ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИФИО1
№
«29» июня 2016 года г.Севастополь
Гагаринский районный суд г.Севастополя в составе:
председательствующего: судьи – Матюшевой Е.П.
при секретаре –ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Гагаринского районного суда г.Севастополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО4, ФИО5 о признании договоров дарения недействительными
установил:
Истец ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями к ФИО4, ФИО5 о признании договоров дарения недействительными, которые уточнил в порядке статьи 39 ГПК РФ и просил:
- признать договор дарения жил адресу: г.Севастополь, <адрес>, кВ.23 между ФИО3, ФИО2 и ФИО4 – недействительным;
- признать договор дарения от 31 октября 2013 года жилой квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес> между ФИО4 и ФИО5 – недействительным,
- возвратить жилую квартиру, расположенную по адресу: г.Севастополь, <адрес> собственность ФИО3.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 и его супруга ФИО2 являлись собственниками жилой квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО11 и ФИО4 заключен договор дарения указанной квартиры. Договор удостоверен нотариусом ФИО7 О договоре истцу ФИО11 стало известно ДД.ММ.ГГГГ, после того, как внучка истца ФИО8, постоянно проживающая в <адрес>, получила в обслуживающей организации справку о составе семьи, где и содержалась информация о собственнике. ФИО11 на момент совершения сделки не осознавали значения своих действий и не могли ими руководить, так как им было уже более 70 лет, у них трагически погиб единственный сын, ФИО11 являлась инвали<адрес>-й группы. В ходе рассмотрения дела истцу также стало известно о том, что ФИО4 подарила спорную квартиру своему сыну, в связи с чем истец просит признать договоры дарения недействительными и возвратить спорную квартиру в собственность истца.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что ФИО2 умерла, и истец является наследником первой очереди после ее смерти и фактически принял наследство, поскольку проживает в квартире, пользуется совместными вещами, оплачивает коммунальные услуги, согласно заключению экспертизы истец и его умершая супруга не осознавали значение своих действий и не могли руководить ими, о совершенной сделке истец узнал лишь после приезда его внучки, которая получила справку о составе семьи и из нее узнал о том, что собственником является ФИО12.
Ответчики в судебном заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили. Ранее представителем ФИО4 подано заявление о применении сроков исковой давности.
Суд, с учетом мнения представителя истца определил рассматривать дело в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к следующему.
ФИО3 и ФИО2 являлись собственниками квартиры по адресу: г.Севастополь, <адрес>
Согласно статье 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 подарили, а ФИО4 приняла в дар жилую квартиру, расположенную по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ подарила указанную квартиру своему сыну ФИО5 Договор дарения удостоверен нотариусом ФИО9
В августе 2012 года ФИО2 умерла.
ФИО3 продолжает проживать в спорной квартире в настоящее время, оплачивает коммунальные услуги.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1110, 1111 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 и ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Таким образом, поскольку ФИО3 как супруг является наследником после смерти ФИО2 в силу вышеуказанных норм и имеет право на обращение в защиту в суд за защитой имущественных прав ФИО2
В соответствии со статьей 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Если сделка признана недействительной на основании настоящей статьи, соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 171 ГК РФ ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость.
В соответствии со статьей 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения разрешения спора. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" судья вправе с учетом мнения участвующих в деле лиц назначить при подготовке дела к судебному разбирательству экспертизу (медицинскую, бухгалтерскую и другие) во всех случаях, когда необходимость экспертного заключения следует из обстоятельств дела и представленных доказательств (пункт 8 части 1 статьи 150 ГПК РФ). При назначении экспертизы должны учитываться требования статей 79-84 ГПК РФ, причем лицам, участвующим в деле, следует разъяснять их право поставить перед экспертом вопросы, по которым должно быть дано заключение. Необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 79 ГПК РФ на разрешение экспертизы могут быть поставлены только те вопросы, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла. Недопустима постановка перед экспертом (экспертами) вопросов правового характера, разрешение которых относится к компетенции суда (например, вопроса о дееспособности гражданина, а не о характере его заболевания). Во всех случаях, когда по обстоятельствам дела необходимо выяснить психическое состояние лица в момент совершения им определенного действия, должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, например, при рассмотрении дел о признании недействительными сделок по мотиву совершения их гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (статья 177 ГК РФ).
Согласно заключению судебно-психиатрического эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗС «Севастопольская городская психиатрическая больница» ФИО3 по своему психическому состоянию ФИО3 мог правильно воспринимать внешнюю (фактическую) сторону важных по делу обстоятельств и может давать сведения о них, при отсутствии понимания внутренней (содержательной) стороны. В период заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 выявилось органическое расстройство личности вследствие сосудистых заболеваний головного мозга с умеренно-выраженным когнитивным снижением и эмоционально-волевыми нарушениями, состояние декомпенсации, которое препятствовало ФИО3 на период заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ понимать значение своих действий и руководить ими.
Согласно заключению судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов) от ДД.ММ.ГГГГ № у ФИО2 на момент заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ выявлялось хроническое психическое расстройство – хроническое бредовое расстройство, в связи с чем она не могла понимать значение своих действий и руководить ими.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Для требований сторон ничтожной сделки о применении последствий ее недействительности и о признании такой сделки недействительной установлен трехлетний срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, то есть одна из сторон приступила к фактическому исполнению сделки, а другая - к принятию такого исполнения (пункт 1 статьи 181 ГК РФ).
Течение срока исковой давности по названным требованиям, предъявленным лицом, не являющимся стороной сделки, начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала ее исполнения.
По смыслу пункта 1 статьи 181 ГК РФ если ничтожная сделка не исполнялась, срок исковой давности по требованию о признании ее недействительной не течет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО3 продолжает проживать в квартире, оплачивать коммунальные услуги, и у него не было оснований полагать, что квартира выбыла из его владения, фактически квартира как дар в пользование ФИО4 не перешла, соответственно, срок исковой давности им не пропущен.
Согласно п. 35 Постановления Пленума ВС РФ №, и Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
Согласно ст. 302 ГК РФ если имущество приобретено безвозмедно у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Таким образом, поскольку ФИО4 приобрела имущество на основании сделки подлежащей признаний недействительной, соответственно не имела право на его отчуждение, в связи с чем договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилой квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес> заключенный между ФИО4 и ФИО5 также подлежит признанию недействительным, а квартира возврату в собственность ФИО3
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199, 234-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилой квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес>, заключенный между ФИО3, ФИО2 и ФИО4 недействительным.
Признать договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ жилой квартиры, расположенной по адресу: г.Севастополь, <адрес> заключенный между ФИО4 и ФИО5 недействительным.
Возвратить жилую квартиру, расположенную по адресу: г.Севастополь, <адрес> в собственность ФИО3.
Взыскать с ФИО4 и ФИО5 в пользу ФИО3 государственную пошлину в размере 740 рублей.
Решение является заочным, в связи с чем, ответчик вправе в 7-дневный срок со дня вручения копии решения подать заявление об отмене этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.П.Матюшева