дело № 2-474/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2014 г. г. Жердевка
Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Власова А.В.,
при секретаре Мухортовой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Жердевского района Тамбовской области Небогина С.А.,
представителя ответчика – главы администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области Соловьева В.А.,
представителя ответчика администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области Чихачёвой Е.В.,
представителя ответчика Жердевского городского Совета народных депутатов Тамбовской области Чихачёвой Е.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Жердевского ГМКУ «Служба по благоустройству и эксплуатации» Чихачёвой Е.В.,
представителя администрации Жердевского района Тамбовской области Караваевой И.В.,
представителя Роспотребнадзора по Тамбовской области Коновальцева В.В.,
представителя Росприроднадзора по Тамбовской области Мизгина А.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Коммунальник» Ершова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жердевского района Тамбовской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жердевского района Тамбовской области, администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области о признании решения Жердевского городского совета народных депутатов от 26.11.2013 № 40 недействительным, о признании постановления администрации г. Жердевки Жердевского района Тамбовской области от 05.09.2013 № 188 недействительным, о признании действий (бездействия) по организации эксплуатации городской свалки незаконными и запрете эксплуатации городской свалки, рекультивации земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жердевского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Жердевского района Тамбовской области, администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области о признании решения Жердевского городского совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, о признании постановления администрации г. Жердевки Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, о признании действий (бездействия) по организации эксплуатации городской свалки незаконными и запрете эксплуатации городской свалки, рекультивации земельного участка.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации свалки отходов администрацией г. Жердевки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами. Земельный участок, занятый городской свалкой принадлежит администрации г. Жердевка и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Изучение материалов проверки показало, что нарушения закона при эксплуатации городской свалки г. Жердевки выявлялись контролирующими природоохранными органами. Проверкой, проведенной специалистами Управления по охране окружающей среды и природопользованию по Тамбовской области было установлено, что подъездная дорога к свалке захламлена отходами, технология захоронения отходов не соблюдается, складирование отходов производится бессистемно, не производится послойное уплотнение отходов, промежуточное и окончательное перестилание инертным материалом. В течение длительного времени на свалке отсутствовала техника. Организацией, эксплуатирующей полигон, на тот момент являлось ООО «Коммунальник», которому выдавалось соответствующее предписание и виновные лица привлекались к административной ответственности. Выездной проверкой было установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не были. ООО «Коммунальник» привлечено к административной ответственности за невыполнение предписаний Управления по охране окружающей среды и природопользованию.
В ДД.ММ.ГГГГ г. договор аренды городской свалки между ООО «Коммунальник» и администрацией г. Жердевки был расторгнут.
Управлением Росприроднадзора по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ главе администрации г. Жердевка Тамбовской области было направлено письмо, в котором указано, что имеет место размещение отходов на территории городской свалки, что является нарушением требований ФЗ «Об отходах производства и потребления», предложено принять меры по прекращению незаконной эксплуатации городской свалки и приступить к ее рекультивации. Однако должных мер не принято, эксплуатация осуществляется с грубым нарушением требований санитарного и экологического законодательства.
Перечисленные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации городской свалки нарушают гарантированные права жителей на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванной хозяйственной деятельностью по эксплуатации свалки.
В настоящий момент ООО «Коммунальник» право на использование городской свалки не имеет.
Размещение отходов на землях сельскохозяйственного назначения запрещено, однако главой администрации г. Жердевка издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов 5 класса опасности из общественных мест города на городской свалке».
Данное постановление вынесено на основании решения Жердевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку городская свалка организована с существенными нарушениями действующего законодательства прокурор в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие незаконным, запретить эксплуатацию свалки и осуществить рекультивацию земельного участка.
К участию в деле привлечены соответчики - Жердевский городской Совет народных депутатов Жердевского района Тамбовской области, администрация Жердевского района Тамбовской области, а так же третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Коммунальник», ЖГМКУ «Служба по благоустройству и эксплуатации» (л.д. 123, 172 т. 1).
Прокурор Небогин С.А. в суде исковые требования поддержал, настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Глава администрации г. Жердевки Соловьев В.А. и представитель ответчика по доверенности администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области, Жердевского районного Совета народных депутатов Тамбовской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Жердевского ГМКУ «Служба по благоустройству и эксплуатации» Чихачёва Е.В. иск не признают, возражают против удовлетворения заявленных требований. Считают, что постановление администрации г. Жердевка Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов V класса опасности из общественных мест города на городской свалке» и решение Жердевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов V класса опасности из общественных мест города на городской свалке» принято законно с целью организации сбора и вывоза, утилизации бытовых отходов и мусора.
Учитывая финансовые возможности г. Жердевки, и отсутствие в бюджете денежных средств, сроки поэтапного захоронения отходов установлены с 2020 по 2025 г.г.
Согласно ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы V класса – практически не опасные отходы, при этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов V класса опасности не лицензируется. ООО «Коммунальник» по заявкам администрации города и на основании муниципального контракта №5 вывозит отходы на городскую свалку, принадлежащую городу на праве собственности. Нормативные правовые акты, принятые администрацией города и Жердевским городским Советом народных депутатов соответствуют закону и не нарушают права интересы граждан и юридических лиц. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – под размещенную городскую свалку, принадлежит г. Жердевка на праве собственности. Земельный участок расположен в черте г. Жердевка и в настоящее время решается вопрос о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, прокуратурой не представлено доказательств подтверждающих необходимость запрета деятельности свалки, по причине существенного нарушения требований законодательства и прав граждан. В настоящее время вывоз мусора и бытовых отходов на городскую свалку не осуществляется. Мусор и бытовые отхода вывозятся на полигон ООО «Комэк».
ООО «Комэк» жидкие отходы не принимает, и прекращение эксплуатации городской свалки не будет соответствовать общественным интересам. Вывоз мусора на городскую свалку осуществляется на протяжении длительного времени. По данным основаниям просят отказать в иске.
Представитель ответчика администрации Жердевского района Тамбовской области Караваева И.В. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.03.200 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1 ст. 7 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселений.
Данный земельный участок и городская свалка находятся в собственности муниципального образования г. Жердевка.
Земельный участок, на котором находится городская свалка, расположен в границах г. Жердевки и не может относиться к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку включен в черту г. Жердевки.
В настоящее время, готовятся необходимые документы для обращения в администрацию Тамбовской области с требованиями о переводе земельного участка в другую категорию.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.03.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В настоящее время, администрация Жердевского района Тамбовской области заключила договор аренды земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов № ДД.ММ.ГГГГ
Деятельность по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов осуществляет арендатор земельного участка ООО «КомЭк».
Постановление администрации города Жердевка Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов V класса опасности из общественных мест города на городской свалке» и решение Жердевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов V класса опасности из общественных мест города на городской свалке» принято с целью организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и не относится к утилизации. Считает решение горсовета и постановление администрации г. Жердевка не противоречащими закону. Необходимости в запрете эксплуатации свалки и рекультивации не имеется, поскольку свалка не используется. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Коммунальник» Ершов В.А. возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что вывоз мусора ООО «Коммунальник» на городскую свалку не осуществляется. Мусор и бытовые отхода 5 класса опасности вывозятся на полигон ООО «КомЭк».
ООО «КомЭк» жидкие отходы не принимает, и прекращение эксплуатации городской свалки не будет соответствовать общественным интересам, поскольку отходы вывозить некуда. Лицензия на вывоз отходов 5 класса опасности не требуется. В настоящее время с администрацией г. Жердевки заключен контракт на вывоз мусора и бытовых отходов. Документы на вывоз отходов других классов опасности отсутствует.
Представитель Роспотребнадзора по Тамбовской области Коновальцев В.В., представитель Росприродназора по Тамбовской области Мизгин А.С, давая заключение по делу, пояснили, что иск прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в ходе проверок выявлены существенные нарушения норм природоохранного законодательства.
Представитель – начальник Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области Петрова Н.П. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Объяснения предоставлены в письменном виде (л.д. 102-107 т. 1). Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя управления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения "регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным Законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 7 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 34 данного ФЗ, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст. 80 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.
Пунктом 1 статьи 51 ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 51 данного Федерального закона запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 13 ст. 8 Устава Жердевского района Тамбовской области закреплены обязанности администрации Жердевского района по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В п. 19 ст. 6 Устава г. Жердевки Тамбовкой области закреплены обязанности администрации г. Жердевка по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, на территории Жердевского района и г. Жердевки обязанности по организации по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложены в силу закона на администрацию Жердевского района, а обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрацию г. Жердевки.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст.ст. 4, 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд учитывает при вынесении решения, что по данному делу бремя доказывания лежит на ответчиках.
Как установлено судом, обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора осуществляются органами местного самоуправления с существенными нарушениями ЗК РФ, ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Постановлением администрации Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер № площадью 35000 кв.м. выделен администрации г. Жердевка для организации городской свалки (л.д. 205 т. 1).
Решением Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № определено размещение отходов V- класса опасности на городской свалке, расположенной по адресу <адрес> (л.д.59, 152 т. 1).
Постановлением администрации г. Жердевки Жердевского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ V-класса опасности из общественных мест города размещаются, с целью утилизации и захоронения на городской свалке (л.д.60,151).
Судом установлено, что городская свалка расположена на земельном участке сельскохозяйственного назначения, площадью 97769 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.61,62).
Зарегистрированным собственником земельного участка и сооружения городской свалки является г. Жердевка Тамбовской области.
Право муниципальной собственности возникло на основании Закона Тамбовской области от 3 апреля 2007 г. N 160-З "Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории Жердевского района Тамбовской области" и постановления администрации г. Жердевки от ДД.ММ.ГГГГ (п. 7 приложения).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположена городская свалка, относится к землям сельскохозяйственного назначения (л.д.182-184).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отправлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ст. 78 ЗК РФ размещение свалок твердых бытовых отходов и жидких отходов на землях сельскохозяйственного назначения запрещено.
Как установлено судом, земельный участок, на котором расположена городская свалка, включен в границы муниципального образования г. Жердевка на основании Закона Тамбовской области от 17 сентября 2004 г. N 232-З "Об установлении границ и определении места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области" (л.д. 153-154).
Доказательств, подтверждающих перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 97769 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес> в другую категорию, не представлено.
В силу ст. 77, 78 ЗК РФ, на землях сельскохозяйственного назначения размещение несанкционированных свалок, полигонов ТБО запрещено.
Доводы представителей ответчиков, о том, что земельный участок включен в границы г. Жердевки и как следствие фактически не является сельскохозяйственным, суд отвергает как несостоятельные. Включение земельного участка сельскохозяйственного назначения в состав земель населенного пункта не изменяет категорию земельного участка. Перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения предусмотрен иным порядком.
В силу ст. 8 ЗК РФ, порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Перевод земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Процедура перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую установлена Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Как установлено, судом спорный земельный участок из категории сельскохозяйственного назначения не переведен.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решение Жердевского городского Совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № и постановление администрации г. Жердевки Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № противоречат закону, поскольку приняты в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения. Использование данного земельного участка для организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления запрещено.
Размещение несанкционированной городской свалки на земельном участке сельскохозяйственного назначения в черте г.Жердевка противоречит нормам природоохранного законодательства и ст. 42, 77, 78 ЗК РФ.
Доказательства, подтверждающие организацию и эксплуатацию городской свалки в соответствии с нормами природоохранного законодательства, не представлены.
Таким образом, оспариваемые ненормативные правовые акты противоречат закону и признаются судом недействительными со дня принятия.
На основании изложенного иск прокурора в данной части подлежит удовлетворению.
Иск в части признания бездействий ответчиков по организации сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления незаконными и запрещении деятельности создающую опасность для окружающей среды и неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено судом, городская свалка расположена на земельном участке сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 77, 78 ЗК РФ размещение свалок бытовых отходов, мусора, отходов производства на земельном участке сельскохозяйственного назначения запрещено.
Кроме того, ответчики не представили доказательств соблюдения требований природоохранного законодательства при организации и эксплуатации городской свалки.
Как установлено судом, городская свалка является несанкционированной. Документация по организации и эксплуатации свалки, предусмотренная санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16, суду не представлена.
Согласно ст. 1 Федерального закона N89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" сбор отходов определен как прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В свою очередь, транспортирование отходов определено как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 12 данного ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 данного ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (части 2,3 статьи 13 Закона N89-ФЗ).
Городская свалка эксплуатируется с существенными нарушениями Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 г. N 16. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение бытовых отходов на земельном участке, занимаемом городской свалкой отсутствует, содержание свалки не отвечает вышеназванным правилам, что подтверждается следующими доказательствами.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росприроднадзора по Тамбовской области городская свалка размещена на землях сельскохозяйственного назначения. Эксплуатация свалки осуществляется с нарушением природоохранного законодательства (л.д. 9-10).
Данным актом установлено, что администрация г. Жердевки передала в аренду городскую свалку ООО «Коммунальник», на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ
На момент проверки установлено, что на свалке размещение отходов производства и потребления осуществляется с нарушением Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01.
Согласно акту проверки Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 03.02.2012 № 13 ООО «Коммунальник» (л.д. 14-17) выявлены следующие нарушения: технология захоронения отходов не соблюдается (ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 39, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»). После проверки в адрес ООО «Коммунальник» выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 19).
Из акта проверки Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что технология захоронения отходов ООО «Коммунальник» не соблюдается (л.д. 27-30 т.1).
Из акта проверки Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № установлено, что технология захоронения отходов не соблюдается (л.д. 36-37 т. 1).
Согласно акту проверки Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ООО «Коммунальник» технологию захоронения отходов не соблюдает. (л.д. 44- 47 т. 1).
Вина ООО «Коммунальник» в нарушении технологии утилизации отходов на городской свалке установлена постановлениями по делу об административном правонарушении (л.д. 23, 24, 25, 33-34, 41-42, 50-51 т. 1).
Данные доказательства, представлены прокурором и не опровергнуты ответчиками.
Лицензия ООО «Коммунальник» на осуществление деятельности с отходами истекла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-64 т. 1).
ООО «Коммунальник» арендовал городскую свалку (л.д. 67-71 т.1). Договор был заключен с собственником администрацией г. Жердевка на 11 месяцев.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела договор аренды прекращен по окончании срока действия договора, что не оспаривается сторонами. Доказательства, подтверждающие передачу свалки в пользование третьим лицам, ответчиками не представлено.
По сообщению Роспотребнадзора Тамбовской области проверка деятельности ООО «Коммунальник» проводилась в ноябре 2014 г.
Соблюдение норм Санитарных правил при эксплуатации городской свалки не проверялось, в связи с окончанием договора аренды (л.д. 73 т. 1)
Согласно акту проверки Роспотребнадзора Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения содержания городской свалки (л.д. 74-75 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГ был выявлен факт самовольного ввоза ООО «Коммунальник» отходов на городскую свалку (л.д. 76 – 82 т. 1).
Жердевское городское муниципальное казенное учреждение «Служба по благоустройству и эксплуатации» создана администрацией г. Жердевка с целью реализации обязанностей по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора (л.д. 18-25 т. 2). Как установлено судом вывоз мусора длительное время осуществлялся на несанкционированную свалку.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Жердевка, в лице Жердевского городского муниципального казенного учреждения «Служба по благоустройству и эксплуатации» и ООО «Коммунальник» заключен договор на выполнение услуг по сбору, вывозу и утилизации отходов производства и потребления (л.д. 111 т. 1).
Таким образом, неисполнение обязанностей администрацией Жердевского района и администрацией г. Жердевки по выполнению требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Жердевского района и г. Жердевка, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу п. 2 данной статьи, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности, лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Возлагая обязанности на муниципальные органы по запрещению деятельности по сбору, вывозу и утилизации отходов на несанкционированной городской свалке, суд исходит из следующего.
Городская свалка и земельный участок находятся в муниципальной собственности г. Жердевка, что противоречит природоохранному законодательству и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Земельный участок и сооружение городская свалка переданы администрацией Жердевского района в собственность г. Жердевки в 2008 г.
В соответствии с подп.18 п.1 ст.14, подп.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Доказательства, подтверждающие передачу полномочий, суду не представлены.
ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» и уставы муниципальных образований не предусматривают передачу полномочий по организации утилизации и переработки отходов между муниципальными органами.
Как установлено судом, ООО «Коммунальник» договорных отношений с администрацией Жердевского района Тамбовской области по эксплуатации свалки не заключал. Договорные отношения с администрацией г. Жердевки по эксплуатации городской свалки прекращены. Фактически свалка является несанкционированной и расположена на земельном участке сельскохозяйственного назначения. Исковые требования о возложении обязанностей на ООО «Коммунальник» суду не заявлены. Суд принимает решение по заявленным требованиям к органам местного самоуправления.
По смыслу закона получение документации для организации городской свалки и ее надлежащая эксплуатация является безусловной обязанностью администрации Жердевского района Тамбовской области. По вине данного ответчика незаконно организована и эксплуатируется несанкционированная городская свалка.
Согласно приказу Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, обязанность по рекультивации земли, суд возлагает на администрацию Жердевского района Тамбовской области. Отсутствие проекта рекультивации не является препятствием для вынесения решения по существу. Разработка проекта рекультивации входит в обязанности администрации Жердевского района.
На основании изложенного, суд возлагает на администрацию г. Жердевки обязанности по прекращению сбора и вывозу мусора и бытовых отходов на городскую свалку. Оснований для возложения обязанности по рекультивации свалки на администрацию г. Жердевки, суд не находит. Администрация г. Жердевки Тамбовской области является ненадлежащим собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения. Закон возлагает обязанности по рекультивации на администрацию Жердевского района.
В части иска к администрации г. Жердевки о возложении обязанности по рекультивации суд отказывает.
Необходимости в проведении судебной экспертизы по делу не имеется, поскольку судом установлено, что несанкционированная городская свалка расположена на земельном участке сельскохозяйственного назначения, совокупностью доказательств установлены существенные нарушения требований природоохранного законодательства и санитарных правил.
По заключению представителей органов, осуществляющих надзор за соблюдением законодательства в области спорных правоотношений, иск прокурора необходимо удовлетворить.
Доводы ответчиков об отсутствии денежных средств на рекультивацию несостоятельны.
Прокурором иск предъявлен к ответчикам администрации Жердевского района и администрации г. Жердевка.
ООО «Коммунальник», ЖГКУП «Служба по благоустройству и эксплуатации» ответчиками не указаны, и оснований возлагать, на них обязанности муниципальных органов, суд, в данном конкретном случае, не усматривает.
Доводы ответчиков о том, что запрет деятельности городской свалки не будет отвечать общественным интересам, поскольку жидкие отходы на полигон ТБО ООО «КомЭк» не принимают, суд отвергает как несостоятельные.
Доказательств, подтверждающих данные доводы, не представлено.
Как установлено судом, на территории Жердевского района имеется полигон ТБО ООО «КомЭк», который передан в пользование администрацией Жердевского района Тамбовской области (л.д. 7-14 т. 2).
Доказательства, подтверждающих доводы о возможности утилизации жидких отходов на несанкционированной городской свалке в соответствии с нормами СанПин не представлено.
В ходе неоднократных проверок, контролирующих органов было установлено, что утилизация и переработка отходов на городской свалке не осуществляется. Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения для расположения на нем несанкционированной свалки жидких отходов недопустимо и прямо запрещено законом. Незаконные действия ответчиков и ООО «Коммунальник» не могут отвечать интересам общества.
Доводы администрации Жердевского района о том, что утилизация и переработка отходов на территории Жердевского района организована на полигоне ТБО ООО «КомЭк», в связи с чем, обязанности муниципального органа в данной части исполняются, суд признает несостоятельными. Судом установлено, что обязанности, императивного характера данным ответчиком не исполняются на городской свалке. Надлежащая организация и эксплуатация городской свалки не осуществляется.
На основании изложенного, иск подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Жердевского района Тамбовской области, в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать решение Жердевского городского совета народных депутатов Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов 5 класса опасности из общественных мест города на городской свалке» недействительным со дня принятия.
Признать постановление администрации города Жердевки Жердевского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О размещении отходов 5 класса опасности из общественных мест города на городской свалке» недействительным со дня вынесения.
Обязать администрацию Жердевского района Тамбовской области в течение 5 дней прекратить деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на городской свалке, расположенной по адресу: <адрес>
Обязать администрацию города Жердевки Жердевского района Тамбовской области в течение 5 дней прекратить деятельность по вывозу бытовых отходов и мусора на городскую свалку, расположенную по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Жердевского района Тамбовской области в течение одного года осуществить рекультивацию земельного участка, сельскохозяйственного назначения, на котором расположена городская свалка, по адресу: <адрес>
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Жердевский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено 27.07.2014.
Председательствующий А.В. Власов