УИД 24RS0026-01-2020-000473-64
Дело № 2-392/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2020 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
с участием представителя истца Красильникова В.Н.,
представителя ответчика Тушина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухова М. М.ича к Обществу с ограниченной ответственностью «Удача» о возложении обязанности по передаче транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Глухов М.М. предъявил в суде иск к ООО «Удача» о возложении обязанности по возврату транспортного средства, мотивировав заявленное требование следующим.
В обеспечение производства по делу об административном правонарушении в отношении Глухова М.М., сотрудниками ГИБДД произведено задержание транспортного средства- автомобиля КРАЗ-250, который помещен на специализированную охраняемую стоянку ООО «Удача».
На основании решения Каратузского районного суда производство по делу об административном правонарушении в отношении Глухова М.М. прекращено.
18.06.2020 г. Глухову М.М. выдано разрешение на получение автомобиля. Однако ООО «Удача» отказывает ему в выдаче транспортного средства, требуя произвести оплату за услуги хранения.
Полагает, что в связи с прекращением производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям, транспортное средство подлежит возврату без оплаты указанных услуг.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просит обязать ООО «Удача» передать Глухову М.М. транспортное средство- автомобиль КРАЗ-250.
В судебном заседании представитель истца Глухова М. М.ича- Красильников В. Н. (допущенный по устному ходатайству истца) поддержал заявленные истцом требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика- общества с ограниченной ответственностью «Удача», Тушин А. В. ( полномочия подтверждены доверенностью № 1 от 15.01.2020 г.) иск не признал, пояснив, что транспортное средство помещение на специализированную охраняемую стоянку на основании протокола задержания транспортного средства, составленного сотрудником полиции. Организация оказала услуги по хранению транспортного средства, которые подлежат оплате. Однако владелец транспортного средства отказывается оплачивать стоимость услуг, в связи с чем истцу было отказано в передаче транспортного средства. Других причин для этого не имеется. Просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Курагинский», в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще и своевременно.
Признав, в силу ст. 167 ГПК РФ, возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства.
Положения части 1 статьи 27.13 КоАП РФ предусматривают применение в указанных целях при нарушениях в области дорожного движения, в частности предусмотренных частями 2 - 4 и 6 статьи 12.19 данного Кодекса, названной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, то есть исключения транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причин задержания.
Согласно части 3 статьи 27.13 КоАП РФ решение о задержании транспортного средства соответствующего вида принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Указанными должностными лицами составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте задержания транспортного средства до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
В соответствии с частью 11 статьи 27.13 КоАП РФ расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
При этом в силу части 10 статьи 27.13 КоАП РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Такой порядок установлен Законом Красноярского края от 20 июня 2012 года N 2-400 "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств".
В соответствии со ст. 3 указанного закона Красноярского края перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку осуществляется специализированной организацией на основании протокола о задержании транспортного средства.
В силу ст. 7 Закона №2-400 базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств определяется уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги).
Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Согласно пункту 1 статьи 8 указанного Закона Красноярского края возврат задержанного транспортного средства со специализированной стоянки владельцу или лицу, обладающему правом пользования или распоряжения транспортным средством, производится на основании письменного разрешения должностного лица, принявшего решение о задержании транспортного средства, или должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Письменное разрешение о возврате задержанного транспортного средства выдается незамедлительно по обращению владельца транспортного средства или лица, обладающего правом пользования или распоряжения транспортным средством, при условии устранения причины задержания.
При этом в силу пункта 2 статьи 8 Закона Красноярского края от 20 июня 2012 года N 2-400 представитель специализированной организации возвращает задержанное транспортное средство владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно при предъявлении им следующих документов:
а) документа, удостоверяющего личность владельца, представителя владельца или лица, имеющего при себе документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством;
б) письменного решения о возврате задержанного транспортного средства, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
в) в случае если возврат осуществляется владельцу задержанного транспортного средства - свидетельства о регистрации данного транспортного средства или паспорта транспортного средства (в случае если транспортное средство не зарегистрировано);
г) в случае если возврат осуществляется представителю владельца задержанного транспортного средства - документа, подтверждающего полномочия представителя владельца на осуществление действий, связанных с возвратом данного транспортного средства со специализированной стоянки;
д) в случае если возврат осуществляется лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления задержанным транспортным средством, - документов, необходимых для управления данным транспортным средством.
Как установлено судом, 10.01.2020 г. старшим инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Курагинский» вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Глухова М.М.. Из содержания данного постановления следует, что 10.01.2020 г. в 19 час. 57 мин. в <...>, Глухов М.М., в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ, управлял транспортным средством- автомобилем КРАЗ- 250, не имея регистрационных документов на автомобиль, чем допустил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.
За допущенное правонарушение Глухову М.М. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
В связи с выявленным административным правонарушением, 10.01.2020 г. сотрудником ГИБДД составлен протокол об отстранении от управления транспортным средством, в соответствии с которым Глухов М.М. отстранен от управления автомобилем КРАЗ-250.
При этом, транспортное средство-автомобиль КРАЗ-250, без регистрационного знака, задержан в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ, и помещен на специализированную стоянку по адресу <...> «б» <...>, о чем составлен протокол о задержании транспортного средства № <...> от 10.01.2020 г. Копия указанного протокола вручена водителю Глухову М.М., о чем свидетельствует его личная подпись в данном протоколе.
В качестве основания для задержания транспортного средства указано на совершение водителем Глуховым М.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.
Из протокола о задержании транспортного средства следует, что автомобиль КРАЗ-250 не имеет государственного регистрационного знака, а также не имеет VIN, номера кузова и номера двигателя.
Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 02.03.2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Глухова М.М. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, указанное постановление отменено, а производство по делу об административном правонарушении прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено обжалуемое постановление. Основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении послужили процессуальные нарушения, допущенные при вынесении данного постановления.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Каратузского районного суда от 18.06.2020 г. по административному иску Красильникова В.Н. к МО МВД России «Курагинский» об оспаривании действий, выразившихся в отказе в выдаче транспортного средства.
19.06.2020 г. исполняющим обязанности начальника ОГИБДД МО МВД России «Курагинский» Сорокиным В.В. Глухову М.М. выдано разрешение на выдачу транспортного средства-грузового автомобиля КРАЗ-250.
Поскольку Глухов М.М. не является владельцем задержанного транспортного средства, а является лицом, управлявшим транспортным средством на момент его задержания, то для возвращения транспортного средства ему надлежало предъявить разрешение должностного лица на возвращение автомобиля, а также документы, подтверждающие право управления транспортными средствами.
Указанное разрешение, а также документы, удостоверяющие личность и право на управление транспортным средством, предъявлены в ООО «Удача», однако в выдаче транспортного средства истцу отказано в связи с неоплатой услуг по хранению задержанного транспортного средства.
Данный отказ нельзя признать законным и обоснованным, поскольку в силу ч. 2 ст. 8 Закона Красноярского края № 2-400 представитель специализированной организации обязан незамедлительно вернуть задержанное транспортное средство владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, при наличии документов, перечисленных в данной статье.
Поскольку необходимые документы Глуховым М.М. были представлены, то правовых оснований для отказа в возвращении транспортного средства у ответчика не имелось.
Кроме того, согласно ст. 27.13 КоАП РФ, лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.
В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8, 8.1 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, решением судьи Каратузского районного суда от 02.03.2020 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.3 КоАП РФ (в рамках которого произведено задержание транспортного средства) в отношении Гухова М.М. в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.
Указанное обстоятельство не препятствует ООО «Удача» реализовать право на судебную защиту в гражданском судопроизводстве путем обращения с иском к надлежащему ответчику или же осуществить возврат расходов на перемещение задержанного транспортного средства в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации
При таком положении суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глухова М.М. удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Удача» обязанность по передаче транспортного средства- автомобиля КРАЗ-250, без государственного регистрационного знака, Глухову М. М.ичу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий Т.В.Криндаль