Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 года г. Красноярск
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Медведской Г.А.
при секретаре Колмаковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлов А.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрация г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Орлов А.А. обратился в суд с иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что является собственником гаражного бокса № расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровыми номером №. Данный гаражный бокс расположен на земельном участке, площадью № кв.м, используется под размещение гаража. Для регистрации права собственности на земельный участок, истец оформил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, который соответствует кадастровой карте города и учитывает все смежные участки. Кроме того, с целью оформления согласования размещения земельного участка, на котором расположен гаражный бокс, обратился в департамент. Однако, департамент отказал в предварительном согласовании предоставлении земельного участка, утверждения схемы расположения его на КПТ и оформления его в собственность, поскольку земельный участок расположен на границах красных линий и является землями общего пользования.
Истец полагает отказ незаконным, поскольку земельный участок расположен непосредственно под гаражом, находящимся в его собственности и необходимым для его обслуживания, указанные в ответе основания для отказа не предусмотрены действующим законодательством, земельный участок был поставлен на кадастровый учет в установленном порядке путем выделения из существующего участка не разграниченной государственной собственности.
В судебном заседании представитель истца Пугачева М.В. ( действующая на основании доверенности) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещался о дате месте и времени рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, ранее в ходе рассмотрения дела направил письменный отзыв на иск, согласно которого в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Третьи лица Управление Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились о дате месте и времени рассмотрении дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
С согласия представителя истца дело рассмотрено в соответствии со ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив совокупность представленных по делу доказательств, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 1 ЗК РФ к числу основных принципов земельного законодательства отнесен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пункт 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. В частности Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 3 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, истец является собственником гаражного бокса №, общей площадью № кв.м расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности истицы на гаражный бокс зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Согласно кадастровому паспорту гаражный бокс состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер №, введен в эксплуатацию в 1992г.
Как видно из ответа ДМиЗО администрации г. Красноярска № № от 05.07.2016 на заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, Департамент отказал в удовлетворении заявления по причине того, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общего землепользования городского округа г. Красноярск утвержден постановлением администрации г. Красноярска № от 25.12.2015г.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что согласно постановлению администрации г. Красноярска от 27.05.1992г. № пунктом 3 согласовано расположение индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане № м по осям каждый на земельном участке площадью до № га в Свердловском районе согласно прилагаемой схеме в полосе отвода железной дороги, в районе монтажного техникума. Постановление мэра г. Красноярска от 23.10.2015г. п. 3 указанного выше постановления признан утратившим силу в связи с отводом ГСТ «Монтажник» земельный участок площадью № кв.м. а также закреплен земельный участок № кв.м. и выдано удостоверение на право временного пользование землей для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации 277 индивидуальных гаражей боксового типа размером в плане № м по осям с техкомнатой и погребом в Свердловском районе, севернее монтажного техникума по <адрес>.
Кроме того, согласно справке подтверждается, что истец является членом ПГК «Монтажник2».
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт добросовестного владения и пользования истцом указанным выше гаражом, ответчиком не опровергнут, доказательства регистрации обременения на спорный участок в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены, суд приходит к выводу, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, изложенный в письме от 05.07.2016г. №№, нельзя признать законным, поскольку спорный земельный участок предоставлен ПГСК «Монтажник» и выделен истцу, в настоящее время им используется до введения в действие Земельного кодекса РФ и до принятия постановления администрации г. Красноярска от № от 25.12.2015г.
При этом при разработке и утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общего землепользования городского округа г. Красноярск органу местного самоуправления следовало учесть фактически расположенные в данном квартале на день разработки проекта планировки объекты капитального строительства и их предназначение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Орлов А.А. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрация г. Красноярска о признании решения незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.
Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 05.07.2016г. № О - № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу <адрес> - незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрация г. Красноярска согласовать в течение месяца с момента вступления решения в законную силу предоставление Орлов А.А. за плату земельного участка в собственность в целях эксплуатации гаражного бокса, расположенного по адресу <адрес>, в точках координат
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, либо вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Г.А. Медведская