела № приобщёнными к настоящему гражданскому делу.

    Несмотря на то, что здание общежития, находящееся по адресу: <адрес>, являлось жилищным фондом государственного учреждения – института иммунологии, не подлежащим в соответствии с п. 1 действовавшего на момент приватизации института Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» включению в состав приватизируемого имущества, оно, здание общежития, в нарушение упомянутого Указа в вышеуказанном пункте 8 Плана указано не было.

    Суд полагает, что принятие 10.01.1993 г. Президентом РФ Указа № 8 преследовало цель создания для граждан РФ условий для реализации их права, предусмотренного Законом о приватизации, на безвозмездное получение в собственность предоставленных им из государственного жилищного фонда жилых помещений.

    Этой же цели служит и ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее – Вводный закон) от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

    Принятие вышепривёденной ст. 7 Вводного закона было вызвано тем, что согласно вступившему с 01.03.2005 г. новому Жилищному кодексу РФ специализированный жилищный фонд, в который входят общежития, может находиться только в ведении органов государственной власти (государственных учреждений) и органов местного управления (муниципальных учреждений).

    Таким образом, при передаче общежитий в муниципальную собственность после приватизации государственных и муниципальных предприятий они, общежития, сохраняют свой статус, а согласно ст. 4 Закона о приватизации не подлежат последней жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

    Статья же 7 Вводного закона позволяет гражданину реализовать его право на приватизацию жилого помещения, полученного им из государственного и муниципального жилых фондов в качестве общежития до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

    В соответствии со ст. 18 Закона о приватизации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

    Суд полагает, что право на приватизацию спорного жилого помещения имеет и истец, а невключение в нарушение действовавшего законодательства здания общежития, находящегося по адресу: <адрес>, в п. 8 Плана приватизации института и непередача в последующем данного здания общежития в муниципальную собственность нарушает указанное право, гарантированное Законом о приватизации, а также право истца на жилище, предусмотренное ч. 1 ст. 40 Конституции РФ от 12.12.1993 года.

    Суд считает установленным, что на момент предоставления ДД.ММ.ГГГГ истцу спорного жилого помещения по ордеру № , который никем не оспорен, оно (жилое помещение) должно было и находилось в государственном жилищном фонде.

    Также установлено, что согласно договору, заключённому ОАО «Институт инженерной иммунологии» с ЗАО «Модуль» ДД.ММ.ГГГГ, здание общежития было продано данному ответчику, однако Указ Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 был признан утратившим силу только с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. № 370.

    Таким образом, суд полагает, что приватизация государственного института иммунологии в части включения здания общежития, находящегося по адресу: <адрес> 1, в состав приватизируемого имущества и, как следствие, последующая продажа здания общежития проведены с нарушением действовавшего на момент приватизации и заключения договора купли-продажи законодательства.

    Суд считает, что если жилое помещение, предоставленное под общежитие, принадлежит коммерческой организации, коей является ЗАО «Модуль», на праве собственности, то положения ЖК РФ, регулирующие вопросы предоставления и использования жилых помещений специализированного жилищного фонда, не могут быть применены, поскольку в данном случае речь идёт о договорных обязательствах, основанных на нормах гражданского законодательства (См.: БВС РФ №3, март 2006 г.).

    Более того, истец имеет право на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации по следующим причинам.

    В соответствии со ст. 18 Закона о приватизации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления поседений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

    Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 своего постановления от 24.08.1993 г. № 8 разъяснил судам общей юрисдикции, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья.

    Это положение не должно применяться, если правопреемники (в нашем случае – ответчик - ЗАО «Модуль»), изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений (в нашем случае, как считает суд, приобретшие право собственности по сделке), на свои средства построили, либо приобрели незаселённое жилое помещение, которой впоследствии явилось предметом спора о приватизации…

    Как установлено судом, здание общежития <адрес> было возведено и заселено государственным учреждением - институтом иммунологии Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР, ответчик - ЗАО «Модуль» спорное жилое помещение не возводило на свои денежные средства, в связи с чем правило абзаца 1 ст. 4 Закона о приватизации применению в данном случае не подлежит.

    Учитывая, что истец проживает в изолированном спорном жилом помещении, занимает его, по мнению суда, на условиях социального найма, ранее в несовершеннолетнем возрасте участвовал в приватизации другого жилого помещения (л.д. 19, 20, 21-22), однако в соответствии с абзацем 2 ст. 11 Закона о приватизации сохранил право на однократную приватизацию спорного жилого помещения после достижения им совершеннолетия, с ДД.ММ.ГГГГ года в приватизации не участвовал, что подтверждается справкой администрации Чеховского муниципального района (л.д. 25), суд считает, что право на получение в собственность спорного жилого помещения истцом гарантировано Законом о приватизации, в соответствии со ст. 2 которого граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних.

    Статья 6 Закона о приватизации предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Однако собственником спорного жилого помещения не определено лицо, уполномоченное передавать жилое помещение в собственность истца.

    На основании изложенного, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ от 12.12.1993 г., ст. ст. 217, 218 ГК РФ (с последующими изменениями и дополнениями), Закона от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 22.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового значения приватизируемых предприятий», признанного утратившим силу Указом Президента РФ от 26.03.2003 г. № 370, с учётом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), и руководствуясь ст.ст. 56, 57, ч. 2 ст. 61, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    1. Исковое требование ФИО1 удовлетворить.

    2. Признать за ФИО1 право собственности на комнату № общей площадью 12,4 кв.м, жилой 9,5 кв.м, находящуюся в здании общежития по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

    

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Мирошкин

    Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья В.В. Мирошкин

2-1637/2012 ~ М-1458/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
БОЛОТОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
Ответчики
ИФНС РОССИИ ПО МО ПО Г. ЧЕХОВУ
ЗАО МОДУЛЬ
Другие
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МО
АДМИНИСТРАЦИЯ СП ЛЮБУЧАНСКОЕ
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Судья
Мирошкин Валерий Владимирович
Дело на странице суда
chehov--mo.sudrf.ru
24.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2012Передача материалов судье
26.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2012Предварительное судебное заседание
19.06.2012Судебное заседание
22.06.2012Судебное заседание
05.07.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее