Судья Баранова Л.В. Дело № 33а-2744/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Каландаровой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 января 2017 года апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области на решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 10 октября 2016 года по делу по административному иску Субботиной Л. А., Вахонина А. А., Хамадеевой Л. В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить уточнение местоположения границ и площади земельных участков,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
установила:
Субботина Л.А., Вахонин А.А. и Хамадеева Л.В. обратились в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить уточнение местоположения границ и площади земельных участков.
Свои требования административные истцы мотивировали тем, что Субботиной Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Вахонину А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Хамадеевой Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставленный из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>.
В целях приведения документов в соответствие с существующими требованиями по заказу административных истцов кадастровым инженером Петрик О.И. был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и исправлению ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, который 17 мая 2016 года был представлен в орган кадастрового учета.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 31 мая 2016 года № МО-16/РКФ-200834 осуществление кадастрового учета было приостановлено по тем основаниям, что учтенные границы земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> установлены в соответствии с действующим законодательством.
21 июля 2016 года административным ответчиком принято решение № МО-16/РКФ-272989 об отказе в снятии приостановления, которое административные истцы считают незаконным, поскольку ими в орган кадастрового учета были представлены все необходимые документы.
Уточнив заявленные требования, Субботина Л.А., Вахонин А.А. и Хамадеева Л.В. просили признать незаконным решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 21 июля 2016 года № МО-16/РКФ-272989; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить уточнение местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> согласно межевому плану от 5 июля 2016 года (л.д. 79).
В судебном заседании представитель административных истцов Майданович Э.О. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Гладун Ю.В. административный иск не признал, пояснив, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 10 октября 2016 года административное исковое заявление Субботиной Л.А., Вахонина А.А. и Хамадеевой Л.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» )далее – Закон о кадастре) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
Из материалов дела усматривается, что Субботиной Л.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 5 мая 2005 года, его граница установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 15, 16-20).
Вахонину А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 13 марта 1995 года, его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 21-23).
Хамадеевой Л.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 2 апреля 2002 года, его граница установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. 24-28).
17 мая 2016 года Вахонин А.А. обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области с заявлением, в котором просил осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка (л.д. 82).
К указанному заявлению были приложены доверенности на представителя, заявление о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от 17 мая 2016 года, файл межевого плана (л.д. 83-86).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 31 мая 2016 года № МО-16/РКФ-200834 государственный кадастровый учет изменений земельного участка был приостановлен в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре по тем основаниям, что граница земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекает границу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости; в межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> включен раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, границы которых согласно актуальным сведениям государственного кадастра недвижимости установлены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, органом кадастрового учета со ссылкой на пункт 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412, часть 9 статьи 38 Закона о кадастре указано, что в соответствующие разделы межевого плана кадастровым инженером должны быть включены сведения, однозначно подтверждающие местоположение уточненных границ земельного участка, заявленного для кадастрового учета. Заявителю рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний; представить надлежаще оформленный межевой план с учетом выявленных нарушений (л.д. 73).
В связи с не устранением указанных выше обстоятельств 21 июля 2016 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области было принято решение № МО-16/РКФ-272989 об отказе в снятии приостановления (л.д. 14).
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 25 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Частью 6 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, в том числе, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона о кадастре, если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее - смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке (далее – Требования).
Согласно пункту 61 Требований раздел «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» содержит последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке, в сведениях о земельном участке - последовательно сведения о каждой части земельного участка.
Пунктом 62 Требований предусмотрено, что сведения о существующих координатах характерных точек границы уточняемого земельного участка включаются в реквизит «1» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» при наличии таких координат в ГКН.
В соответствии с пунктом 63 Требований в реквизит «6» разделов « Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.
В графе «3» реквизита «6» разделов «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков (пункт 64 Требований).
Согласно пункту 65 Требований сведения, указанные в пункте 64 Требований, вносятся в межевой план на основании документов, подтверждающих права на земельные участки, в том числе возникшие в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации таких прав. При этом в реквизите «6» разделов «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» реквизиты таких документов приводятся только в случае отсутствия таких сведений в ГКН.
Пунктом 67 Требований предусмотрено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор); сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В соответствии с пунктом 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42, основанием для исправления кадастровой ошибки являются:
представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;
вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки;
протокол выявления кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка при исправлении кадастровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.
Как следует из материалов дела, испрашиваемая Вахониным А.А. и Субботиной Л.А. в заявлениях от 17 мая 2016 года кадастровая процедура противоречит требованиям приведенных выше правовых норм.
Кроме того, кадастровым инженером в состав представленного в орган кадастрового учета межевого плана были незаконно включены сведения по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, который фактически не является смежным земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты> и в рамках единого межевого плана не мог быть уточнен.
При таких данных филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области правомерно отказал в снятии приостановления осуществления кадастрового учета.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 10 октября 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Субботиной Л. А., Вахонина А. А., Хамадеевой Л. В. к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета, возложении обязанности осуществить уточнение местоположения границ и площади земельных участков отказать.
Председательствующий:
Судьи: