Решение по делу № 2-1586/2020 ~ М-949/2020 от 27.02.2020

Дело № 2-1586/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2020 года                         г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи - Сахновской О.Ю.,

с участием прокурора         - Кауновой Е.В.

при секретаре             - Ярошевской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Городского округа город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края к Старостину В. Н. о выселении, снятии с регистрационного учета,

У С Т А Н О В И Л:

Городской округ Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края обратился в суд с иском к Старостину В.Н. о выселении из жилого помещения-(адрес) без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.

В обоснование требований истец указал, что спорная квартира является муниципальной собственностью на основании постановления администрации города от (дата) (№)-па «Об организации приема в собственность муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» объектов недвижимого имущества от Министерства обороны Российской Федерации». Вышеуказанная квартира юридически свободная, включена в реестр свободных жилых помещений и подлежит распределению по списку очередников округа - гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. В вышеуказанной квартире зарегистрирован Старостин В.Н., при этом его супругой реализовано жилищное право путем получения жилищной субсидии (дата) на состав семьи 5 человек. Ими было подписано обязательство о сдаче жилого помещения в течение 2-х месяцев. Семья приобрела жилье в (адрес). Срок сдачи жилья истек, но ответчик продолжает занимать спорное жилое помещение. Действия ответчика по завладению спорным жилым помещением, без законных на то оснований, нарушают права истца, препятствуют собственнику осуществлять права владения, пользования и распоряжения имуществом. Просит выселить Старостина В.Н. из (адрес) без предоставления другого жилого помещения, снять его с регистрационного учета по указанному адресу.

В судебном заседании представитель истца - А.И. Окладникова, действующая на основании доверенности, на требованиях настаивала, дала пояснения, соответствующие изложенному в иске. Дополнительно пояснила, что в настоящее время законных оснований для занятия ответчиком спорного жилого помещения не имеется. Просила удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание ответчик Старостин В.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствии ответчика.

В судебном заседании представитель ответчика Типишова Л.Р., действующая на основании доверенности, требования не признала, указала, что ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их в собственность. Как разъяснил президиум Верховного суда РФ, факт передачи служебного помещения, находящимися в государственной собственности, а муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения. Таким образом, при передаче в муниципальную собственность такие помещения утрачивают статус служебного и к ним применяется правовой режим к помещениям, предоставленным по договору социального найма. Таким образом, в данном случае речи о незаконном проживании ответчика быть не может, и после передачи жилого помещения в собственность муниципалитета в 2016 году Старостин В.Н. занимает его на условиях договора социального найма. Также указала, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований о выселении, поскольку в данном случае возникли правоотношения по пользованию жилым помещением по договору социального найма, срок давности составляет три года, который истцом пропущен. Также указала, что ссылка истца о невыполнении обязательств ответчика по сдаче служебного жилого не состоятельна, просила в требованиях отказать.

Представитель 3-его лица- УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре (отдел по вопросам миграции) в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил дело рассматривать в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный жилищный фонд; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования - специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд;

К жилым помещениям специализированного жилищного фонда статья 92 ЖК РФ относит: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда.

В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ РФ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. "м" п. 2 названного Постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Распоряжением правительства Российской Федерации № 752-р от 01.06.2000 года утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, куда вошел военный городок (№) (адрес), расположенный в (адрес), жилое помещение – (адрес) располагалось на территории закрытого военного городка (№) (адрес).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1330-р от 15 сентября 2009 года «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации от (дата) (№)-р», военный городок (№), расположенный по адресу г. (адрес), исключен из перечня закрытых городков Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющих жилищный фонд.

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 480-р от 05.02.2004 года жилые дома, в том числе (адрес) закреплен на праве оперативного управления за Комсомольской-на-Амуре КЭЧ Министерства Обороны РФ. В соответствии с приказом Министра Обороны РФ от (дата) «О реорганизации государственных учреждений Министерства Обороны РФ», Комсомольская-на-Амуре КЭЧ района МО РФ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

(дата) Администрацией города Комсомольска-на-Амуре издано Постановление №3401-па «Об организации приема в собственность муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» объектов недвижимости имущества от Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно передаточному акту №244 от 6 февраля 2017 года ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ передало, а муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края приняло в собственность имущество, указанное в приложении к передаточному акту, в котором содержатся сведения о квартирах, расположенных в доме (адрес), в том числе и о спорном жилом помещении – (адрес)

В силу ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.

В соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции от 25.12.2009, действующий в момент возникновения спорных правоотношений и дальнейшие положения указанного закона приведены в указанной редакции) граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76 –ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Согласно пункта 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, действующее на период возникновения спорных правоотношений законодательство о военной службе, обязывало военнослужащих и членов их семьей при получении государственного жилищного сертификата освободить и сдать занимаемое ими ранее жилое помещение и сняться с регистрационного учета по нему.

В судебном заседании установлено, что в связи с прохождением военной службы военнослужащему Старостину В.Н. в (дата) было предоставлено служебное жилое помещение –(адрес) на состав семьи 1 человек, в которое он вселился, оформив регистрацию по месту жительства. Его супруге ФИО было предоставлено другое служебное жилое помещение –(адрес).

(дата) Министерство обороны РФ на имя ФИО (супруги ответчика) выдан Государственный жилищный сертификат (ГЖС) (№) для приобретения жилого помещения на территории (адрес) на сумму 1039500 рублей, с учетом членов семьи- ФИО, ФИО, ФИО и ответчика Старостина В.Н.

Таким образом, Министерство обороны РФ выполнило обязательство в соответствии с действующим в тот период времени законодательством по обеспечению ФИО и членов ее семьи, в том числе ответчика, жильем.

Также установлено, что (дата) Старостиным В.Н. было оформлено обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения (адрес) в течении двух месяцев со дня приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата. Указанное обязательство заверено командиром войсковой части (№).

До настоящего времени Старостин В.Н. не освободил (адрес)

Поскольку ФЗ «О статусе военнослужащих» специальный Закон, регулирующий порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, не предусматривает основания и порядок выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений, в данном случае необходимо руководствоваться нормами ЖК РФ.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу части 1 статьи 83 и части 1 статьи 101 Жилищного кодекса РФ договоры социального найма и найма специализированного жилого помещения могут быть расторгнуты в любое время по соглашению сторон.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам (пункт 1 статьи 103 ЖК РФ).

Из смысла части 1 статьи 83 ЖК РФ также следует, что в случае расторжения договора социального найма жилого помещения по соглашению сторон граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ, статьи 309 ГК РФ обязательства, вытекающие из жилищных правоотношений, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

В соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая реализацию права ФИО и членов ей семьи, в том числе супруга Старостина В.Н. на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, и в связи с этим утрату права Старостина В.Н. на спорное жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что по требованию собственника спорного жилого помещения ответчик Старостин В.Н. подлежит выселению из (адрес) без предоставления жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что между сторонами возникли отношения по договору социального найма, в связи с чем у Старостина В.Н. имеются законные основания для проживания в спорном жилом помещении, а также право на его приватизацию, не могут быть приняты судом во внимание, так как основаны на неверном толковании норм права. Более того, указанные доводы ответчика были предметом рассмотрения гражданского дела по иску Старостина В.Н. к городскому округу город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в приватизации спорного жилого помещения, признании за ним права собственности на спорное жилое помещение. Решением Центрального районного суда г. Комсомольск-на-Амуре от (дата) в удовлетворении указанных требований ответчику отказано. Решение оставлено без изменения Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от (дата).

Кроме того, как указано выше, в связи с обеспечением Старостина В.Н. как члена семьи ФИО жилым помещением по линии Министерства Обороны РФ путем получения его супругой ГЖС, и приобретением в собственность жилого помещения, в том числе на ответчика ( о чем указала представитель ответчика), право пользования служебным жилым помещением МО РФ, у ответчика утрачено еще до передачи данной квартиры в ведение Городского округа г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Рассматривая заявление представителя ответчика Типишовой Л.Р. о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Согласно абзацу пятому статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

В соответствии с п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2010 года N 177-О-О, взаимосвязанные положения абзаца 5 ст. 208 ГК РФ, содержащей перечень требований, на которые не распространяется установленный ст. 196 того же Кодекса общий трехлетний срок исковой давности, и ст. ст. 304, 305 ГК РФ направлены на устранение длящихся нарушений права собственника или иного владельца, не связанные с лишением владения.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным правоотношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ст. 196, 197), и иные положения гл. 12 данного Кодекса об исковой давности (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ).

Поскольку ответчик с момента обеспечения жилым помещением в 2005 году и дачи обязательства по его освобождению, проживал в нем, без законных оснований, возникшие спорные правоотношения являются длящимися, владелец жилого помещения, в лице Министерства обороны РФ, а в последующем Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, как новый собственник вправе в любое время поставить вопрос об его освобождении; на это требование не распространяется исковая давность, как на требование собственника или иного владельца об устранении нарушений его прав, не связанных с лишением владения в силу абз. 5 ст. 208 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 31 "Правил регистрации и снятия граждан РФ регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании решения суда

Поскольку Старостин В.Н. подлежат выселению из (адрес), оснований для сохранения его регистрации в этом жилом помещении, по выводу суда, не имеется.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░- (░░░░░), ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░(░░░░░)

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░\░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░- ░░- ░░░░░.

░░░░░                                        ░░░░░░░░░░ ░.░.

                                

2-1586/2020 ~ М-949/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каунова Елена Владимировна
Городской округ Город Комсомольск-на-Амуре
Ответчики
Старостин Василий Николаевич
Другие
Отдел по вопросам миграции УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре
Типишова Лина Рифкатовна
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
Судья
Сахновская Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny--hbr.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
28.09.2020Производство по делу возобновлено
08.10.2020Судебное заседание
20.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее