Дело № 2а-325/ 2023
73RS0015-01-2023-000485-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Новоспасское 29 ноября 2023 года
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе в составе:
судьи Берхеевой Г.И.,
при секретаре Соловьевой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Пляшник О.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области (далее по тексту Администрация) обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска было указано, что административный истец является должником в исполнительном производстве №-ИП от 05.09.2023, возбужденного на основании исполнительного листа № ФС 045418485 от 16.08.2023, выданного Новоспасским районным судом Ульяновской области по делу № 2-231/2022, предмет исполнения: о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обеспечить финансирование МОУ «Репьёвская средняя школа им. Героя Советского Союза Н.Ф. Карпова» в целях приведения объекта в соответствие с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федераций и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федераций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 в срок до 01.04.2023.
10.10.2023 по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Административный истец не смог исполнить требование исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок по причине тяжелого финансового положения.
Кроме того в настоящее время Администрацией предпринимаются меры к исполнению решения суда, а именно: в 2023 году предоставлены бюджетные ассигнования МОУ СШ № 1 р.п. Новоспасское и МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское в сумме 775,2 тыс. рублей в целях исполнения решений Новоспасского районного суда Ульяновской области в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций (гражданские дела № 2-227/2022, № 2-232/2022). Административный истец просит учесть, что кроме указанного исполнительского сбора на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области наложены еще 19 исполнительских сборов по гражданским делам в целях приведения образовательных учреждений в соответствие с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федераций и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федераций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (общая сумма составляет 1 млн. рублей).
Административный истец просит суд освободить администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от 05.09.2023.
Определением суда от 07.11.2023 привлечено к участию в деле в качестве соответчика УФССП России по Ульяновской области.
Представитель административного истца администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, административный ответчик СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Пляшник О.С., представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, представители заинтересованных лиц прокурор Новоспасского района Ульяновской области, МОУ «Репьевская средняя школа им. Героя Советского Союза Н.Ф. Карпова» в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, ходатайств об отложении дела не поступило.
Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области - novospasskiy.uln@sudrf.ru.
В силу ст. ст. 150, 152 КАС РФ, учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены и не представили ходатайств об отложении, суд считает возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением суда от 26.08.2022 по административному делу № 2а-231/2022 удовлетворены частично требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, постановлено:
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Репьевская средняя школа им. Героя Советского Союза Н.Ф. Карпова» оборудовать объект, расположенный по <адрес>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в срок до 1 июля 2023 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Новоспасский район» обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Репьевская средняя школа им. Героя Советского Союза Н.Ф. Карпова» в целях приведения объекта, расположенного по <адрес>, в соответствие с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 в срок до 1 апреля 2023 года.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение вступило в законную силу 04.10.2022.
На основании исполнительного документа, выданного районным судом серии ФС № 045418485 от 16.08.2023 в отношении администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП от 05.09.2023.
В рамках данного исполнительного производства 10.10.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д.11)
Так постановление о возбуждении исполнительного производства было получено администрацией 05.09.2023.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В установленный СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Пляшник О.С. пятидневный срок Администрацией требования исполнительного документа не исполнено.
11.10.2023 вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, поскольку должником в срок, установленный СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области не выполнен, что подтверждается актом от 10.10.2023.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения с данным административным иском.
Как усматривается из материалов дела, Администрацией предпринимаются меры к исполнению решения суда.
Администрацией муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области принимаются меры по заключению соглашения с Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области о предоставлении субсидий в 2025 году на реализацию мероприятий данной муниципальной программы.
Так в целях исполнения решения суда администрацией района разработана муниципальная программа от 13.07.2023 № 624 «Укрепление антитеррористической защищенности, пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на 2024 - 2026 годы». Программа предусматривает мероприятия в 2024 году на сумму 6 139,244 тыс. руб.
Муниципальной программой «Укрепление антитеррористической защищенности, пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на 2022 - 2024 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 20.07.2021 № 625 в 2023 году предусмотрены мероприятия в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций на сумму 2799,75 тыс. руб.
Кроме того, в 2023 году предоставлены бюджетные ассигнования МОУ СШ № 1 р.п. Новоспасское и МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское в сумме 775,2 тыс. рублей в целях исполнения решений Новоспасского районного суда Ульяновской области в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций (гражданские дела № 2-227/2022, № 2-232/2022).
Согласно справке Управления финансов администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 10.10.2023 № 681 у администрации района имеется кредиторская задолженность в размере 185,7 млн. руб.
Задачами исполнительного производства согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 25.02.2014 № 4-П и от 19.01.2017 № 1-П, следует, что исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно правовой позиции приведенной в пункте 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 г., отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора.
В силу ч.6 ст. 112 от 02.10.2007 г. № 229-ФЗФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 указанного ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 75 в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Таким образом, на администрации лежит обязанность доказать наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, отсутствия вины в неисполнении решения в установленный срок, принятия всех необходимых мер к исполнению решения суда.
Как следует из материалов дела, администрацией предпринимаются меры по исполнению решения суда, с учетом установленных обстоятельств дела, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.
Вместе с тем, суд учитывает, что предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства срока в 5 дней для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству не достаточно для исполнения требований решения суда.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу, что у администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве» пять дней, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом суд отмечает, что судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с правовыми нормами действующего законодательства «Об исполнительном производстве».
В силу изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Пляшник О.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 руб., взысканного на основании постановления от 10.10.2023 по возбужденному исполнительному производству №-ИП от 05.09.2023.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 06.12.2023.
Судья Г.И. Берхеева