Дело № 2-375/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
17 февраля 2014 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Захаровой Я.В.,
с участием заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Игнатенко В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга, лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Промстрой» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> (далее ООО «<данные изъяты>») об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.
В ходе проверки, проведенной сотрудниками Орской межрайонной природоохранной прокуратуры установлено, что ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (ИНН №, ОГРН №).
Основным видом деятельности предприятия ООО «<данные изъяты> является производство товарного бетона и растворной смеси.
При проведении проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушениями законодательства об охране окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределенного круга лиц, проживающих в г.Орске.
В связи с чем, Орский природоохранный прокурор просил суд:
- признать хозяйственную деятельность общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не соответствующей требованиям законодательства РФ в отсутствие разработанных инструкций по эксплуатации и обслуживанию газоочистных установок для каждой из 2-х установок отдельно и без регистрации данных установок в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; в отсутствие согласованных с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий;
- обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до 01.07.2014 разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию газоочистных установок для каждой из 2-х установок отдельно, зарегистрировать их в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; согласовать с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий
В судебном заседании представитель истца - заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 заявленные требования поддержал, дав объяснения, аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика ООО «Промстрой» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
-соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
-презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.
Согласно п.п. 7, 13 ч.1 ст. 30 ФЗ РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
На основании пункта 3.7 Приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 года №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов Управление Росприроднадзора субъекта Федерации ведет регистрацию установок очистки газа объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю.
В соответствии с "Правилами эксплуатации установок очистки газа", утвержденных Минхиммашем СССР от 28.11.1983 года (далее «Правила»):
п.1.5. - предприятиями, организациями и учреждениями должны быть разработаны и утверждены инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пусконаладочной организаций;
п.3.4. - все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки;
В нарушение указанных требований законодательства в ООО «<данные изъяты>» установки очистки газа не зарегистрированы в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа не разработаны.
Таким образом, несоблюдение ООО «<данные изъяты>» требований законодательства - правил эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью человека - неопределённого круга лиц, проживающих в городе Орске.
Кроме того, на основании п. 3 ст. 19 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» - неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.
В соответствии с требованиями п. 3.13.31 Указа Губернатора Оренбургской области от 24.02.2012 года № 104-УК «О внесении изменений в указ Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011 года № 120-УК» уполномоченный орган власти Оренбургской области согласовывает мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводимые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно п. 8 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 27.03.2012 № 263-п, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов, согласовывают разработанные мероприятия в периоды НМУ с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В составе проекта нормативов ПДВ для ООО «<данные изъяты>» разработаны мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеоусловий. Разработанные мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при НМУ по первому режиму работы должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы на <данные изъяты> %, по второму режиму - на <данные изъяты>%, по третьему режиму - на <данные изъяты>%.
В нарушение вышеназванных требований законодательства, в ООО «<данные изъяты>» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ не согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
Таким образом, установлено, что ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязанным проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не имеет данных мероприятий, согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора - с Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.
В соответствии с РД 52.04-52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.
Таким образом, несоблюдение ООО «<данные изъяты> вышеуказанных требований природоохранного законодательства создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью неопределённого круга лиц, проживающих в г.Орске.
В соответствии со ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага.
Статьёй 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.
Защита гражданских прав может осуществляться путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст.12 ГК РФ.
Статьёй 45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе и с защитой прав названного круга лиц на благоприятную окружающую среду в связи с нарушением закона в сфере экологических правонарушений.
Ответчиком не представлено доказательств устранения допущенных нарушений, в связи с чем, требования Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать хозяйственную деятельность общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не соответствующей требованиям законодательства РФ в отсутствие разработанных инструкций по эксплуатации и обслуживанию газоочистных установок для каждой из 2-х установок отдельно и без регистрации данных установок в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; в отсутствие согласованных с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий;
обязать общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в срок до 01.07.2014 года разработать инструкции по эксплуатации и обслуживанию газоочистных установок для каждой из 2-х установок отдельно, зарегистрировать их в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области; согласовать с министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных климатических условий
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 24 февраля 2014 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>