Дело № 2-277/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2018 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановской В.А. к муниципальному казенному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Вяртсильская средняя общеобразовательная школа» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец работает у ответчика в должности <Данные изъяты> на ставку и 0,5 ставки <Данные изъяты>, размер ее должностного оклада составляет <Данные изъяты>,00 руб. и <Данные изъяты> руб. Истец указывает на то, что у ответчика имеется перед ней задолженность по заработной плате в сумме <Данные изъяты> руб. 00 коп. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что ответчиком не соблюдались требования трудового законодательства и недоначислялась заработная плата в соответствии с действующим МРОТ с января и с июля 2017 года. С учетом изложенного, истец просит взыскать в свою пользу задолженность в сумме <Данные изъяты> руб. 00 коп.
В судебное заседание истец Ивановская В.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещены, представили документы по запросу суда.
Третье лицо – Администрация Сортавальского муниципального района - извещена надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя администрации, представили ходатайство, в котором указали, что Постановление Конституционного суда от 07.12.2017 №38-П подлежит применению к правоотношениям, возникшим после 07.12.2017, до указанной даты подлежит применению прежний порядок доведения заработной платы до МРОТ. Полагают, что за период с января по ноябрь 2017 года заработная плата выплачена истцу в полном объеме. Считают, что за декабрь 2017 года в пользу истицы подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закреплена в статье 37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 ТК РФ).
Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. <Адрес обезличен>ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 07.12.2017 N 38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, при исчислении заработной платы за месяц, суд в составе заработной платы учитывает оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, связанные с непосредственной трудовой функцией работника, а также районный коэффициент и надбавку за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 руб.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен в размере 7800 руб.
Установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимает должность <Данные изъяты> на ставку с 01.01.2014, размер должностного оклада составляет <Данные изъяты> руб. 00 коп., районный коэффициент 15 % (<Данные изъяты> руб.), северная надбавка 50 % (<Данные изъяты> руб.).
Также из трудового договора №20-А от 01.09.2016 следует, что Ивановская В.А. занимает должность <Данные изъяты> по совместительству на 0,5 ставки с 01.09.2016, размер должностного оклада составляет <Данные изъяты> руб. 00 коп., районный коэффициент 15 % (<Данные изъяты> руб.), северная надбавка 50 % (<Данные изъяты> руб.).
С учетом того, что постановление Конституционного суда Российской Федерации N 38-П от 07.12.2017 действует с момента провозглашения, оно распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты.
Тем самым, требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2017 года по 06.12.2017 не подлежат удовлетворению, принимая во внимание, что в заявленный период заработная плата истца превышала установленный МРОТ.
За период с 07.12.2017 по 31.12.2017 требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В декабре 2017 года истцом отработан 21 день/151,2 часа, из расчетного листка следует, что ей начислена заработная плата в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., в том числе: оклад – <Данные изъяты> руб. 00 коп., оклад за совмещение – <Данные изъяты> руб. 00 коп., доплата до МРОТ – <Данные изъяты> руб. 00 коп., единовременна стимулирующая выплата в общем размере <Данные изъяты> руб. 00 коп., оплата за ночное время – <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп., районный коэффициент – <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. и северная надбавка – <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп.
Согласно приказу №154 от 11.12.2017 и приказу №160 от 19.12.2017 истцу произведены стимулирующие выплаты в общем размере <Данные изъяты> руб. (по должности <Данные изъяты> <Данные изъяты> руб., по должности <Данные изъяты> <Данные изъяты> руб.) за качество и высокие результаты труда.
Таким образом, принимая во внимание, что поименованными выше приказами истцу установлены доплаты непосредственно связанные с его трудовой функцией, при расчете размера заработной платы подлежат включению стимулирующие выплаты в общей сумме <Данные изъяты> руб. (<Данные изъяты> руб. по должности <Данные изъяты> и <Данные изъяты> руб. по должности <Данные изъяты>). При этом премия в размере <Данные изъяты> руб. по должности <Данные изъяты> подлежит исключению, поскольку из приказа №160 от 19.12.2017 следует, что она была выплачена истицы за выполнение работ, не входящих в основные обязанности.
За период с 07.12.2017 по 29.12.2017 истцом отработано по должности <Данные изъяты> 17 дней.
Следовательно, заработная плата истца за 17 дней по должности <Данные изъяты> составляет <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. ((<Данные изъяты> + <Данные изъяты> +<Данные изъяты>) х 1,65)).
Величина МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки на 0,5 ставки составляет 6435 руб. (7800 х 0,5 х 1,65), за 17 дней – 5209 руб. 29 коп. (6435/21х17).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата по должности уборщика служебных помещений за декабрь 2017 года в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп.
По должности сторожа суд приходит к следующему выводу.
Из материалов дела усматривается, что Ивановская И.А. отработала норму рабочего времени за декабрь 2017 года 151,2 ч.
С 07.12.2017 по 31.12.2017 истица отработала 128 часов, из них в ночное время 104 часа.
Таким образом, оклад истицы за период с 07.12.2017 по 31.12.2017 составляет <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. (<Данные изъяты>/151,2 х 128).
Доплата в размере 35 % за работу в ночное время составляет <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. (<Данные изъяты> руб. х 104 ч.).
Таким образом, за период с 07.12.2017 заработная плата истицы составила <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. ((<Данные изъяты>+<Данные изъяты>+<Данные изъяты>+<Данные изъяты>)х1,65).
Величина МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки на ставку составляет 12870 руб. (7800 х 1,65), за 128 ч. – 10895 руб. 24 коп. (12870/151,2х128).
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата по должности сторожа за декабрь 2017 года в размере <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. (<Данные изъяты> – <Данные изъяты>
Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.17-333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в соответствующий бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истица при подаче иска была освобождена, при этом суд учитывает финансовое положение ответчика и считает возможным снизить размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до 50 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ивановской В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Вяртсильская средняя общеобразовательная школа» в пользу Ивановской В.А. заработную плату за декабрь 2017 года в сумме <Данные изъяты> руб. <Данные изъяты> коп. (с учетом налога на доходы физических лиц).
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Вяртсильская средняя общеобразовательная школа» в бюджет Сортавальского муниципального района госпошлину в сумме <Данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение суда изготовлено 23.03.2018.