Дело № 12К-6/2015
Р Е Ш Е Н И Е
20 февраля 2015 года пос.Калевала
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Бакулин И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника отделения ФИО1 (далее - административный орган) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (далее - заявитель, учреждение, ФИО2,) привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил выявленный ДД.ММ.ГГГГ факт отсутствия горизонтальной разметки 1.1, 1.5 и 1.6 на всем протяжении автомобильной дороги <данные изъяты> (со 176 км + 650 м по 180 км + 780 м). Должностным лицом административного органа установлено нарушение учреждением пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, а также пунктов 6.1.1 и 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В жалобе заявитель считает состоявшееся постановление незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению. В обоснование требования заявитель ссылается на то, что факт отсутствия дорожной разметки выявлен в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности; сообщает, что на проверенном участке автомобильной дороги установлены дорожные знаки, информирующие участников движения о дорожных условиях и режимах движения, чем обеспечена безопасность дорожного движения.
В судебное заседание учреждение и административный орган явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, выслушав участвующее в деле лицо, проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены обжалуемого постановления не нахожу в связи со следующим.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В Едином государственном реестре юридических лиц ФИО2 зарегистрировано за основным государственным регистрационным №. Учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них <адрес> регионального или межмуниципального значения (пункт 2.1 Устава учреждения). Для достижения целей учреждение осуществляет выполнение функций заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2.3 Устава учреждения).
ДД.ММ.ГГГГ по факту дорожно-транспортного происшествия (съезд с дороги транспортного средства с последующим наездом на препятствие, в результате которого погиб человек) на 177 км + 600 м автодороги <данные изъяты> в <адрес> государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 проведена проверка, в ходе которой выявлены недостатки в содержании дороги, а именно отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 и 1.6 на всем протяжении автодороги <данные изъяты> через <адрес> со 176 км + 650 м по 180 км + 780 м.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 15.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 21 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Автомобильная дорога <данные изъяты> через <адрес> относится к дорогам общего пользования регионального значения <адрес>, внесена в соответствующий перечень, утвержденный распоряжением Правительства РК № 471р-П от 01.11.2010.
Материалами дела подтверждается, что в рамках предоставленных ему полномочий ФИО2 организует выполнение работ по содержанию автомобильной дороги регионального и межмуниципального значения <данные изъяты> через <адрес>, данный факт учреждением не оспаривается.
Таким образом, учреждение является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Согласно статье 22 Закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), установлены правила применения технических средств организации дорожного движения. Согласно пункту 3.1 ГОСТа Р 52289-2004 к техническим средствам относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ Р 52289-2004 под дорожной разметкой понимаются линии, стрелы и другие обозначения на проезжей части, дорожных сооружениях и элементах дорожного оборудования, служащие средством зрительного ориентирования участников дорожного движения или информирующие их об ограничениях и режимах движения.
Согласно пункту 6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
При нанесении дорожной разметки и выборе используемых материалов должны учитываться как функциональная долговечность разметки, так и климатические условия в регионе ее нанесения. В любом случае в соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Имеющимися в деле доказательствами, в том числе рапортом государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5 и 1.6 на участке дороги регионального значения <данные изъяты> через <адрес> со 176 км + 650 м по 180 км + 780 м.
Доказательства того, что учреждением были приняты все зависящие от него направленные на обеспечение безопасности дорожного движения достаточные, своевременные и эффективные меры, обеспечивающие непрерывное в течение года наличие горизонтальной дорожной разметки, которая в соответствии с требованиями пункта 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток, в материалах дела отсутствуют.
Установленный административным органом факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки на участке дороги регионального значения <данные изъяты> через <адрес>, создающий угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, причинения ущерба их имуществу, свидетельствует о ненадлежащем выполнении учреждением возложенных на него полномочий по содержанию переданной ему в оперативное управление дороги регионального значения.
С учетом изложенного, вывод административного органа о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является обоснованным.
Довод жалобы о том, что при наличии дорожных знаков наличие горизонтальной дорожной разметки не требуется, основан на ошибочном толковании норм материального права. Требование о наличии дорожной разметки носит императивный характер, предполагает безусловное его выполнение, поскольку направлено, в частности, на предупреждение травматизма и дорожно-транспортных происшествий.
Довод жалобы об истечении срока привлечения к административной ответственности не состоятелен, поскольку с момента выявления факта нарушения требований безопасности дорожного движения (ДД.ММ.ГГГГ) до привлечения учреждения к административной ответственности (ДД.ММ.ГГГГ) двухмесячный срок привлечения к административной ответственности не истек. Довод заявителя о том, что факт отсутствия дорожной разметки не мог быть не установлен представителем ОГИБДД МО МВД России «<адрес>» в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, правового значения для принятия решения по делу не имеет.
Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и находится в пределах санкции статьи 12.34 КоАП РФ. Правовые основания для назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела в данном случае отсутствуют.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление временно исполняющего обязанности начальника отделения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение в течение десяти суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья подпись И.В.Бакулин
Копия верна.
Судья И.В. Бакулин
Секретарь суда ФИО4