судья – Шевелев Н.С. дело № 33а-38812/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.
по докладу судьи Суслова КК.
при помощнике Кирюшиной М.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >4 к администрации Центрального района г. Сочи от 19.07.2018г. с апелляционной жалобой < Ф.И.О. >4 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 19.07.2018г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -
установила:
< Ф.И.О. >4 обратился в суд с иском к администрации Центрального района г. Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, обосновывая требования тем, что согласно выписке из ЕЕРП муниципальное образование г.-к. Сочи является собственником земельного участка площадью 700 кв.м с кадастровым номером <...> из земель населенных пунктов - для ИЖС, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». На основании постановления главы г. Сочи № <...> от 13 ноября 2007 г. «О предоставлении < Ф.И.О. >5 в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <...>», < Ф.И.О. >5 был предоставлен указанный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду и 29 июня 2009 г. с ней был заключен договор аренды земельного участка площадью 700 кв.м с кадастровым номером <...> сроком до 13 ноября 2017 г., утвержден проект границ земельного участка. По договору от 18 августа 2015 г., зарегистрированному 29 сентября 2015 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, < Ф.И.О. >5 переуступила ему права и обязанности по договору аренды земельного участка от 29 июня 2009 г. В соответствии с разрешением на строительство № RU <...> от 27 сентября 2017 г. им начато строительство индивидуального жилого дома на арендуемом земельном участке. Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 02 октября 2017 г., подготовленному ООО «БТИ г. Сочи», процент готовности начатого строительства составляет 25%. Однако 13 ноября 2017 г. срок действия договора аренды земельного участка истек. 28 декабря 2017 г. он направил в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю заявление о постановке объекта недвижимости незавершенного строительством на государственный кадастровый учет. 10 января 2018 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю уведомило его о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости со ссылкой на то, что осуществление регистрационных действий по постановке на ГКН объекта незавершенного строительства должно осуществляться собственником земельного участка либо лицом, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве. В целях реализации своих прав на завершение строительства индивидуального жилого дома он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без торгов. В письме от 18 мая 2018 г. ответчик отказал ему в заключении нового договора аренды указанного земельного участка со ссылкой на то, что он не представил документ, подтверждающий возникновение права собственности на объект недвижимости незавершенного строительства. По его мнению, отказ ответчика в заключении с ним договора аренды земельного участка на новый срок без торгов противоречит положениям действующего законодательства, нарушает его права как застройщика. Поэтому он обжаловал отказ ответчика в суд и просил признать его незаконным, обязать администрацию Центрального района г. Сочи заключить с ним договор аренды указанного земельного участка без проведения торгов на срок три года со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением от 19 июля 2018 года Центральный районный суд г. Сочи отказал < Ф.И.О. >4 в удовлетворении иска.
Не согласившись с решением суда от 19.07.2019г., < Ф.И.О. >6 подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, принять новое решение по делу об удовлетворении его требований. Указывает на нарушение норм материального права, выводы суда не соответствуют материалам дела, судом первой инстанции не установлены все значимые обстоятельства по делу. Свои доводы административный истец подробно изложил в жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п. 2 ч. 2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 01 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается: на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что муниципальное образование г.-к. Сочи является собственником земельного участка площадью 700 кв.м с кадастровым номером 23:49:0201016:466 из земель-земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 25 - 27).
Постановлением главы г. Сочи от 13 ноября 2007 г. <...> < Ф.И.О. >5 был предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок площадью 700 кв.м, расположенный по <...>, для индивидуального жилищного строительства, утвержден проект границ земельного участка (л.д. 20-21).
29 июня 2009 г. муниципальное образование г.-к. Сочи заключило с < Ф.И.О. >5 договор аренды предоставленного земельного участка сроком на 10 лет до 13 ноября 2017 г. (л.д. 12- 15).
По договору переуступки права аренды от 18 августа 2015 г., зарегистрированному 29 сентября 2015 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, < Ф.И.О. >5 переуступила < Ф.И.О. >4 права и обязанности по договору аренды от 29 июня 2009 г. (л.д. 17-18).
Согласно акту готовности объекта незавершенного строительства от 02 октября 2017 г., составленному специалистами «БТИ г. Сочи» на земельном участке с кадастровым номером <...> разрешению на строительство № RU <...> от 27 сентября 2017г., на спорном земельном участке начато строительство, индивидуального жилого дома. В настоящее время проведены следующие строительные работы: фундамент ленточный - жел/бет. монолит, сваи; частично стены - жел/бет. монолит; частично пол - бетонная стяжка. Итого процент готовности объекта оставляет - 25% (л.д. 22).
28 декабря 2017 г. < Ф.И.О. >4 обратился с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о постановке на государственный кадастровый учет объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>
10 января 2018 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю вынесло уведомление о приостановлении государственной регистрации до 10 апреля 2018 г., поскольку договор аренды земельного участка истек 13 ноября 2017г., а заявление о постановке на государственный учет объекта недвижимости подано 28 декабря 2017 г. Технические планы, предоставленные для государственного кадастрового учета, подготовленные кадастровым инженером до 01 января 2017 г., не могут быть использованы с 01 июля 2017 г. (л.д. 69).
< Ф.И.О. >4 обратился в администрацию Центрального района г.Сочи с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка.
В ответе главы администрации Центрального района г. Сочи от 18 мая 2018 г. <...> < Ф.И.О. >4 было отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием документа, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров (л.д. 23).
Считая, что ему незаконно отказали в заключении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов, < Ф.И.О. >4 в судебном порядке оспорил отказ.
Однако, < Ф.И.О. >4 не представил ни одного допустимого доказательства в подтверждение доводов о том, что он имеет разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, арендованном на основании договора о переуступке права аренды от 18 августа 2015 г., и что объект незавершенного строительства принадлежит ему на праве собственности.
Кроме того, как следует из имеющихся в материалах дела правоустанавливающих документов, собственником спорного земельного участка является муниципальное образование г.-к. Сочи, которое и заключило с < Ф.И.О. >5 договор аренды земельного участка.
Поэтому вопрос о перезаключении с < Ф.И.О. >4 договора аренды земельного участка без торгов на трехлетний срок для завершения строительства подлежит обсуждению с администрацией г. Сочи и входит в ее компетенцию.
Как пояснил в суде первой инстанции < Ф.И.О. >7, действующий в интересах < Ф.И.О. >4 по доверенности, истец обращался в администрацию г. Сочи по поводу перезаключения договора аренды на новый срок, но получил отказ (л.д. 39-42).
Однако, < Ф.И.О. >4 не представил в суд данный отказ, а в качестве административного ответчика по делу указал администрацию Центрального района г. Сочи, которая не обладает полномочиями по предоставлению гражданам в собственность или в аренду земельных участков, находящийся в собственности муниципального образования г.-к. Сочи.
Отсюда следует, что администрация Центрального района г. Сочи не является административным ответчиком по делу и на нее не может быть возложена обязанность по заключению с < Ф.И.О. >4 нового договора аренды указанного земельного участка.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, не определил юридически значимые обстоятельства по делу.
Согласно п.2 ч.1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 19.07.2018г.- отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >4 к администрации Центрального района г. Сочи от 19.07.2018г. в Центральный районный суд г. Сочи на новое рассмотрение.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.
Председательствующий:
Судьи: