Дело № 2-460/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 мая 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., с участием прокурора Котельникова А.А., представителя ответчика Козловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Губахинский городской суд Пермского края с иском к ФКУ «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» о возложении обязанностей в срок один год шесть месяцев:
получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам;
провести инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ;
получить решение о предоставлении водного объекта в пользование;
получить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.
Требования мотивированы тем, в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории Губахинского городского округа установлено, что ФКУ ИК-12 при осуществлении деятельности по исполнению наказания в виде лишения свободы производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (7 организованных источников выбросов: 5 котельных, пекарня, мукомолка), осуществляется водоотведение сточных вод. По информации Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 13.11.2017, ФКУ ИК-12 разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ не имеет, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на утверждение в ГИЭП не поступал. При осуществлении проверочных мероприятий выявлено, что сточные воды, образуемые при осуществлении деятельности ФКУ ИК-12, без очистки сбрасываются в р. Ольховка. Кроме этого, у ФКУ ИК-12 отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование и разрешение на сброс сточных вод в водные объекты. Согласно заключениям Центра гигиены и эпидемиологии, качество воды в месте сброса сточных вод не соответствует санитарным правилам и нормативам. Водоотведение с территории исправительного учреждения организовано ненадлежащим образом, что приводит к загрязнению водного объекта. Отсутствие разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухи на сбросы веществ и микроорганизмов в водный объект как документов, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства об охране вод и атмосферного воздуха, означает невозможность определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, чем нарушаются прав и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии. Эксплуатация ФКУ ИК-12 организованных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с сброс веществ и микроорганизмов в водный объект в отсутствие разрешения напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В судебном заседании прокурор Котельников А.А. уточнил исковые требования указание водного объекта – ручей Ольховка, настаивал на иске в части требований обязать ответчика:
получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
получить решение о предоставлении водного объекта в пользование;
получить разрешение на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.
Производство в части требований: разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух санитарным правилам; провести инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, в связи с устранением ответчиком указанных нарушений, прекращено в связи с отказом от иска в соответствующей части.
Представитель ответчика ФКУ «ИК № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» Козлова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, не оспаривая фактические обстоятельства пояснила, что в отсутствие соответствующего разрешения учреждение эксплуатирует 36 стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, использующих дровяные печи и производящих выбросы в атмосферный воздух. Учреждение осуществляет забор воды из ручья Ольховка, которая используется в основанном на бытовые нужды, осужденных отбывающих наказание в количестве около 1 800 человек и около 300 сотрудников, а также для помывки автомобилей. Учреждение не имеет подключения к централизованной системе канализации, в связи с чем сброс сточных вод при отсутствии соответствующего разрешения производится также в ручей Ольховка. Учреждением предпринимаются меры к устранению имеющихся нарушений.
Суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 22 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. (ч. 1)
В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 № 208-ФЗ) (ч. 2)
Частью 3 стать 22 Водного кодекса Российской Федерации установлены требования к содержанию решения о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать.
В силу ч. 1 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 26.07.2017 № 208-ФЗ)
В судебном заседании установлено следующее. В ходе прокурорской проверки, проведенной Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», расположенное по адресу: Пермский край, г. Губаха, п. Широковский, осуществляет деятельность связанную с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы.
При этом эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, оборудованные дровяными печами: котельная ЦК № 11, котельная № 11 новая, крольчатник, питомник, котельная пожарного депо, котельная ул. Новая, котельная мотофлота, котельная ЦК-12, котельная БПК-11, котельная БПК-12, пекарня, подсобное хозяйство (куры), столовая -11, столовая-12, столовая ДОКЭ, производство окно ПВХ, котельная казармы, гараж пожарного депо, гараж, здание столовой, котельная ул. Зеленая (КДС), котельная питомника, пилочно-полиправочный цех, тарный цех (1-ый), тарный цех (2-ой), кузнечный участок, сварочный участок, медницкий и аккумуляторный участок, участок ТО и ТР, гараж (производственная зона), коровник, свинарник, столовая (производственная зона), караул-1, караул-2, внутренний проезд. Указанные объекты в отсутствие у ФКУ ИК-12 разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.
В отсутствие соответствующих решений ФКУ ИК-12 для бытовых целей производит забор воды из ручья Ольховка, а также в отсутствие централизованного водоотведения, производит сброс сточных вод в этот же водный объект. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Указанные выводы подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: справкой о результатах проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования на территории города Губахи от ноября 2017 года, письмом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства, и экологии пермского края от 14.11.2017, письмом Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от 13.11.2017, письмом ФКУ ИК-12 от 23.03.2018, свидетельством о постановке ФКУ ИК-12 на государственный учет как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, протоколами лабораторных испытаний, списком стационарных источников (письмо от 15.05.2018).
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Факт наличия нарушений природоохранного законодательства в деятельности ФКУ ИК-12 нашел свое подтверждение на основе совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами не оспаривался.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии разрешительного порядка на использование природных ресурсов, в том числе атмосферный воздух и воду.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
Аналогичная обязанность установлена и для лиц, использующих водные объекты.
Выявленные нарушения затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
Уточнение в резолютивной части решения, предусмотренной законодательством терминологии, на предмет иска и существо решения не влияет.
При определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить выявленные нарушения, суд принимает во внимание доводы ответчиков о необходимости значительных временных затрат, учитывает баланс интересов участников рассматриваемого правоотношения, поэтому полагает запрашиваемый срок разумным. При этом, при наличии уважительных причин ответчик не лишен возможности вынести на рассмотрение судом в порядке исполнения решения вопрос об отсрочке исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить полностью.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» обязанность в срок один год шесть месяцев, со дня вступления решения в законную силу:
получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, в отношении ручья Ольховка;
получить решение о предоставлении водного объекта, ручей Ольховка, в пользование в целях сброса сточных вод.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2018 года.
Председательствующий: