Дело №2-624/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при секретаре А.О.Александровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулева В.Г. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности выдать градостроительный план и разрешение на строительство,
установил:
Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями по тем основаниям, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: .... хх.хх.хх г. он подал в администрацию района заявление о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка. Администрация района в письме от хх.хх.хх г. № ответила отказом в выдаче градостроительного плана, сославшись на то, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки ... сельского поселения земельный участок попадает в санитарно-защитную зону пожарной части, в которой не предусмотрено строительство жилых домов. Истец не согласен с решением администрации района. На основании обстоятельств, изложенных в заявлении, истец просит суд обязать ответчика выдать ему градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, представив ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и указанием на несогласие с заявленными требованиями.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: .... Право аренды истца на земельный участок зарегистрировано на основании договора аренды земельного участка от хх.хх.хх г. №, в соответствии с которым арендатором участка являлась М., и договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от хх.хх.хх г., заключенного между М. и Кулевым В.Г.
хх.хх.хх г. обратился в администрацию района с заявлением о выдаче градостроительного плана арендованного им земельного участка.
Решением № сессии № созыва Совета ... сельского поселения от хх.хх.хх г. № утверждены Правила землепользования и застройки ... сельского поселения.
Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Прионежского муниципального района отказала заявителю в выдаче градостроительного плана, указав, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки земельный участок земельный участок попадает в санитарно-защитную зону пожарной части, в которой не предполагается размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Письмом от хх.хх.хх г. № администрация Прионежского муниципального района затребовала у истца дополнительные документы, предусмотренные Административным регламентом администрации Прионежского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденным постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. №, в целях принятия решения по заявлению от хх.хх.хх г. По настоящее время градостроительный план истцу не выдан.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу п. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является частью документации по планировке территории.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Таким образом, выдача градостроительного плана осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа сельского поселения.
В силу положений ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование земельного участка истцом в соответствии с его целевым назначением создает какую-либо опасность, суду не представлено. Следовательно, права истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением (для индивидуального жилищного строительства) сохраняются. Кроме того, суду не было представлено доказательств того, что арендуемый истцом участок относится к санитарно-защитной зоне пожарной части.
Также суд учитывает, что на момент обращения истца с заявлением в администрацию района не был утвержден Административный регламент администрации Прионежского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», предусматривающий перечень документов, необходимых для предъявления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, и у истца дополнительные документа до момента обращения в суд с настоящим заявлением не были запрошены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования истца направлены на защиту его права на земельный участок, в том числе его права на использование арендованного им земельного участка по целевому назначению, а также исходя из приведенной нормы Градостроительного кодекса РФ, которой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков, несмотря на несоответствия вновь принятому градостроительному регламенту, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части возложения на администрацию района обязанности выдать истцу градостроительный план земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Принимая во внимание положения ч. 7 ст. 51 ГРК РФ, требующие от заявителя предоставлять одновременно с заявлением о выдаче разрешения на строительство градостроительный план земельного участка, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о возложении обязанности на администрацию района выдать разрешение на строительство.
В порядке ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность выдать Кулеву В.Г. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ...
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелии в пользу Кулева В.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2015 года.