Мотивированное постановление изготовлено «20» февраля 2021 года
Дело № 5-1265/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Псков ул. Петровская д. 24 «18» февраля 2021 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Кашаев Б.В.,
при секретаре Егоровой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Захарова А., <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, –
установил:
**.** 2021 года, в «13» часов «08» минут, Захаров А.Н., являясь участником публичного мероприятия в форме шествия, имевшего место на территории города Пскова по маршруту от городского парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина «Летний сад» по Октябрьскому проспекту до площади Ленина, проведение которого не было согласовано в установленном Федеральным законом от «19» июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядке, не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном не санкционированном публичном мероприятии, чем нарушил пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от «19» июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Захаров А.Н. виновным себя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не признал и по обстоятельствам инкриминируемого правонарушения пояснил, что **.** 2021 года он принимал участие в публичном мероприятии в виде мирного шествия по Октябрьскому проспекту г. Пскова с целью выражения своего мнения по аресту Алексея Навального. Полагал, что право на участие в мирных публичных мероприятиях гарантировано ст.31 Конституции РФ, в связи с чем, ссылаясь на правовую позицию Европейского суда по правам человека, считал, что действия сотрудников полиции по его задержанию и доставлению в отдел являются не законными, в связи с чем просил производство по рассматриваемому делу прекратить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела и допросив свидетеля, нахожу вину Захарова А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказанной и подтвержденной материалами дела.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от «19» июня 2004 года №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Федеральный закон №54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Согласно пунктов 3 и 5 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ, митинг это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, а шествие это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона №54-ФЗ, проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции РФ, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Су-дом Российской Федерации в определениях от «24» октября 2013 года №1618-О и от «24» октября 2013 года №1619-О, Федеральный закон №54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса РФ об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона №54-ФЗ.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона №54-ФЗ Закона, участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нём.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи, влечёт за собой административную ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных.
Как установлено в судебном заседании, **.** 2021 года, в «13» часов «08» минут, Захаров А.Н., находясь на территории города Пскова, принял участие в публичном мероприятии в форме шествия, имевшего место по маршруту от городского парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина «Летний сад» по Октябрьскому проспекту до площади Ленина, проведение которого не было согласовано с органами исполнительной власти города Пскова и Псковской области, несмотря на неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном публичном мероприятии, не выполнил данные законные требования сотрудников органов внутренних дел, тем самым своими действиями совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:
протоколом об административном правонарушении от **.** 2021 года, где отражены обстоятельства совершённого правонарушения;
рапортом командира взвода ОРОКПО УМВД России по городу Пскову Кулиненка А.В. о доставлении **.** 2021 года Захарова А.Н. в дежурную часть ОП №1 УМВД России по городу Пскову, который принимал непосредственное участие в несогласованном в установленном порядке публичном мероприятии в форме шествия по Октябрьскому проспекту г. Пскова;
справками Администрации Псковской области и Администрации г. Пскова об отсутствии решений о проведении **.** 2021 года публичных мероприятий на территории г. Пскова;
исследованными в ходе рассмотрения дела видеозаписями на которых зафиксировано проведение несанкционированного в установленном порядке публичного мероприятия в форме шествия;
показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля К.А. о том, что, ввиду проведения штабом Навального несанкционированного митинга на территории городского парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина «Летний сад» г. Пскова и последующего шествия по Октябрьскому проспекту до памятника им. В.И. Ленина, он, на основании приказа начальника УМВД России по Псковской области от «29» января 2021 года №70, **.** 2021 года осуществлял несение службы по охране общественного порядка в местах проведения указанного публичного мероприятия. В целях воспрепятствования несанкционированного шествия по Октябрьскому проспекту на площади Ленина было установлено сплошное оцепление, при этом в иных местах граждане имели возможность свободно покинуть Октябрьский проспект. Сотрудники полиции неоднократно, при помощи СГУ, доводили до граждан обязанность покинуть территорию проведения несанкционированного шествия, однако находившийся среди участников шествия Захаров А.Н., после неоднократного информирования о незаконности проводимого шествия без согласования с органами исполнительной власти, в составе группы граждан, игнорируя данные разъяснения, продолжил участвовать в публичном мероприятии, в связи с чем был задержан и в последующем доставлен в отдел полиции, при этом в ходе задержания Захаров А.Н. пытался скрыться от сотрудников полиции;
скриншотами страниц социальной сети «В контакте» информационно-теле-коммуникационной сети «Интернет», на которых командой Навального объявлено о проведении **.** 2021 года в «12» часов у фонтана на территории городского парка культуры и отдыха имени А.С. Пушкина «Летний сад» г. Пскова митинга и последующего шествия по Октябрьскому проспекту до памятника им. В.И. Ленина с указанием маршрута данного шествия.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что Захаров А.Н., являясь участником не согласованного в установленном Законом порядке публичного мероприятия в форме шествия, не выполнил законные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в данном не санкционированном публичном мероприятии, в связи с чем доводы Захарова А.Н. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются не состоятельными.
Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности сотрудников полиции, материалы дела не содержат, а исполнение ими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершённого Захаровым А.Н. административного правонарушения. Причин для оговора Захарова А.Н. с их стороны не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом, в порядке, установленным законодательством об административных правонарушениях, и соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении наказания учитываю характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о личности виновного, в связи с чем прихожу к выводу о назначении Захарову А.Н. административного наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, -
постановил:
Признать Захарова А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: Наименование получателя платежа: УФК по Псковской области (ОП №1 УМВД России по г. Пскову), КПП 602701001, ИНН 6027034576, ОКТМО 58701000, р/счёт 40101810400001010002 в отделении по Псковской области Северо-Западного главного управления, БИК 045805001, КБК 18811601201019000140. Назначение платежа – «штраф по постановлению об АП №5-1265/2021», УИН 18880360210011264688.
Разъяснить привлечённому к административной ответственности лицу, что в соответствии со ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения его мотивированной копии.
Судья : Б.В. Кашаев