63RS0№-27
2а-4353/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Митрясове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4353/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Проверкой выявлены следующие нарушения по адресу: <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> имеются дефект дорожного покрытия в виде выбоин и просадок, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2019.
Ссылаясь на данные обстоятельства, с учетом уточнения, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара, выраженное в неприведении эксплуатационного состояния улично-дорожной сети проезжей части <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> в нормативное состояние с момента выявления до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в судебном заседании возражали против удовлетворения уточненного иска, так как недостатки улично-дорожной сети устранены.
Представитель ОГИБДД УМВД России по <адрес> полагала требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, подтвердила, что нарушения в настоящее время устранены.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).
На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).
Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям определены требованиями национального стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Из материалов дела следует, что должностными лицами ГИБДД УМВД России по <адрес> выявлены нарушения требований национальных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара направлено предписание в целях обеспечения безопасности дорожного движения организовать мероприятия по устранению дефектов дорожного покрытия (просадки, колеи) в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В ходе обследования прокуратурой <адрес> установлено, что на проезжей части <адрес> от <адрес> допущено образование дефектов дорожного покрытия в виде выбоин и просадок, чем нарушен п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Наличие перечисленных недостатков на момент подачи искового заявления подтверждается фотоматериалами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрацией г.о. Самары необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения не осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в период с момента вынесения представления до ДД.ММ.ГГГГ допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Однако в связи с тем, что на момент вынесения решения, заявленные прокурором требования о приведении проезжей части <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>, суд полагает, что в данном случае отсутствует необходимость о повторном наложении обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, выраженное в неприведении эксплуатационного состояния улично-дорожной сети проезжей части <адрес> на участке от <адрес> до <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.