Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-890/2021 по административному исковому заявлению АО «Самаранефтепродукт» к судебному приставу-исполнителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара Ханову АВ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара от 17.02.2021 года о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Самаранефтепродукт» обратилось в суд с настоящим административным иском, указав, что в отношении административного истца в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара вынесено постановление от 17.02.2021 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 10000 рублей по исполнительному производству № 15988/21/63052-ИП.
С указанным постановлением административный истец не согласен по следующим основаниям.
21.01.2021 г. в отношении АО «Самаранефтепродукт» в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара возбуждено исполнительное производство № 15988/21/63052-ИП, предмет исполнения – административный штраф в размере 1000 рублей.
Постановление о возбуждении исполнительного производства № 15988/21/63052-ИП получено АО «Самаранефтепродукт» 26.01.2021 г. (вх. № 0341-00493-21).
В указанном постановлении о возбуждении исполнительного производства от 21.01.2021 г. судебным приставом-исполнителем должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Административный истец ссылается на часть 12 статьи 30 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
АО «Самаранефтепродукт» оплату административного штрафа в размере 1000 рублей по исполнительному производству № 15988/21/63052-ИП от 21.01.2021 г. произвело 28.01.2021 г., что подтверждается платежным поручением № 189484 от 28.01.2021 г.
Посредством электронной почты, на электронный адрес osp-6352@r63.fssprus.ru, для судебного пристава-исполнителя Ханова А.В. административным истцом было направлено платежное поручение, подтверждающее уплату административного штрафа.
Между тем, судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора.
АО «Самаранефтепродукт» стало известно о постановлении от 17.02.2021 г. о взыскании исполнительского сбора лишь 25.03.2021 г. (вх. № 0341-02036-21) на приеме у судебного пристава-исполнителя Ханова А.В. Оспариваемое постановление в адрес общества не направлялось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства АО «Самаранефтепродукт», с учетом уточнений (л.д. 51 т. 1), просило суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре от 17.02.2021 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера и освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора в размере 10000 рублей.
Восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца АО «Самаранефтепродукт» - Рубцова Н.В., действующая на основании доверенности, не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (л.д. 47 т. 1), ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 51 т. 1).
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара Ханов А.В., представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самара, Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Актом ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области по делу об административном правонарушении № 18810163200831030766 от 31.08.2020 г. АО «Самаранефтепродукт» привлечено к административной ответственности, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
21.01.2021 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Хановым А.В. на основании вышеуказанного акта, в отношении должника АО «Самаранефтепродукт» возбуждено исполнительное производство № 15988/21/63052-ИП, что подтверждается соответствующим постановлением о возбуждении исполнительного производства (л.д. 37 т. 1).
Вышеуказанным постановлением о возбуждении исполнительного производства № 15988/21/63052-ИП от 21.01.2021 г. должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В постановлении должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, представленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации.
26.01.2021 г. копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником АО «Самаранефтепродукт», что подтверждается входящим штампом от 26.01.2021 г. № 0341-00493-21 (л.д. 37 т. 1).
28.01.2021 г. АО «Самаранефтепродукт» оплатило административный штраф в размере 1 000 рублей, являющимся предметом исполнительного производства № 15988/21/63052-ИП от 21.01.2021 г., что подтверждается платежным поручением № 189484 от 28.01.2021 г. (л.д. 41 т. 1).
В силу положений ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
С учетом указанного, принимая во внимание, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 26.01.2021 г., а оплата административного штрафа, являющегося предметом исполнительного производства, произведена 28.01.2021 г., суд приходит к выводу о том, что АО «Самаранефтепродукт» требования исполнительного документа исполнены добровольно, в установленный законом 5-дневный срок.
Сведения об уплате административного штрафа были направлены административным истцом на электронный адрес административного ответчика osp-6352@r63.fssprus.ru 29.01.2021 г., что подтверждается скриншотом (снимком экрана) (л.д. 35 т. 1).
Между тем, 17.02.2021 г. судебным приставом исполнителем МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Хановым А.В., в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании с АО «Самаранефтепродукт» исполнительского сбора в размере 10000 рублей (л.д. 36 т. 1).
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Хановым А.В. от 25.03.2021 г. исполнительное производство № 15988/21/63052-ИП окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» (л.д. 38 т. 1).
Исходя из изложенного, принимая во внимание действия административного истца по исполнению требования исполнительного документа, не допустившего просрочку исполнения требований судебного пристава-исполнителя в части оплаты административного штрафа, суд приходит к выводу о том, что указанное является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 6 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
В силу положений ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Административный истец обратился с настоящим административным иском 28.04.2021 г. (л.д. 42 т. 1), при этом заявляя о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, указав, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя от 17.02.2021 г. получено им 25.03.2021 г. (л.д. 36 т. 1). Также АО «Самаранефтепродукт» указало, что определением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 08.04.2021 г. возвращено административное исковое заявление АО «Самаранефтепродукт» с аналогичными административными требованиями (л.д. 9 т. 1).
В силу положений ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия)
В материалах дела отсутствуют доказательства направления оспариваемого постановления от 17.02.2021 г. судебным приставом-исполнителем в адрес должника – АО «Самаранефтепродукт».
С учетом указанного, суд находит доводы административного истца о восстановлении пропущенного срока состоятельными, и приходит к выводу об удовлетворении заявления административного истца о восстановлении срока для подачи настоящего административного заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск АО «Самаранефтепродукт» удовлетворить частично.
Освободить АО «Самаранефтепродукт» от взыскания исполнительского сбора в размере 10000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре Ханова АВ от 17.02.2021 г. о взыскании с АО «Самаранефтепродукт» исполнительского сбора по исполнительному производству № 15988/21/63052-ИП.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.06.2021 г.
Судья: С.Н. Теплова