Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2020 года город Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания Кряжевских Д.Э.,
с участием представителя истца майора Павлова А.А., ответчика Самойлова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по иску командира войсковой части 26302 к военнослужащему этой же воинской части полковнику ФИО1 о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации за наем жилого помещения,
установил:
Командир войсковой части 26302 обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Самойлова в счет возмещения ущерба, причиненного необоснованными выплатами денежной компенсации за наем жилого помещения за период с октября 2018 года по октябрь 2019 года, денежные средства в размере 152121 рубля 24 копеек.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в сентябре 2018 года ответчик, проходивший военную службу в Оренбургской области, получил от военного ведомства субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, а потому с 1 октября 2018 года утратил право на предоставление служебного жилого помещения. Между тем за октябрь 2018 года – октябрь 2019 года ему были выплачены денежные средства в качестве компенсации за наем жилого помещения, что, по мнению командования, свидетельствует о сверхнормативном обеспечении Самойлова жильем. С учетом изложенного командир воинской части просил взыскать упомянутые выплаты в пользу довольствующего органа, их осуществившего, - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области».
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и сослался на пункт 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года №303 (далее – Инструкция), и судебную практику Верховного Суда Российской Федерации. Он полагал, что, реализовав по своему усмотрению право на жилище путем получения субсидии и последующего приобретения двух квартир в Московской области, Самойлов уклонился от улучшения жилищных условий по месту прохождения службы, чем создал условия для сверхнормативного обеспечения жильем.
Ответчик не согласился с иском, отметив, что, хотя он и получил жилищную субсидию в сентябре 2018 года, он не утратил права на компенсацию расходов за наем жилого помещения, которой он действительно был обеспечен в заявленном размере. При этом он указал, что основаниями для производства спорных выплат явились приказы уполномоченного должностного лица – командира воинской части, и решение структурного подразделения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения, а потому какой-либо недобросовестности с его стороны допущено не было. Более того, правомерность получения им компенсации проверялась органами военной прокуратуры, которые, с его слов, не усмотрели нарушений закона в его действиях, признав выплату обоснованной. Кроме того, он обратил внимание на отсутствие доказательств счетной ошибки и полагал неверной ссылку на определение Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №208-КГ18-19, поскольку предметом рассматриваемого спора является взыскание уже выплаченных денежных средств, а не действия воинских должностных лиц, связанные с отказом в назначении компенсации за наем жилого помещения.
В судебном заседании он также пояснил, что после перечисления субсидии он реализовал свое право на жилище путем участия в долевом строительстве двух объектов недвижимости, расположенных в Московской области. При этом он настаивал, что перечень оснований для прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения определены Правительством Российской Федерации и расширение этого перечня органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, противоречит закону. С учетом изложенного он полагал необоснованными ссылки на пункт 8 Инструкции. Кроме того, он отметил, что относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы и обладающих правом на избрание места обеспечения жильем для постоянного проживания до увольнения с военной службы, поэтому получение им жилищной субсидии не аннулирует обязанность военного ведомства обеспечить его и служебным жильем, а в случае отсутствия такового – соответствующей компенсацией.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Этим же пунктом (абзац 12) определено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Содержание названных норм закона указывает на то, что жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление – исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Как видно из приказов Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № и от 10 марта 2020 года №, Самойлов с декабря 2016 года по март 2020 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 84194, а с апреля 2020 года – в войсковой части 26302.
Копиями решений 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России от 11 сентября 2013 года, ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России от 30 августа 2018 года и 4 отдела названного учреждения от 11 сентября 2018 года подтверждается, что ответчик с сентября 2013 года был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, реализовал свое право на жилище путем получения жилищной субсидии в размере свыше 8.000.000 рублей, в связи с чем в сентябре 2018 года был снят с упомянутого учета.
Поступившие на банковский счет денежные средства были израсходованы Самойловым на приобретение двух объектов недвижимости по договорам долевого участия, о чем свидетельствуют копии платежных поручений от 6 декабря 2018 года и 9 января 2019 года.
Приведенные обстоятельства были подтверждены ответчиком, пояснившим, кроме того, что приобретенные им объекты незавершенного строительства расположены в Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 99 и частью 1 статьи 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статуе военнослужащих» военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу пункта 3 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004года №909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно которому выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (пункт 2).
Кроме того, согласно пункту 3 упомянутого постановления выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года №303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение.
Согласно уведомлению от 2 марта 2017 года Самойлов был включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту службы – войсковая часть 84194, город Орск Оренбургской области.
В соответствии с выписками из приказов командира войсковой части 26302 от 22 ноября 2018 года №, от 23 ноября 2018 года № и от 11 февраля 2019 года № Самойлову была назначена к выплате ежемесячная денежная компенсация за наем жилого помещения в размере 11359 рублей 8 копеек (за период с октября по декабрь 2018 года – всего 34077 рублей 24 копейки) и 11804 рублей 40 копеек (за период с января по октябрь 2019 года – всего 118044 рубля).
Факт получения ответчиком денежных средств в указанной сумме подтверждается его показаниями в суде, сообщением из ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области», распечаткой из базы данных названного финансового органа и расчетными листками Самойлова.
Между тем, ввиду получения ответчиком в сентябре 2018 года жилищной субсидии, оснований для производства ему спорной компенсации не имелось.
На этот вывод суда не влияет приобретение Самойловым жилого помещения не по месту военной службы и пребывание его в списке на предоставление служебного жилого помещения вплоть до марта 2020 года, поскольку в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», если военнослужащие имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По достижении общей продолжительности военной службы 20 лет Самойлов, как подлежащий обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, приобрел право на получение жилищной субсидии. Одновременно по месту военной службы он был признан нуждающимся в служебном жилом помещении, то есть имел право на получение одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основаниям: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему жилищной субсидии и получение служебного жилого помещения.
Распорядившись по своему усмотрению своими жилищными правами путем приобретения двух жилых помещений в Московской области, Самойлов утратил право на обеспечение служебным жилым помещением по месту военной службы в городе Орск Оренбургской области, а, следовательно, и на компенсацию за наем жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В свою очередь частью 2 названной статьи определено, что правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Самойлов приобрел компенсацию за наем жилого помещения в сумме 152121 рублей 24 копеек (34077,24 + 118044 = 152121, 24) без законных на оснований, он обязан возвратить государству в лице финансового органа, осуществившего данную выплату, неправомерно полученные денежные средства.
При этом, вопреки доводам ответчика, его добросовестность и отсутствие счетной ошибки не влияют на эту его обязанность, так как спорная компенсация не является заработной платой и приравненным к ней платежами, пенсией, пособием, стипендией, возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментами и иными денежными суммами, предоставленными гражданину в качестве средства к существованию (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, гарнизонный военный суд
решил:
Иск командира войсковой части 26302 к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с Самойлова А.А. в пользу ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области» излишне выплаченные денежные средства в сумме 152121 (ста пятидесяти двух тысяч ста двадцати одного) рубля 24 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу М.А. Панин