63RS0039-01-2021-000522-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-959/2021 по административному исковому заявлению Морозовой Светланы Владимировны, Крыловой Натальи Владимировны, Скакова Владимира Алексеевича, Скаковой Анны Николаевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявления указано, что 11.11.2020 административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащий истцам на праве собственности одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. Приказом от 25.12.2020 №3241 Департамент отказал в предоставлении земельного участка, указав, что с заявлением обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Данное распоряжение истцы считают незаконным, нарушающим их права. На участке расположено здание (строение) или сооружение, принадлежащее истцам на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о праве собственности от 26.03.2015. Еще до 26.03.2015 истцы являлись собственниками жилого помещения (квартиры), расположенной в данном одноквартирном доме. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №. С момента государственной регистрации права собственности владелец квартиры приобретает в силу закона и право на долю в общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен жилой дом.
В связи с изложенным просят признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара от 25.12.2020 №3241 об отказе предоставлении в собственность истцов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара заключить договор и передать в собственность истцов указанный земельный участок.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности – Бережкова Е.Ю. административный иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара – Ткаченко И.В. возражала против иска, ссылаясь на то, что истцы являются собственниками жилого помещения (квартиры), а не жилого дома, кроме этого, данный объект реконструирован, право собственности на него в реконструированном состоянии не зарегистрировано.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании подп. 6 п. 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что на основании решения Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014 за административными истцами зарегистрировано право общей совместной собственности на здание - жилой дом площадью 71,9 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.11.2020 и свидетельством о государственной регистрации права от 27.04.2015. Дата государственной регистрации права: 26.03.2015.
Указанный жилой дом расположен в пределах земельного участка площадью 78 кв.м с кадастровым номером №, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Постановлением Главы г.о.Самара №951 от 23.10.2000 гражданам предоставлены в собственность и в аренду земельные участки, изъятые у АОЗТ турбаза «Волга», занимаемые индивидуальным жилищным строительством и личным подсобным хозяйством. Согласно приложению к данному постановлению Скакову В.А., Скаковой А.Н., Скаковой С.В., Скаковой Н.В. предоставлен земельный участок по адресу: <адрес> площадью 499,9 кв.м из которых: 78,0 кв.м - в общую совместную собственность, 222,0 кв.м - в аренду с правом выкупа, 199,9 кв.м – в аренду без права выкупа под личное подсобное хозяйство.
На основании указанного постановления и договора аренды земельного участка №008097з от 26.12.2000 истцам предоставлен в аренду земельный участок по адресу: <адрес> площадью 199,90 кв.м под личное подсобное хозяйство.
11.11.2020 административные истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп без проведения торгов земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 78 кв.м с кадастровым номером №, занимаемого индивидуальным жилым домом.
Приказом от 25.12.2020 №3241 Департамент отказал в предоставлении земельного участка на основании подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ (с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов). В обоснование указано, что право собственности истцов на реконструированный жилой дом возникло на основании решения Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014 по делу №2-6271/2014, которое апелляционным определением было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований об изменении статуса жилого помещения и признании права собственности на реконструированный жилой дом.
Из представленных документов следует, что на основании договора передачи квартир в собственность граждан от 14.01.1997 №201 за истцами 28.01.2014 зарегистрировано право общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру, площадью 58,7 кв.м по адресу: г.Самара, Промышленный район, 9-я малая просека, д.3, с кадастровым номером 63:01:00702003:1055.
26.03.2015 право собственности на данный объект прекращено на основании решения Промышленного районного суда г.Самары. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от 12.03.2021 и свидетельством о государственной регистрации права от 28.01.2014.
Из справки от 08.04.2014, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», следует, что согласно материалам инвентарного дела по состоянию на 09.12.2008 объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, представляет собой одноквартирный жилой дом (лит. ББ1Б2) общей площадью 67,00 кв.м, жилой площадью 44,20 кв.м, кроме того сени (лит. б), состоящий из помещений квартиры б/н: 1 этаж, ком. №№1-8. Указанные помещения связаны между собой, имеют единое использование, в связи с чем представляют собой единое здание (лит. ББ1Б2б). Иные помещения в указанном здании отсутствуют.
С целью изменения статуса приватизированного жилого помещения на жилой дом и признания права собственности на него истцы обратились в суд с соответствующим иском.
Решением Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014 по делу №2-6271/2014 исковые требования удовлетворены. За истцами признано право общей долевой собственности на объект индивидуального жилищного строительства в реконструированном состоянии площадью с учетом прочей (коэффициентом) 71,90 кв.м, общей площадью 67,00 кв.м, жилой площадью 44,20 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 02.06.2015 решение Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований об изменении статуса жилого помещения и признании права собственности на реконструированный жилой дом отказано.
Таким образом, у истцов отсутствует право общей совместной собственности на жилой дом с кадастровым номером №, возникшее на основании решения Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014, однако соответствующая запись о прекращении права собственности в ЕГРН не внесена.
В то же время в связи с отменой названного решения суда за истцами сохраняется право общей совместной собственности на жилое помещение – квартиру площадью 58,7 кв.м с кадастровым номером №.
В соответствии с подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу пункта 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Поскольку административные истцы собственниками здания, а именно, жилого дома, не являются, Департаментом правомерно отказано в предоставлении земельного участка по причине отсутствия у заявителей права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, являются обоснованными доводы Департамента о том, что у истцов отсутствует право собственности на тот объект, который существует в настоящее время. Из решения Промышленного районного суда г.Самары от 28.10.2014 следует, что в процессе эксплуатации истцами произведена реконструкция спорного объекта недвижимости путем возведения пристроя площадью 8,3 кв.м, после реконструкции общая площадью дома составила 67,00 кв.м. Таким образом, фактически существующий объект недвижимости не соответствует объекту с кадастровым номером №, сведения о котором внесены в ЕГРН и право собственности на который зарегистрировано за истцами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка со ссылкой на подп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ является законным.
Отказ административного органа в предоставления земельного участка по указанным основаниям не означает отсутствие у истцов права на приобретение испрашиваемого земельного участка, учитывая то обстоятельство, что ранее уполномоченным органом уже было принято решение о предоставлении данного земельного участка в их собственность (постановление Главы г.о.Самара №951 от 23.10.2000). Административные истцы не лишены возможности разрешить вопрос приобретения земельный участок в исковом порядке.
Поскольку оспариваемое решение незаконным не признано, оснований для возложении на Департамент управления имущества г.о. Самара обязанности заключить договор и передать в собственность истцов земельный участок не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Морозовой Светланы Владимировны, Крыловой Натальи Владимировны, Скакова Владимира Алексеевича, Скаковой Анны Николаевны к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2021.