№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием истца Амозовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амозовой С.А. к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия об обязании произвести перерасчет среднего заработка для оплаты отпускных,
у с т а н о в и л :
Амозова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пудожского муниципального района РК, в обоснование которого указала, что в настоящее время замещает должность муниципальной службы в Контрольно-счетном органе Пудожского муниципального района (далее – КСО). Оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и предоставлению отчетности возложено на администрацию Пудожского муниципального района. В соответствии с «Положением об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района» материальная помощь является частью системы оплаты труда, включается в фонд оплаты труда муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района и не является социальной выплатой. Данная позиция подтверждается разъяснениями Управления труда и занятости РК. 28.09.2021 истцом направлено заявление ответчику о разъяснении, почему материальная помощь не учтена при расчете среднего заработка при оплате отпускных. 11.10.2021 ответчику была направлена претензия с требованием произвести перерасчет среднего заработка для оплаты отпускных, включив в него фактически выплаченную материальную помощь. 29.10.2021 на обращения истца ответчиком был дан формальный ответ, который по своему существу не отвечает на поставленный вопрос. После уточнения требований, просила обязать ответчика произвести перерасчет среднего заработка для оплаты отпускных в 2021, включив в него материальную помощь.
В отзыве ответчик, полагая заявленные требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона РК от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района, а также Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922, указал, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие), то есть те, которые не соответствуют понятию «заработная плата» согласно статье 129 ТК РФ. Материальная помощь не учитывается при определении размера среднего заработка при расчете отпускных и компенсации за отпуск. Данная выплата не носит стимулирующий характер, не выплачивается регулярно и не зависит от результатов трудовой деятельности, выплачивается не за отработанное время. Единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску, по итогам работы за год, порядок начисления которой содержится в Положении об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района, не является гарантированной выплатой обязательного характера, ее начисление и последующая выплата не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения работником самой работы, и отнесена к социальным гарантиям, не может квалифицироваться как часть оплаты труда работника применительно к ст. 129 Трудового кодекса РФ. Законодателем обязанность такой выплаты работнику не предусмотрена. Выплата материальной помощи производится не с учетом индивидуальных показателей работника по итогам работы, производится 3 раза в год всем работникам Контрольно-счетного органа при наличии средств фонда оплаты труда.
Истец Амозова С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска. Также указывала, что в периоде 12 месяцев, предшествовавшем ее отпускам в 2021, ей выплачивалась материальная помощь, которая не учитывалась при расчете отпускных. Указанная материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, не носит социальный характер, зависит от должностного оклада и оплачивается за отработанное время.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Рахова Д.В. с иском не согласилась, поддержав доводы отзыва на иск. Сообщила, что в 2021 средний заработок истца для расчета оплаты отпускных определялся без учета ранее выплаченной материальной помощи. Основанием к ее выплате являлось Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих КСО. Полагала, что материальная помощь не должна учитываться при расчете отпускных, поскольку не носит стимулирующего характера, выплачивается не регулярно, не зависит от трудовой деятельности. Ее выплата производится вне зависимости от индивидуальных показателей работника по итогам года всем работникам КСО при наличии средств в фонде оплаты труда и не зависит от сложности, качества, количества выполненной работы
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что в 09.01.2017 между Главой Пудожского муниципального района и Амозовой С.А. заключен контракт, соответствии с которым (а также дополнительными соглашениями) истец замещает должность муниципальной службы в качестве председателя Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района на период с 09.01.2017 по 08.01.2022.
По условиям заключенного с истцом контракта (раздел 6) в соответствии с «Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих» председателю выплачивается премия и материальная помощь (п.6.2).
В спорный период вопросы выплаты материальной помощи был урегулирован разделом 9 «Положения об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих Контрольно-счетного органа Пудожского муниципального района», утвержденным решением от 24.04.2017 №287 Совета Пудожского муниципального района, которое предусматривало:
9.1.- материальная помощь выплачивается муниципальным служащим из средств бюджета муниципального района в размере 3 должностных окладов:
9.1.1. Одного оклада при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления муниципального служащего;
9.1.2. Два оклада - по итогам работы за год при наличии средств в фонде оплаты труда.
9.2. Муниципальным служащим, не проработавшим полностью календарный год, материальная помощь выплачивается пропорционально отработанному времени, а в случае увольнения (освобождения от должности) – при окончательном расчете в день увольнения.
9.3. муниципальному служащему, по его заявлению, может быть оказана материальная помощь в размере 3000 руб.:
- в связи с вступлением в брак;
- в связи с рождением ребенка;
- в связи со смертью члена семьи.
В период 2021 истцу предоставлялся очередной ежегодный оплачиваемый отпуск: с 15.06.2021 по 02.07.2021, с 02.08.2021 по 13.08.2021, с 16.08.2021 по 23.08.2021, что подтверждается графиком отпусков и приказами об их предоставлении.
Стороны в судебном заседании подтвердили, что при расчете среднего заработка истца для оплаты отпускных в 2021 ответчиком не учитывалась ранее выплаченная Амозовой С.А. материальная помощь.
В соответствии с абз.7 ст.11 Трудового кодекса РФ на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Пункт 1 ст.3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N25-ФЗ предусматривает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно п.3 ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В силу п.2 ч.1 ст.23 указанного Федерального закона муниципальному служащему гарантируется право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как предусмотрено ст.8 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К числу дополнительных выплат, в числе прочих, указанной нормой отнесена материальная помощь.
Как следует из представленных ответчиком документов, основанием к выплате материальной помощи Амозовой С.А. послужили:
- приказ от 25.05.2020 № о выплате материальной помощи к отпуску в размере одного оклада «на основании Положения об оплате труда и материального стимулирования муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района»;
- приказ № от 12.10.2020 о выплате материальной помощи в размере двух окладов «на основании п.9 Положения об оплате труда и материального стимулирования муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района, в связи с экономией фонда оплаты труда»;
- распоряжения Совета Пудожского муниципального района от 14.12.2020 № о выплате материальной помощи по итогам работы за год в размере одного оклада «в соответствии с п.8.4 Положения об оплате труда и материального стимулирования муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района, п.6.2 контракта с председателем КСО»;
- распоряжения Главы Пудожского муниципального района от 31.05.2021 № о выплате материальной помощи в связи с выходом в очередной отпуск в размере одного оклада «в соответствии с п.6.2 контракта с председателем КСО и п.9.1 Положения об оплате труда и материального стимулирования муниципальных служащих КСО Пудожского муниципального района».
Согласно со ст.139 Трудового кодекса РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления, особенности которого установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее – Положение).
В соответствии с п.2 Положения, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам отнесены, в частности:
- другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (п.п. «о»).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Таким образом, названным Положением предусмотрено отнесение к выплатам, учитываемым для расчета среднего заработка, других видов выплат по заработной плате, применяемых у соответствующего работодателя.
В силу ст.129 ТК РФ под оплатой труда понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В рассматриваемом случае материальная помощь, выплачивавшаяся Амозовой С.А. на основании Положения, а также контракта, заключенного с истцом, относится к числу дополнительных выплат и входит в денежное содержание муниципального служащего, а поэтому является частью системы оплаты труда, в связи с чем подлежала учету при расчете среднего заработка для оплаты отпускных.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу п.п.1, 19 п.1 ст.333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района произвести перерасчет среднего заработка Амозовой С.А. для оплаты отпускных в 2021, включив в него выплаченную материальную помощь.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021.
Судья Точинов С.В.