РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре Карпушкиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-492/17 по административном исковому заявлению администрации сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский к отделу надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области об оспаривании предписания,
у с т а н о в и л:
Администрация сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский обратилась в суд с административным иском к отделу надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области об оспаривании предписания.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 31.05.2017 года по результатам проверки, проведенной отделом надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области на объектах защиты – село Рамено, поселок Майоровский муниципального района Сызранский Самарской области, установлены нарушения требований пожарной безопасности, в результате чего вынесено предписание №278/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
По мнению административного истца, оспариваемое предписание по всем трем пунктам является незаконным, так как в предписании не указаны конкретные мероприятия по его устранению. По пункту 1 предписания администрацией в целях пожаротушения на территории поселения Рамено проводится проверка технического состояния и работоспособности всех имеющихся в наличии пожарных гидрантов и водоемов, за 2016 год дополнительно установлено 15 пожарных гидрантов. Доступ к гидрантам свободный, в том числе и в зимнее время, о чем свидетельствуют договоры подряда на выполнение работ по зимнему содержанию автодорог сельского поселения Рамено, соответственно при расчистке которых производится и очистка гидрантов. По пункту 2 предписания считают, что жилые дома на перечисленных улицах находятся в собственности граждан, перенос их в целях увеличения расстояния от границ застройки до лесного массива невозможен. На предложение увеличить данное расстояние путем вырубки леса, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области письмом от 14.04.2016 года сообщает, что вырубка на территории памятника природы «Раменская лесная дача» для создания противопожарного разрыва запрещена. Однако администрацией поселения проводятся мероприятия по созданию минерализованных полос по границам поселения, для чего был заключен договор подряда № на опашку населенных пунктов с. Рамено и п. Майоровский от 20.04.2017 г. Также проводится обкос растительности на основании договора подряда от 30.05.2017 г. №. Администрация постоянно проводит профилактическую работу с населением, проводит собрания граждан и инструктажи соблюдения первичных мер пожарной безопасности, в том числе и с собственниками близко прилегающих к лесному массиву. Пункт 3 предписания не считают нарушением со стороны администрации поселения как органа местного самоуправления, так как определение места дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не относится к вопросам местного значения и не входит в полномочия органа местного самоуправления.
Просит признать незаконными пункты 1,2,3 предписания №278/1/1 от 31.05.2017 года, выданного отделом надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области.
Представители административного истца сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский Дудин Н.А. и Васильева А.В., действующие по доверенностям от 14.06.2017 г. и от 15.03.2017 г. соответственно, в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель административных ответчиков отдела надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области и привлеченного судом Главного Управления МЧС России по Самарской области Лашкин А.В., действующий по доверенностям от 28.06.2017 г. и от 07.07.2017 года соответственно, административные исковые требования не признал и пояснил, что по результатам проведенной проверки им было выдано предписание №278/1/1 от 31.05.2017 по трем пунктам со сроком исполнения до 30.03.2018 года. Считает предписание законным, так как по пункту 1 предписания администрацией были представлены суточные акты о проверке состояния пожарных гидрантов и пожарных водоемов в с. Рамено и в п. Майоровский, однако лицензии проверяющей организации ООО «Раменский родник» на проверку работоспособности представлено не было. Кроме того, согласно ЕГРЮЛ данный вид деятельности не указан ни в основных, ни в дополнительных видах деятельности. Претензий по количеству пожарных гидрантов и пожарных водоемов, по подъезду к ним у ОНД не имеется. По пункту 2 предписания администрацией проводятся все мероприятия по предотвращению низового пожара (опашка, обкос травы), а по предотвращению верхового пожара мероприятия не проводятся, по границе сельского поселения на землях поселения администрация должна вырубить самосев хвойных деревьев и засадить сплошной полосой лиственные деревья, которые своей кроной будут образовывать сплошную защитную полосу. Наличие на территории поселения смешанного леса и самосева подтверждается письмом Управления государственного лесного и пожарного надзора от 10.07.2017 г. По пункту 3 предписания считает пожарная химическая станция Министерства лесного хозяйства предназначена для тушения пожаров лесного фонда, а не сельских поселений. Поэтому использовать их в тушении пожаров на территории поселения невозможно, они могут оказать только помощь в подвозе воды. Устранение нарушения возможно путем создания администрацией с.п. Рамено добровольной пожарной команды, так как администрация должна заботиться о том, что населенный пункт находится за радиусом прибытия первых пожарных подразделений. Но они не обязывают администрацию создавать ДПК, а предлагают как вариант. Второй вариант – создание пожарного депо. Просит в административном иске отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу, что административный иск администрации сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно Административному регламенту Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.08.2012 № 375, исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальными органами.
Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является: соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности; выполнение предписаний органов ГПН.
В соответствии с пунктом 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375, органы государственного пожарного надзора и должностные лица указанных органов в соответствии с компетенцией организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан, принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: собственников имущества; лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностных лиц в пределах их компетенции; граждан.
Пунктом 8 Административного регламента установлено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Статьей 37 указанного Закона предусмотрено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области от 14.05.2017 г. № (л.д.101-102), отделом надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области 31.05.2017 года в отношении органа местного самоуправления – администрации сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский была проведена внеплановая выездная проверка (продолжительность проверки 2 дня), о чем составлен акт проверки № от 31.05.2017 г. (л.д.103-104). В результате по адресам: село Рамено, поселок Майоровский муниципального района Сызранский выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
Не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельском населенном пункте и на прилегающих к нему территориях, в нарушение п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, срок устранения – 30.03.2018 г.;
Расстояние от границ застройки сельских поселения (с. Рамено – ул. Лесная, ул. Зеленая, п. Майоровский – ул. Лесная, ул. Дачная, ул. Новостроящаяся, ул. дубовая Роща), до лесного массива менее 15 метров в нарушение ч.1 ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», п.1, п.2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приложение 1 п.5* СНиП 2.07.01-89* строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», срок устранения – 30.03.2018 г.;
Населенный пункт Майоровский расположен за пределами нормативного времени (20 минут) прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова (фактическое время прибытия 40 минут), в нарушение статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», срок устранения – 30.03.2018 г.
По результатам вынесено предписание № 278/1/1 от 31.05.2017 г. об устранении нарушений с указанием срока их устранения (л.д.105-106).
Принимая во внимание обстоятельства дела и приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание составлено отделом надзорной деятельности городских округов и профилактической работы Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области в пределах полномочий, предоставленных ему законом, порядок вынесения предписания соблюден.
Разрешая административные исковые требования в части оспаривания пункта 1 предписания суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 80 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Административным истцом представлены суточные акты проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных водоемов за период с 2015 года по 2017 год (л.д.16-19). Из указанных актов следует, что с 2015 года по настоящее время количество пожарных гидрантов (ПГ) увеличилось, в селе Рамено - 27 штук, пожарных водоема -2, в п. Майоровский 1 пожарный гидрант. Из суточного акта и сводного акта проверки технического состояния пожарных гидрантов, пожарных водоемов от 18.05.2017 г. следует, что все ПГ исправны, пожарные водоемы заполнены. Сводный акт и суточный акт составлены комиссией в составе главы сельского поселения Рамено и директором ООО «Раменский родник» на предмет того, что проведена проверка технического состояния и работоспособности пожарных гидрантов, пожарных водоемов (л.д.18,19).
В соответствии с договором № от 22.10.2015 года администрация с.п. Рамено передала в безвозмездное пользование ООО «Раменский родник» объекты водоснабжения в с. Рамено согласно приложения (л.д.77-81).
Однако судом установлено, что объекты водоснабжения в п. Майровский в безвозмездное пользование ООО «Раменский родник» не передавались, а по селу Майоровский передано лишь 5 пожарных гидрантов.
Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО «Раменский родник» является торговля оптовая неспециализированная, а дополнительными видами деятельности являются – производство минеральных вод и торговля оптовая соками, минеральными водами, прочими пищевыми продуктами.
Тем самым суд полагает, что административным ответчиком обоснованно в ходе проверки не были приняты во внимание указанные суточные акты, так как доказательств того, что ООО «Раменский родник» имеет полномочия на проверку технического состояния и работоспособности пожарных гидрантов и пожарных водоемов представлено не было. Таких доказательств не было представлено и суду.
При таких обстоятельствах, суд находит пункт 1 предписания №278/1/1 от 31.05.2017 года законным и обоснованным, так как администрацией сельского поселения Рамено для целей пожаротушения не в полной мере создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, поскольку проверка их технического состояния проводится ненадлежащим образом.
Разрешая административные исковые требования в части оспаривания пункта 2 предписания суд исходит из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на следующие типы: …. противопожарные минерализованные полосы.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков); б) на территориях лесничеств (лесопарков); 2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Согласно приложения 1 пункта 5* СНиП 2.07.01-89 строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 метров.
Согласно паспортов населенных пунктов Майоровский и Рамено, подверженных угрозе лесных пожаров, утвержденных главой сельского поселения ФИО6 13.04.2017 г., в сведениях о выполнении требований пожарной безопасности, установленных законодательством РФ, в пункте 1 указано о наличии противопожарной преграды установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками) (л.д.128,129).
Между тем, административным истцом в обоснование указанного представлен договор № от 20.04.2017 г. на опашку населенных пунктов с. Рамено и п. Майоровский (л.д.20-21), что свидетельствует о проведении мероприятий по созданию минерализованных полос, предотвращающих низовой пожар, что было подтверждено в судебном заседании представителем административного ответчика Лашкина А.В.
Однако, документов, подтверждающих проведение мероприятий по предотвращению верхового пожара (высадка сплошной полосой лиственных деревьев), стороной административного истца не представлено. Установлено, что не по всей границе населенного пункта высажены сплошной полосой лиственные деревья, что было подтверждено в судебном заседании представителями административного истца, тогда как в технических паспортах данных населенных пунктов указанные мероприятия предусмотрены.
Согласно письма старшего государственного лесного инспектора Управления государственного лесного и пожарного надзора ФИО7 от 10.07.2017 года на территории муниципального района Сызранский с землями государственного лесного фонда Рачейского лесничества граничат следующие населенные пункты: с. Рамено протяженность границ 5,3 км., из них 3-5 процентов хвойные насаждения; п. Майоровский протяженность 4,1 км., из них 1 процент хвойные насаждения. Муниципальные земли рядом с вышеперечисленными населенными пунктами сильно заросли травянистой растительностью и самосевом хвойных пород деревьев (сосна). Наличие земель заросших самосевом хвойных пород создает угрозу возникновения верхового пожара и переходу на населенные пункты Сызранского муниципального района (л.д.130).
Таким образом, суд полагает пункт 2 предписания №278/1/1 от 31.05.2017 года законным и обоснованным.
Суд считает применение отделом надзорной деятельности приложения 1 пункта 5* СНиП 2.07.01-89 строительные нормы и правила «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» соответствует ст. 46 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», в соответствии с которой требования, закрепленные в СНиПах, обязательны к применению, поскольку установлены в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Доводы представителей административного истца о запрете вырубки леса на землях лесного фонда для создания противопожарного разрыва, что подтверждается письмом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 14.04.2016 г. (л.д.28-29), судом не могут быть приняты во внимание, так как органом пожарного надзора не ставятся требования о вырубке леса на землях лесного фонда.
Разрешая требования в части признания незаконным пункта 3 предписания суд исходит из следующего.
Указывая в оспариваемом предписании о расположении населенного пункта Майоровский за пределами нормативного времени (20 минут) прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова орган надзорной деятельности ссылается на статью 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанным Федеральным законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Частью 2 статьи 1 этого Закона предусмотрено, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; разработке технической документации на объекты защиты.
Главой 17 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ установлены общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны, в том числе частью 1 статьи 76 предусмотрено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
По смыслу Закона в его системном толковании, данной нормой установлены требования к дислокации подразделений пожарной охраны в городских округах и сельских поселениях, а не норматив прибытия подразделения пожарной охраны к месту пожара.
В связи с этим суд учитывает, что пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в т.ч. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Исходя из вышеуказанных требований закона вопросы размещения подразделений пожарной охраны не отнесены к первичным мерам пожарной безопасности, полномочиями в решении данных вопросов сельское поселение не наделено.
Вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области пожарной безопасности регулируются статьями 18 - 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Согласно указанному закону к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Тем самым, вопросы организации тушения пожара, как совокупности оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий, относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации, а не сельского поселения.
В силу приведенных норм права и в соответствии с п.8.1 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание муниципальной пожарной охраны - право, а не обязанность сельского муниципального образования.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
При этом предписание должно быть составлено государственным инспектором по пожарному надзору таким образом, чтобы можно было определить характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также объект защиты, в отношении которого установлено невыполнение требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, пункт 3 оспариваемого предписания содержит лишь указание на расположение населенного пункта Майоровский за пределами нормативного времени (20 минут) прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова. Указание на конкретные действия, не выполненные администрацией сельского поселения, данный пункт не содержит, в связи с чем определить характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности со стороны администрации сельского поселения не представляется возможным.
Представитель административного ответчика в судебном заседании предложил два варианта устранения нарушения – создание добровольной пожарной команды и создание пожарного депо, пояснив, что возложить данную обязанность на администрацию сельского поселения в силу закона не могут, так как это право муниципального образования.
Тем самым, установлено, что пункт 3 оспариваемого предписания не соответствует изложенным выше нормативно-правовым актам и требованиям закона. Требования государственного пожарного надзора об устранении нарушений, указанных в пункте 3 оспариваемого предписания №278/1/1 от 3105.2017 г., нельзя признать законными. Необоснованное возложение пунктом 3 предписания определенных обязанностей на администрацию сельского поселения Рамено, влечет нарушение ее прав и законных интересов.
Судом также не могут быть прияты во внимание доводы административного истца о наличии в с. Рамено пожарно-химической станции, находящейся в оперативном управлении ГБУ СО «Самаралес», так как она обеспечивает ликвидацию лесных пожаров и выполнение противопожарных мероприятий на территории Сызранского участкового лестничества, а не в населенных пунктах, что подтверждается письмом ГБУ СО «Самаралес» от 05.07.2017 г. (л.д.62-63).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования пунктов 1 и 2 предписания №278/1/1 от 31.05.2017 года соответствуют требованиям закона и оснований для признания предписания незаконным в этой части не усматривается, поэтому в этой части иска административному истцу следует отказать. В части признания незаконным пункта 3 предписания административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление администрации сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский удовлетворить частично.
Признать незаконным пункт 3 Предписания №278/1/1 от 31 мая 2017 года, выданного должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципального района Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В остальной части заявленных требований администрации сельского поселения Рамено муниципального района Сызранский отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2017 г.
Судья