ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания | |
10 июля 2014 г. |
г. Гаджиево |
Заместитель председателя Гаджиевского гарнизонного военного суда Еремин Дмитрия Васильевича, при секретаре судебного заседания Венгерак А.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Величко А.В., помощника военного прокурора – войсковая часть (…) старшего лейтенанта юстиции Боговича А.Г., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении командира войсковой части (…) капитана 1 ранга Величко Андрея Васильевича, (…),
установил:
в ходе проведенной военной прокуратурой – войсковая часть (…) проверки соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды (…) г. в войсковой части (…), расположенной в (…), установлено, что должностным лицом – командиром войсковой части (…) капитаном 1 ранга Величко А.В., отвечающим в силу должностных обязанностей за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при складировании и ином обращении с отходами производства и потребления, при осмотре территории войсковой части (…), дислоцированной в (…), обнаружено несанкционированное место сброса на почву (травянистый грунт) следующих отходов производства и потребления: металлолом 5 категории (неиспользуемые железные бочки, металлические изделия, потерявшие потребительские свойства), строительный мусор, отработанные резинотехнические изделия, крупногабаритные бытовые отходы, деревянные изделия, потерявшие свои потребительские свойства. При этом указанное место сброса отходов производства и потребления не было ограждено и защищено от воздействия атмосферных осадков и ветров, не оборудовано площадкой, изготовленной из искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия. Кроме того, на территории указанной части были обнаружены осколки ртутьсодержащей люминесцентной лампы, находившиеся на открытом воздухе в 5 метрах от контейнерной площадки.
В судебном заседании Величко виновным себя не признал, при этом пояснил, что на момент проведения проверки (…) г. на территории автомобильного парка войсковой части (…) действительно место сброса отходов производства и потребления не было ограждено и защищено навесом от воздействия атмосферных осадков, не было оборудовано площадкой с твердым покрытием и ливневой канализацией, мусорные контейнеры стояли на земле. Указанные упущения произошли по вине ОАО «Славянка», с которым заключен государственный контракт на оборудование контейнерных площадок на всей территории воинской части, в том числе на территории автомобильного парка. Повторная заявка на дооборудование контейнерных площадок была сделана (…) г.
Однако Величко добавил, что на месте сброса отходов производства и потребления не было металлолома – железных бочек, кроме того, автомобильные покрышки относятся к четвертому классу опасности, утилизировать которые как вид отходов нельзя, но в соответствии с п. 3.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03, их временное хранение допускается на открытых, приспособленных для хранения площадках. Поэтому их размещение на твердой площадке на территории автомобильного парка войсковой части (…) не нарушает норм действующего законодательства в сфере природопользования и окружающей среды.
Также Величко подтвердил факт обнаружения осколков ртутьсодержащей лампы около мусорного контейнера, пояснив при этом, что на территории объединенного автомобильного парка дислоцируются еще три воинские части, поэтому ввиду отсутствия фотографий и видеосъемки в материалах дела не представляется возможным установить, на чьей именно территории в ходе проверки было обнаружено место сброса отходов производства и потребления. Принадлежность места обнаружения осколков ртутьсодержащей лампы территории, закрепленной именно за войсковой частью (…) также не усматривается из Справки по результатам участия в проверке соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в войсковых частях (…) и (…) от (…) г. № (…), представленной отделом по надзору на море (Архангельская область и Ненецкий автономный округ, Мурманская область) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Кроме того, Величко показал, что действительно войсковой части (…) (в настоящее время – войсковая часть (…) передано в постоянное бессрочное пользование сформированный земельный участок, площадью (…) кв.м., в состав которого входит территория автомобильного парка. Следовательно, формально он, как командир части, несет ответственность за всю территорию, переданную в пользование войсковой части (…), так как на сегодняшний день отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие разделение территории автомобильного парка войсковой части (…) между дислоцированными на нем подразделениями других воинских частей.
Помощник военного прокурора – войсковая часть (…) в судебном заседании указанные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтвердил, пояснив, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено обоснованно, поскольку Величко нарушены требования Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О статусе военнослужащих», «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениями окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 г. № 681, Правил охраны природной среды в ВМФ, утвержденных приказом Главнокомандующего ВМФ от 12 декабря 1990 г. № 320, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. №80.
Выслушав объяснение Величко, учитывая позицию помощника военного прокурора – войсковая часть (…), а также исследовав материалы дела, следует прийти к следующему выводу.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от (…) г., письменных объяснений Величко, распоряжения федерального агентства по управлению федеральным имуществом от (…) г. № (…),схемы закрепления территории автомобильного парка войсковой части (…) за подразделениями, справки по результатам участия в проверке соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в войсковых частях (…) и (…) усматривается, что территория автомобильного парка войсковой части (…) закреплена за подразделением указанной воинской части, дислоцированной в (…), при этом на момент проверки (…) г. на указанной территории было обнаружено несанкционированное место сброса на почву (травянистый грунт) следующих отходов производства и потребления: металлолом 5 категории (неиспользуемые железные бочки, металлические изделия, потерявшие потребительские свойства), строительный мусор, отработанные резинотехнические изделия, крупногабаритные бытовые отходы, деревянные изделия, потерявшие свои потребительские свойства, также указанное место сброса отходов производства и потребления не было оборудовано площадкой, изготовленной из искусственного водонепроницаемого и химического стойкого покрытия, не было ограждено и защищено от воздействия атмосферных осадков и ветров. Кроме того, на территории указанной воинской части были обнаружены осколки ртутьсодержащей люминесцентной лампы, находившиеся на открытом воздухе в 5 метрах от контейнерной площадки.
Из приказа Министра обороны Российской Федерации от (…) г. № (…) усматривается, что с (…) г. капитан 1 ранга Величко назначен на должность начальника района базирования (…).
Согласно ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административная ответственность предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно п. 33 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (далее – Устав внутренней службы) командир воинской части наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
При таких данных на момент проверки соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (…) г. Величко, являясь командиром войсковой части (…), был наделен организационно - распорядительными функциями в воинской части, то есть являлся должностным лицом.
В соответствии со ст. 26 и 27 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров. При этом должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 1, 11 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 51 вышеназванного закона, отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются: сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80, следует, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно раздела 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании; хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре; Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.
Согласно статьи 198 Устава внутренней службы, уборка территории военного объекта производится силами суточного наряда и выделенными командами, при этом мусор ежедневно собирается в закрывающиеся крышкой контейнеры и вывозится, а контейнеры устанавливаются на площадку с твердым покрытием. Кроме того, не реже одного раза в неделю контейнеры очищаются и дезинфицируются.
В соответствии со ст. 81 того же Устава, командир воинской части в целях обеспечения безопасности военной службы обязан осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части.
Утверждение Величко о том, что ввиду отсутствия в материалах дела фототаблиц места административного правонарушения невозможно установить факт обнаружения отходов производства и потребления именно на территории автомобильного парка войсковой части (…), на которой дислоцируются подразделения других воинских частей, не соответствует действительности, так как из правоустанавливающих документов, а также пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности, следует, что войсковой части (…) в бессрочное пользование передан земельный участок, в состав которого входит территория автомобильного парка, без какого-либо разделения земель между дислоцированными на его территории воинскими частями.
Таким образом, отсутствие в материалах дела фототаблиц не может повлиять на выводы о виновности Величко в инкриминируемом административном правонарушении, так как представленные в деле материалы согласуются между собой, дополняя друг друга.
При таких обстоятельствах, действия должностного лица - Величко, который, в нарушение вышеприведенных требований законодательства, (…) г., на территории войсковой части (…), дислоцированной в (…), допустил несанкционированное складирование отходов производства и потребления: металлолома 5 категории, строительного мусора, отработанных резинотехнических изделий, крупногабаритных бытовых отходов, деревянных изделий, потерявших свои потребительские свойства, а также осколков ртутьсодержащей люминесцентной лампы, находившихся на открытом воздухе на необорудованной площадке, необходимо квалифицировать по ст. 8.2 КоАП РФ.
Из исследованной в суде характеристики усматривается, что Величко по службе характеризуется положительно, не имеет неснятых дисциплинарных взысканий.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Величко, следует признать его положительную характеристику с места службы, наличие на иждивении несовершеннолетних детей.
При назначении наказания Величко, как должностному лицу, с учетом смягчающих обстоятельств, является правильным назначить ему минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 2.5 ч. 2, 24.5 ч.2, 28.9 ч. 2 и 29.10 КоАП РФ,
постановил:
признать должностное лицо – командира войсковой части (…) капитана 1 ранга Величко Андрея Васильевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере (…).
Указанную выше сумму штрафа Величко А.В. должен внести на следующие реквизиты: (…)
Настоящее постановление может быть обжаловано в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель председателя Гаджиевского гарнизонного военного суда |
Д.В. Еремин |