Дело № 2-3916/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда 19 июня 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Махиной Е.С.,
при секретаре Смирновой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Андреевой Е. В., Стригалевой И. В., Стригалева И. В. к Орловой А. Л. о взыскании задолженности и неустойки по алиментам,
установил:
Андреева Е.В., Стригалева И.В., Стригалев И.В. обратились в суд с иском к Орловой А.Л., мотивируя тем, что со Стригалева В.Г. решением Вологодского городского суда от 27.05.1991 по делу № 2-1534/1991 взысканы алименты на их содержание в размере 1/2 части всех видов заработка; по состоянию на 06.06.2003 задолженность составила 21 852 рубля, на 30.05.2006- 64 951 рубль. 30.10.2017 Стригалев В.Г. умер.
Ссылаясь на ст. 115 СК РФ, просят с учетом увеличения исковых требований взыскать с ответчика, как с наследника Стригалева В.Г., 2 297 765 рублей 40 копеек, из них: задолженность по алиментам в размере 64 951 рубль, сумму индексации за период с 07.06.2003 по 30.10.2017 - 65 032 рубля 38 копеек, неустойку по алиментам за период с 07.06.2003 по 30.10.2017 в размере 1 472 128 рублей 80 копеек, неустойка на сумму индексации за период с 07.06.2003 по 30.10.2017 - 760 620 рублей, в равных долях по 765 921 рубль 80 копеек в пользу каждого из истцов.
В судебном заседании истец Андреева Е.В. и ее представитель по доверенности Дьякова Г.Н. увеличенные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Истец Андреева Е.В. суду пояснила, что вступила в наследство, ее мать добровольно забрала исполнительный лист в 2007 году, в судебном порядке требования не предъявлялись ею, при жизни отца судебный акт о взыскании с него неустойки не выносился, после смерти исполнительный лист не был предъявлен в службу судебных приставов.
Истцы Стригалева И.В., Стригалева И.В. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика Стыхина Е.Н., Шпагина В.В. возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве, указали на отсутствие задолженности на момент смерти, так как исполнительный лист был отозван матерью, мог быть предъявлен до истечения трех в момента наступления совершеннолетия, то есть до 2009 года, но не был предъявлен; ни неустойка, ни задолженность при жизни Стригалева В.Г. не была взыскана судебным решением.
В судебное заседание представитель третьего лица УФССП России по Вологодской области не явился, извещен надлежаще.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании решения Вологодского городского суда от 27.05.1991 по делу № 2-1534/1991 28.05.1991 выдан исполнительный лист о взыскании ежемесячно со Стригалева В.Г. в размере 1/2 части всех видов его заработка, но не менее 20 руб. на каждого ребенка, на содержание дочери Е (Андреевой Е.В.), ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери И (Стригалевой И.В.), ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу Стригалевой Л.В., начиная взыскание с 23.04.1991 и до совершеннолетия детей.
Дети достигли совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Согласно записям в исполнительном листе задолженность по состоянию на 01.06.2003 составила 21 852 рубля, на день совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) – 64 951 рубль.
Стригалев В.Д. умер 30.10.2017, что подтверждается свидетельством о смерти № от 25.12.2017.
Как следует из ответа на запрос суда, предоставленного нотариусом Прохоровой М.В., с заявлениями о принятии наследства после смерти Стригалева В.Д. обратилась его дочь Андреева Е.В., по завещанию - Орлова А.Л. Согласно тексту завещания №, удостоверенного 16.07.2016, ей завещана принадлежавшая Стригалеву В.Г. квартира по адресу: <адрес>
Статьей 120 СК РФ определено, что алиментные обязательства прекращаются смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Как следует из разъяснений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства.
На основании п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что не связанные с личностью наследодателя имущественные права и обязанности входят в состав наследства (наследственного имущества). При этом к наследникам одновременно переходят как права на наследственное имущество, так и обязанности по погашению соответствующих долгов наследодателя, если они имелись на день его смерти.
Положения ст. 1112 ГК РФ не допускают включение в состав наследства прав и обязанностей неразрывно связанных с личностью наследодателя, то есть в данном исключают возможность начисления, удержание, взыскание алиментов после наступления смерти должника, но не освобождают от погашения задолженности наследниками в случае принятия ими наследства. Задолженность по алиментам в случае смерти плательщика алиментов может быть взыскана с наследников как долг наследодателя, по которому наследники отвечают в пределах наследственного имущества.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что на момент смерти Стригалева В.Г. задолженность по алиментам отсутствовала. Из ответа на запрос от 18.05.2018, направленного ОСП № 2 по г. Вологде УФССП по Вологодской области в адрес Стригалевой Л.В., следует, что на основании исполнительного листа, выданного 27.05.1991 Вологодским городским судом по делу № 2-1534, в отношении Стригалева В.Г. 18.11.2006 возбуждено исполнительное производство о взыскании алиментов в пользу Стригалевой Л.В., которое было окончено 31.03.2010 на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением.
Таким образом, основания для взыскания с Орловой А.Л., как с наследника умершего Стригалева В.Г., задолженности по алиментам не имеется.
Рассматривая требования о взыскании неустойки, суд также считает их не подлежащими удовлетворению и исходит при этом из следующего.
В соответствии со ст. 115 СК РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.
При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
Как следует из разъяснений, изложенных в разделе X Обзора судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей и п. 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов (уплата неустойки, возмещение убытков) устанавливается судом и наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов.
При жизни Стригалева В.Г. наличие оснований для взыскания с него неустойки, предусмотренной ст. 115 СК РФ, каким-либо судебным актом не устанавливалось, указанная неустойка с наследодателя в установленном законом порядке не взыскивалась, что подтвердила Андреева Е.В. в судебном заседании.
Таким образом, с учетом положений ст. 1112 ГК РФ в данном конкретном случае наследник Орлова А.Л. не может нести ответственность за Стригалева В.Г. в виде уплаты неустойки, взыскание которой являлось возможным только при жизни наследодателя на основании судебного постановления, устанавливающего его вину. Вина Орловой А.Л. в несвоевременной оплате алиментов Стригалевым В.Г. отсутствует.
Требования о взыскании сумм индексации и неустойки на нее также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 117 СК РФ такая индексация может быть взыскана только в том случае, если размер алиментов устанавливался в твердой денежной сумме.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Андреевой Е. В., Стригалевой И. В., Стригалеву И. В. в удовлетворении требований к Орловой А. Л. о взыскании задолженности и неустойки по алиментам отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Е.С. Махина
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2018