Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-338/2012 ~ М-298/2012 от 06.04.2012

Дело № 2-338

                                                               Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года                                                                                                           г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.

с участием истца - помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В.,

представителя ответчика администрации Нытвенского муниципального района Безматерных А.А., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад д. Н - Гаревая- Босых О.Л., действующей на основании Устава и приказа

представителя третьего лица - Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Смирновой О.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц

к Администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, Муниципальному бюджетному дошкольному учреждению детский сад д. Н- Гаревая

о признании незаконным бездействия и о возложении обязанностей

                                                       установил::

Прокурор Нытвенского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МБДОУ детский сад д. Н-Гаревая по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, о признании незаконным бездействия администрации Нытвенского муниципального района по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения, как учредителя МБДОУ детский сад д. Н-Гаревая, о возложении на МБДОУ детский сад д. Н-Гаревая в срок до 01.09.2012 года обязанности выполнить мероприятия указанные в протоколе санитарно- эпидемиологического обследования Роспотребнадзора от 30.01.2012 года, о возложении на администрацию Нытвенского муниципального района обязанности в срок до 01.09.2012 года обеспечить МБДОУ детский сад д. Н- Гаревая денежными средствами на проведение мероприятий по обеспечению безопасных условий воспитания и обучения.

В обоснование требований прокурор указывает, что при проверкеДД.ММ.ГГГГ МБДОУ детский сад д. Н-Гаревая установлено, что образовательным учреждением не соблюдаются требования ч.1 ст. 28 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой в дошкольном учреждении должны выполняться требования санитарного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором дано заключение о несоответствии государственным санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам здания, строения, сооружения, помещения МБДОУ детский сад д.Н-Гаревая для осуществления образовательной деятельности в связи со следующими нарушениями:

- спальня оборудована ( выкатными) трехуровневыми кроватями, а не стационарными,

- в здании отсутствует зал для проведения физкультурных и музыкальных занятий,

- в буфетной имеются дефекты внутренней отделки стен, что не позволяет проводить уборку влажным способом и дезинфекцию,

- в туалетной комнате к раковине для персонала, в постирочной комнате к раковине для мытья рук отсутствует подводка горячей воды,

- параметры микроклимата( относительная влажность воздуха) в группой, спальне, медицинском кабинете и параметры микроклимата ( температура воздуха) в медицинском кабинете не соответствуют п.8.9 прил.3 СанПиН 2.4.1.2660-10,

- на пищеблоке в производственном помещении оборудована приточно-вытяжная механическая вентиляция, которая не работает,

- над технологическим оборудованием, являющимся источником повышенного выделения влаги, тепла не оборудована локальная вытяжная система вентиляции,

- не представляется возможным оценить значение кратности воздухообмена помещений в 1 час в соответствии с приложением 3, в связи с отсутствием замеров,

-два стола, предназначенные для обработки пищевых продуктов в варочном цехе деревянные, обиты оцинкованным железом, а не цельнометаллические,

-для защиты детей от солнца о осадков на территории групповой площадки оборудован теневой навес 14, 4 кв.м, при нормативе не менее 30 кв.м.,

- территория детского сада по периметру не огорожена забором,

- в образовательном учреждении отсутствует контрольно-пропуская система,

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, пояснила, что основанием для обращения в суд с заявлением явилась проведенная в 1 квартале 2010 г. прокуратурой района проверка за исполнением законов об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания, в ходе которой выявлено, что срок лицензии у детского сада № 5 истек еще в 2009 г., детский сад получил отрицательное заключение Роспотребнадзора. В беседе с заведующей установлено, что меры по финансированию нарушений не принимались, несмотря не ее неоднократные обращения к главе администрации района и начальнику Управления образования, тем самым администрация Нытвенского муниципального района, являясь учредителем МДОУ Детский сад № 5, бездействует, допускает нарушение требований действующего законодательства. Также пояснила, что на сегодняшний день ситуация с детскими садами в центральной части города очень сложная. Из 4 детских садов, расположенных в центре города, лицензия имеется только у одного, другие садики не смогут принять к себе детей из этих садиков в связи с тем, что будут превышены нормы наполняемости.

Представитель администрации Нытвенского муниципального района с заявлением не согласен, дал пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве на заявление, какого-либо бездействия администрации не усматривает, также пояснил, что администрацией района производится финансирование МДОУ в соответствии с государственными, региональными и местными нормативами, возможно, в повестку дня Земского собрания 19.05.2010 г. включен вопрос о ликвидации детского сада № 5.

Представитель заинтересованного лица - Управления образования администрации Нытвенского муниципального района Бояршинов М.С. с заявлением прокурора не согласен, пояснил, что РУО принимало меры по получению лицензии, так, в 2006 г. были выделены деньги на ре

Представитель заинтересованного лица - МДОУ Детский сад № 5 Дедова Н.В. в судебном заседании заявление прокурора поддержала, пояснила, что на мероприятия по устранению нарушений деньги не выделялись, несмотря не ее неоднократные обращения в РУО и в администрацию района, в РУО ей пояснили, что детский сад будут ликвидировать.

Суд, заслушав прокурора, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ч. 1 ст. 11 ГПК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 от 17.01.1992 г., в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Бездействие администрации района было выявлено прокуратурой района в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законов об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания, что подтверждается докладной запиской на имя прокурора края об организации прокурорского надзора от 20.04.2010 г.

Таким образом, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействий администрации Нытвенского района прокурором района в данном случае соблюден.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с преамбулой, Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного закона, целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также реализации личности ребенка.

Согласно ч. 2 ст. 4 вышеуказанного закона, государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Ст. 51 ФЗ «Об образовании» устанавливает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

ФЗ № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. утверждена Федеральная программа развития образования. Как следует из преамбулы закона, в соответствии со статьей 1 ФЗ "Об образовании" Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.

Федеральная программа развития образования (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики РФ в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее - система образования), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основными мероприятиями (заданиями) Программы являются, в том числе: обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней; создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства; функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.

18.02.2010 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края» N 587-ПК.
Статья 1 данного закона определяет предмет регулирования Закона: настоящий Закон регулирует отдельные вопросы в сфере образования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и иными федеральными законами отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Основными направлениями развития системы образования в Пермском крае, в соответствии с ч. 1 ст. 3 вышеуказанного закона, являются:

1) создание условий для устойчивого развития системы образования Пермского края с учетом потребностей общества и в соответствии с приоритетными направлениями развития Пермского края, определенными программой социально-экономического развития Пермского края;

4) развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей образование детей дошкольного возраста и детей из семей, находящихся в социально опасном положении;

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона ПК № 587-ПК, развитие системы образования Пермского края основывается на следующих принципах:

обеспечение наилучших интересов ребенка в системе образования Пермского края;

общедоступность качественного образования в образовательных учреждениях всех типов в Пермском крае.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

П. 2 ч. 1 статьи 31 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Нытвенский муниципальный район», утвержденного решением ЗС Нытвенского района от 22.06.2005 г. №54 (с изм. от 28.09.2009 г. № 692), к вопросам местного значения Нытвенского муниципального района относятся, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Нытвенского муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 52 ГК РФ, юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно положениям ч. 1 ст. 296 ГК РФ («Право оперативного управления»), казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В судебном заседании установлено, что МДОУ Детский сад № 3 является муниципальным учреждением, имущество детского сада находится в муниципальной собственности, МДОУ осуществляет свою деятельность на основании Устава и учредительного договора, заключенного между администрацией Нытвенского муниципального района и МДОУ.

Согласно ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 33 ФЗ «Об образовании», право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

В судебном заседании, что лицензия на право ведения образовательной деятельности в МДОУ Детский сад № 512.03.2009 г.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации Нытвенского района (новая редакция), утвержденным постановлением главы администрации Нытвенского района от 28.12.2002 г., Управление образования входит в структуру исполнительных органов Нытвенского района, осуществляет управление в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования. Одной из основных задач РУО является: создание основ для реализации конституционных прав граждан на образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями; координация деятельности образовательных учреждений; обеспечение охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образования.

Решением ЗС Нытвенского района от 24.03.2009 г. № 589 утверждено Положение «Об организации предоставления дошкольного образования на территории Нытвенского района».

Настоящее Положение устанавливает порядок и определяет условия, обеспечивающие реализацию прав ребенка на дошкольное образование, закрепленных в нормативных правовых актах органов государственной власти РФ: Конституции РФ от 12.12.1993, Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989, Законе РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 N 124-ФЗ в от 30.06.2007, Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении от 12.09.2008 N 666.

Согласно ч. 1 ст. 1 Положения, данное Положение регулирует вопросы реализации конституционного права граждан РФ, проживающих на территории Нытвенского муниципального района, на дошкольное образование, в том числе: организацию сети муниципальных, государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих одну или несколько образовательных программ дошкольного образования и обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также порядок их приема в данные образовательные учреждения, порядок взимания родительской платы и другие вопросы.

Система дошкольного образования в районе является частью системы Российской Федерации, Пермского края, Нытвенского муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Положения, органы местного самоуправления признают определяющее значение дошкольного образования для последующего развития личности и творческих способностей ребенка, оказывают всестороннюю поддержку семье в воспитании ребенка, организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Ч. 3 ст. 1 Положения определяет направления развития системы дошкольного образования определяются Законом РФ "Об образовании" и Программой социально-экономического развития Нытвенского муниципального района до 2010 года, одним из которых является создание необходимых правовых, организационных, материально-технических и финансовых условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

Согласно ч. 2 ст. 2. Положения, учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений является администрация Нытвенского муниципального района.

Статья 19 Положения определяет полномочия Земского Собрания Нытвенского муниципального района в области дошкольного образования. Так, ЗС Нытвенского района осуществляет государственную политику в реализации прав граждан Нытвенского муниципального района на предоставление дошкольного образования в пределах своей компетенции, в том числе: принятие нормативных правовых актов в сфере дошкольного образования; утверждение объемов финансирования системы дошкольного образования в бюджете района.

Статьей 20 Положения определены полномочия администрации Нытвенского муниципального района. Так, администрация Нытвенского муниципального района осуществляет свои полномочия по организации дошкольного образования в соответствии с законодательством РФ и Пермского края, правовыми актами Нытвенского муниципального района, настоящим Положением, в том числе: утверждение устава дошкольного образовательного учреждения, вносимых в устав изменений и дополнений; заключение учредительного договора с дошкольным образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ; реализацию прав детей на дошкольное образование, установленных законодательством РФ; финансирование дошкольных учреждений на основе государственных, региональных и местных нормативов; создание, реорганизацию, ликвидацию учреждений; создание финансовых, материально-технических условий для лицензирования, аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

К полномочиям Управления образованием администрации Нытвенского муниципального района, осуществляющего государственную политику в области дошкольного образования в пределах своей компетенции, в соответствии со ст. 21 Положения относится, в том числе, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью; контроль за образовательным процессом

Статья 23 Положения определяет порядок финансирования учреждений. Так, финансовое обеспечение деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с законодательством РР. Финансирование муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе нормативов, устанавливаемых органами местного самоуправления, за счет средств бюджета Нытвенского муниципального района (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджета Пермского края и устанавливаемых органами государственной власти Пермского края).

Источниками финансовых ресурсов образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, являются:

- субвенции Пермского края;

- средства бюджета Нытвенского муниципального района;

- средства родителей (законных представителей);

- другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением главы администрации Нытвенского муниципального района № 55 от 01.10.2008 г. во исполнение Закона Пермского края от 24 декабря 2007 г. N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов", Постановления Правительства Пермского края от 25 января 2008 г. N 6-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Новая школа", решения Земского Собрания Нытвенского муниципального района от 19 декабря 2007 г. N 313 "О бюджете Нытвенского муниципального района (районного бюджета) на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утвержден Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Новая школа" на территории Нытвенского муниципального района. Управление образования администрации Нытвенского района определено ответственным органом за реализацию приоритетного регионального проекта "Новая школа" на территории Нытвенского муниципального района.

В соответствии с п. 1.1., данный Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Новая школа" на территории Нытвенского муниципального района устанавливает порядок деятельности уполномоченных органов Нытвенского муниципального района по организации и исполнению следующих мероприятий:

- отбор и ранжирование объектов, включаемых в состав заявок на участие в приоритетном региональном проекте "Новая школа";

- подготовка и формирование заявок;

- финансирование расходов на реализацию Проекта за счет средств районного бюджета и средств регионального фонда софинансирования расходов;

- представление отчетности по целевому расходованию средств бюджетов Пермского края и Нытвенского муниципального района, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Нытвенского муниципального района по вопросам местного значения при реализации Проекта.

12.03.2007 г. между Администрацией Нытвенского муниципального района - Учредителем и МДОУ Детский сад № 5 заключен учредительный договор (л.д. 7-8). Данный договор регламентирует права и обязанности сторон в организационной, финансовой и образовательной деятельности ДОУ и обязателен для исполнения сторонами.

П. 1.2 договора предусматривает, что стороны действуют на основании ФЗ «Об образовании», Типового Положения «О дошкольном образовательном учреждении в РФ», Устава ДОУ и настоящего договора.

В соответствии с п. 1.3 данного договора, целью совместной деятельности сторон является создание благоприятных условий для воспитания и обучения детей, охраны и укрепления их здоровья, обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития.

В соответствии с п. 1.2.1, 1.2.3 учредительного договора, учредитель обязуется финансировать ДОУ на основе государственных, региональных и местных нормативов, выделять ассигнования на содержание, текущий и капитальный ремонт и обновление основных средств, проведение экспертизы для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В соответствии с п. 4.2.6 вышеуказанного договора ДОУ обязуется принимать меры к выполнению и постоянно контролировать выполнение гигиенических, противопожарных, строительных требований и иных требований безопасности к условиям обучения и воспитания обучающихся.

Распоряжением главы администрации Нытвенского муниципального района от 27.02.2007 г. № 296-р утвержден Устав МДОУ Детский сад № 5 (новая редакция). В соответствии с п. 1.4 Устава, учредителем учреждения от имени муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» является администрация Нытвенского муниципального района.

Согласно п. 6.2 Устава, деятельность учреждения финансируется учредителем в соответствии со сметой расходов и доходов учреждения на основе федеральных и региональных нормативов.

11.03.2004 г. Департаментом образования Пермской области выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности МДОУ Детский сад № 5. Срок действия лицензии - до 12.03.2009 г. (л.д. 12).

03.03.2009 г. Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии МДОУ Детский сад № 5 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

24.02.2009 г. Западным филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» выдано экспертное заключение о несоответствии МДОУ Детский сад № 5 СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» п.п. 2.1.9, 2.1.10, 2.2.11, 2.7.6, 2.6.6, 2.6.10, 2.5.7, 2.2.17, 2.2.18, 2.2.22, 2.4.14, 2.10.2, 2.10.3, 2.10.5, 2.8.1, 2.8.19; СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» п. 3.3 (л.д. 13-19).

Так, в ходе проверки установлено, что общая физкультурная площадка не оборудована, для сотрудников отдельный санузел не оборудован, в ДОУ не предусмотрены зал для проведения музыкальных и физкультурных занятий, медицинский блок, и др.

ДД.ММ.ГГГГ заведующая детским садом № 3 ФИО1 постановлением мирового судьи судебного участка № 103 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

Представленными документами подтверждается, что заведующая детским садом ФИО1 неоднократно на протяжении2009-2010 годов обращалась в РУО и в администрацию Нытвенского района по вопросу выделения денежных средств на устранение нарушений, составления смет на проведение необходимых работ. На заявлении в администрацию Нытвенского района от 30.10.2009 г. имеется резолюция главы администрации района о том, что работы производиться не будут ввиду отсутствия финансирования.

В материалах дела имеется ходатайство от родителей детей, посещающих детский сад № 5, в котором указано, что в центральной части города существует потребность в дошкольном учреждении, но строительство нового детского сада не ведется, просят учесть их интересы при рассмотрении дела, не закрывать детский сад.

Актом осмотра детского сада № 5 от 2006 г. установлено, что здание детского сада может эксплуатироваться по своему назначению до проведения полного капитального ремонта.

Из справки МУ «Финансовое управление администрации Нытвенского муниципального района» следует, что за период с 2006 по 2009 г.г. на реализацию проекта «Новая школа» были выделены бюджетные средства в размере тыс. руб., в т.ч. средств краевого бюджета - тыс. руб. В 2010 г. на реализацию проекта выделено тыс. руб., в т.ч. средств краевого бюджета - тыс. руб.

В материалах дела имеется информация об исполнении мероприятий приоритетного регионального проекта «Новая школа» за 2009 г., детскому саду № 5 денежные средства не выделялись.

В соответствии с заключением 21 ОГПН Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 22.04.2010 г. и приложением к нему, на объекте - МДОУ Детский сад № 5 - требования пожарной безопасности не соблюдаются: высота эвакуационных выходов в свету из здания детского сада менее 1,9 м., ППБ 01-03, п. 3, СНиП 21-01-97*, п. 6.16.

Из докладной записки об организации прокурорского надзора за исполнением законов об обеспечении безопасных условий обучения и воспитания следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения названного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории Нытвенского района действует 25 дошкольных образовательных учреждений, у 7 учреждений истек срок действия лицензии. Наибольших затрат требует устранение нарушений в детских садах № 3, 7, 5, однако, администрацией района необходимые средства для устранения недостатков не выделены.

Информация о том, что образовательная деятельность, осуществляемая дошкольными образованиями Нытвенского района, не соответствует требованиям СанПиН, доводилась до главы администрации Нытвенского района и начальника Управления образования и начальником Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, что подтверждается обращением от 10.12.2009 г.

В материалах дела имеется кассовый план по кассовым выплатам на 2009 г., всего расходов предусмотрено тыс. руб., в том числе предусмотрено: оплата труда, приобретение услуг, увеличение стоимости материальных запасов (продукты - , прочие тыс. руб.). Расходы на увеличение стоимости основных средств в смету не заложены. Отдельной строкой расходы на текущий и капитальный ремонт не указаны.

Из уточненной сметы по бюджету на 01.01.2010 г. по детскому саду № 5 следует, что расходы за год составляют руб., в том числе увеличение стоимости материальных запасов (продукты) - руб., увеличение стоимости материальных запасов (прочее) - руб.

В материалах дела имеется также кассовый план по кассовым выплатам на 2010 г., всего расходов предусмотрено тыс. руб., в т.ч. на увеличение стоимости материальных запасов (прочее) - тыс. руб.

30.04.2010 г. начальник РУО обратился к главе администрации Нытвенского района с просьбой в даче согласия на проведение ликвидации детского сада № 5 с 11.07.2010 г. в связи с отсутствием лицензии и невозможностью ее получения при современных требованиях, в связи с ветхостью здания. К обращению приложена информационно-аналитическая справка, из которой следует, что негативных последствий ликвидация данного образовательного учреждения не принесет.

Экспертной комиссией 11.05.2010 г. принято решение о том, что при ликвидации детского сада № 5 негативных последствий для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей данного образовательного учреждения не будет.

Решением земского собрания Нытвенского района от 22.06.2005 г. № 4 утвержден Устав муниципального образования «Нытвенский муниципальный район» в новой редакции.

Статьей 20 Устава определена структура органов местного самоуправления Нытвенского муниципального района, в которую входят: представительный орган Нытвенского муниципального района; глава Нытвенского муниципального района; администрация Нытвенского муниципального района; контрольно-счетная палата Нытвенского муниципального района.

В соответствии со ст. 40 Устава, администрация Нытвенского муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. К полномочиям администрации Нытвенского муниципального района относится решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района.

В судебном заседании установлено, что при главе администрации, заместителе главы администрации района еженедельно проводятся совещания с участием начальника Управления образования, на которых, в том числе, обсуждаются вопросы деятельности образовательных учреждений, наличия лицензий на ведение образовательной деятельности. Из пояснений представителя РУО следует, что до сведения администрации Нывенского района была доведена информация о том, что в детском саду № 5 закончилась лицензия.

В судебном заседании установлено, что заведующая детского сада обращалась в Управление капитального строительства по вопросу составления смет на ремонтные работы. Данное обстоятельство также подтверждает тот факт, что в Управлении образования и, соответственно, в администрации района имеется информация о том, что действие лицензии в детском саду № 5 закончилось и необходимо проведение работ по устранению нарушений.

В судебном заседании также установлено, что за период 2008-2010 г.г. на финансирование работ по капитальному либо текущему ремонту детскому саду № 5 денежные средства из бюджета района не выделялись. За счет средств, выделяемых по смете на содержание детского сада, устранить нарушения, требующие значительных затрат, невозможно.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрации района как учредителю МДОУ Детский сад № 5 и Управлению образования как структурному подразделению администрации района было известно о том, что в детском саду № 5 закончилась лицензия, получено отрицательное заключение ЗТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, что препятствует детскому саду № 5получить новую лицензию на ведение образовательной деятельности. Однако, несмотря на это, администрация Нытвенского муниципального района фактически бездействовала, не принимая мер по финансированию мероприятий на устранение нарушений, указанных в заключении ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».

Причиной неустранения нарушений, указанных в заключениях Роспотребнадзора и Госпожнадзора, является отсутствие должного финансирования со стороны органов местного самоуправления в лице администрации Нытвенского муниципального района.

Финансирование муниципальных учреждений, согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов.

Тот факт, что МДОУ детский сад № 5 финансируется из бюджета района каждый год, не свидетельствует о том, что администрацией района проводится финансирование мероприятий именно на устранение нарушений, указанных в заключениях контролирующих органов, т.к. те средства, которые выделяются на содержание детского сада по смете расходов ежегодно, предусмотрены на иные расходы, необходимые для функционирования детского сада (зарплата, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов и др.).

Таким образом, администрация Нытвенского муниципального района не финансирует образовательное учреждение для устранения нарушений, указанных в заключениях контролирующих органов, тем самым не предпринимает мер для обеспечения несовершеннолетних граждан района детскими дошкольными учреждениями.

Доводы представителей администрации и Управления образования о том, что нецелесообразно вкладывать денежные средства в ремонт здания детского сада № 5, не могут быть приняты во внимание, т.к. в настоящее время строительство нового детского сада не ведется, финансирование стройки в ближайшее время не планируется, т.к. общая стоимость стройки составляет около млн. руб.

Между тем, в центральной части города расположено всего 5 детских садов, при этом дошкольные учреждения № 3 и 7 не имеют лицензий, каждое рассчитано всего на 2 группы детей, здание детского сада № 1 также построено очень давно, детский сад № 10 значительно удален от центральной части города. При закрытии детского сада № 5 возникнет проблема с размещением детей, которые посещают его в данный момент и тех детей, которые стоят в очереди.

Таким образом, в центральной части города имеется острая необходимость в детских дошкольных учреждениях.

В настоящее время решение о ликвидации детского сада не принято, решение вопроса о закрытии детского сада вынесено на заседание Земского собрания, однако, в соответствии с п. 1.1.4 Учредительного договора, решение о прекращении финансирования ДОУ вправе принимать учредитель, т.е. администрация Нытвенского муниципального района.

В соответствии с 1 ст. 22 Устава МО «Нытвенский муниципальный район», к исключительной компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района относится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с ч. 4 ст. 40 Устава, к полномочиям администрации Нытвенского муниципального района относится решение вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Земского Собрания Нытвенского муниципального района.

Непринятие по вине администрации Нытвенского муниципального района мер по финансированию мероприятий на устранение нарушений приводит к тому, что МДОУ Детский сад № 5, не устранив нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, не может создать условия, гарантирующие охрану, укрепление здоровья воспитанников.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Нытвенского муниципального района, в нарушение возложенной на нее федеральным, региональным и местным законодательством обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, допускает бездействие, не принимая мер по финансированию затрат МДОУ детский сад № 5, направленных на устранение нарушений, указанных в заключении Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 24.02.2009 г. № 108.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании представителем администрации Нытвенского муниципального не представлено достаточно доказательств законности непринятия администрацией района мер по финансированию затрат МДОУ детский сад № 5, направленных на устранение нарушений, указанных в заключении контролирующего органа.

На основании изложенного, заявление прокурора Нытвенского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198, 199 ГПК РФ,

                                                            Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Нытвенского муниципального района, не принявшей мер по финансированию затрат Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5, направленных на устранение нарушений, указанных в заключении Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» от 24.02.2009 г. № 108.

Возложить на администрацию Нытвенского муниципального района обязанность обеспечить МДОУ «Детский сад № 5» денежными средствами на устранение нарушений, указанных в данных заключениях.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                       Л.В.Завертяева

      

2-338/2012 ~ М-298/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад д. Н-Гаревая
Администрация Нытвенского муниципального района
Другие
Управление образования администрации Нытвенского района
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Завертяева Л.В.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
06.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2012Передача материалов судье
09.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.05.2012Предварительное судебное заседание
22.05.2012Судебное заседание
23.05.2012Судебное заседание
01.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2012Дело оформлено
07.12.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее