Дело № ...а-1176/2019
10RS000№ ...-73
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 ноября 2019 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Дмитриева А.В., при секретаре Шишулиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ОАО «Кондопога» к ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» об оспаривании действия,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском о признании недействительным акта проверки соблюдения требований лесного законодательства № ... от ХХ.ХХ.ХХ и предписания № ... ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» от ХХ.ХХ.ХХ об устранении нарушений лесного законодательства. В обоснование требований указал, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» была проведена плановая проверка соблюдения лесного законодательства РФ и условий договоров аренды № ... от ХХ.ХХ.ХХ, № ... от ХХ.ХХ.ХХ. В акте о проверке соблюдения требований № ... от ХХ.ХХ.ХХ отражены сведения о результатах проверки, выдано предписание № ... об устранении нарушений лесного законодательства, однако административный истец не согласен с результатами проверки и предписанием, поскольку, считает, что отсутствовали правовые основания для участия в указанной проверке, в виду уступки права АО «Северный лес». В адрес административного ответчика направлялись заявление об исключении проверки в отношении ОАО «Кондопога, а также возражения в отношении акта проверки и предписания, однако были получены отказы в их удовлетворении. На основании изложенного, просит признать недействительным акта проверки соблюдения требований лесного законодательства № ... от ХХ.ХХ.ХХ, признать недействительным Предписание № ... ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» от ХХ.ХХ.ХХ об устранении нарушений лесного законодательства в полном объеме.
Представитель административного истца Карнишев А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Яковлев А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, полагал акт проверки и предписание законными.
АО "Северный лес", надлежащим образом извещено, представителя в судебное заседание не направило.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 3 ст.71 ЛК РФ).
В силу п. 11 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
Вопросы использования лесов для вышеуказанных целей урегулированы ст. 43 ЗК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (п. 3 ст. 25.1 Закона N 2395-1).
Согласно п. 1, 2 ст. 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 настоящего Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе, в случае, предусмотренном статьей 43 ЗК РФ.
Таким образом, заключение договора аренды лесного участкам в соответствии со ст. 43 и 73.1 ЛК РФ возможно при наличии у организации соответствующей лицензии.
Министерством как органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных отношений, в целях реализации положений федерального законодательства приказом от ХХ.ХХ.ХХ N 795 утвержден Порядок выдачи арендатору лесного участка согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами (далее - Порядок).
Указанным Порядком предусмотрено, что для получения согласия на передачу арендованного лесного участка в субаренду или на иное распоряжение арендными правами: передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в случае реорганизации арендатора - юридического лица в форме выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц; передачу арендных прав в залог; внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив арендатор лесного участка подает письменное заявление в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, к которому должны быть приложены документы, указанные в п. 2 Порядка.
Таким образом, анализ федерального и регионального законодательства, регулирующего имущественные отношения в области оборота участков лесного фонда, свидетельствует о том, что при осуществлении прав по передаче арендованного имущества необходимо получение арендатором лесного участка согласия арендодателя.
Судом установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия и ОАО «Кондопога» заключены договоры аренды лесного участка от ХХ.ХХ.ХХ № ... (кадастровый № ...) сроком действия до ХХ.ХХ.ХХ и от ХХ.ХХ.ХХ № ... (кадастровый № ...) сроком действия до ХХ.ХХ.ХХ для разработки глиняного карьера на месторождении «Вороновское» и для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на участке недр «Кончезеро-2». Указанные договоры заключены без проведения торгов на основании ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в целях использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Основанием для заключения договоров послужил тот факт, что ОАО «Кондопога» является держателем лицензий ПТЗ № ... ТЭ и № ... ТР.
ХХ.ХХ.ХХ актом приема-передачи недвижимого имущества ОАО «Кондопога», вносимого для оплаты доли ОАО «Кондопога» в уставном капитале АО «Северный лес», учредитель передал в числе прочего недвижимого имущества права по договорам аренды лесных участков от ХХ.ХХ.ХХ № ... и от ХХ.ХХ.ХХ № .... Тем самым ОАО «Кондопога» осуществило уступку прав по вышеуказанным договорам аренды в пользу АО «Северный лес».
Из выписки из ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ, что в качестве арендатора земельного участка для размещения глиняного карьера на месторождении «Вороновское» с кадастровым номером 10:03:0072602:482 с ХХ.ХХ.ХХ, а также земельного участка с кадастровым номером 10:03:00762601:627 для разработки песчано-гравийного карьера с ХХ.ХХ.ХХ в ЕГРН указано АО «Северный лес».
ХХ.ХХ.ХХ Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия издано распоряжение № ...-рн о проведении плановой выездной и документарной проверки в отношении ОАО «Кондопога» по адресу: ........, а также на территории лесного участка в кварталах: 124, 128, 130 Кондопожского участкового лесничества.
В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО «Кондопога», по результатам которой выявлены нарушения, оформленные актом проверки от ХХ.ХХ.ХХ, и в этот же день на основании указанного акта проверки в отношении ОАО «Кондопога» выдано предписание № ... об устранении выявленных нарушений.
Материалами дела подтверждается, что ОАО «Кондопога» в нарушение положений действующего порядка не обращалось в Министерство с заявлением о получении согласия на передачу прав и обязанностей по рассматриваемым договорам аренды лесных участков.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что право аренды указанных земельных участков передано от ОАО «Кондопога» АО «Северный лес» с нарушением действующего законодательства, суд полагает проведение проверки в отношении ОАО «Кондопога» и ее результаты законными, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.В. Дмитриев
Копия верна: Судья А.В. Дмитриев
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.