57RS0023-01-2021-006212-45
№ 5-88/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 января 2022 года г. Орел
Судья Советского районного суда г. Орла Короткова О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гришиной ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения, ИНН №***, ОГРН №***, проживающей по адресу: <...>,
установил:
ДД.ММ.ГГ в 10 часов 15 минут при проведении мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при визуальном осмотре магазина «<данные изъяты>», рассположеном по адресу: <...>, непосредственно установлено, что в период утверждения на территории Орловской области комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности ИП Гришиной ФИО4 допущены нарушения требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», МР 3.1/2.2.0172/5-20 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли».
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области представленные материалы поддержала.
В судебном заседании ИП Гришина ФИО4 вину признала, просила снизить размер штрафа и предоставить рассрочку.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч.2 той же статьи, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения исходя из положений ст. 2 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Аналогичные требования содержит ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239), издан в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации с 4 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В силу п. 2. Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе:
- определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;
- приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;
- установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 в силу п. 4 не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):
- непрерывно действующие организации;
- медицинские и аптечные организации;
- организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
- организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно- разгрузочные работы;
- организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
- иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
Указом Губернатора Орловской области от 03.04.2020 № 156 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - Указ Губернатора Орловской области от 03.04.2020 № 156), изданным с целью исполнения Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) среди населения Орловской области утвержден комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности (п.1 Указа Губернатора Орловской области от 03.04.2020 № 156).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГ в 10 часов 15 минут при проведении мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), при визуальном осмотре магазина «<данные изъяты>», рассположеном по адресу: <...>, непосредственно установлено, что в период утверждения на территории Орловской области комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности ИП Гришиной ФИО4 допущены нарушения требований ст. 11, ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», МР 3.1/2.2.0172/5-20 «Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли», а именно:
- в нарушение п.4.4 СП 3.1.3597-20, п. 4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20 не в нарушение п.4.4 СП 3.1.3597-20, п.4.8 МР 3.1/2.2.0172/5-20 для обработки поверхностей, оборудования, дверных ручек, прилавков используется отбеливатель «Белизна», «Доместос» и другие моющие средства, не обладающие вирулицидным эффектом, а так же используется жидкость с надписью от руки «Раствор для дезинфекции», не имеющая производственную маркировку (т.е. обезличенная), в связи с чем, невозможно установить наличие вирулицидного действия данной жидкости. Дезинфицирующие средства с вирулицидным эффектом отсутствуют, следовательно, дезинфекционный режим в магазине не организован и не проводится ежедневная в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажная уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции C0VID-19;
в нарушение п.4.4 СП 3.1.3597-20, п.4.9 МР 3.1/2.2.0172/5-20 не проводятся мероприятия по обеззараживанию воздуха в помещении магазина <данные изъяты>» с постоянным нахождением людей, в связи с отсутствием устройства для обеззараживания воздуха, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции C0VID-19.
За вышеуказанные правонарушения несет ответственность юридическое лицо ИП Гришина ФИО4
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции в силу п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 3 апреля 2020 года №156 территория Орловской области, включающая в себя все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, является территорией, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологической благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности.
Согласно ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Невыполнение ИП Гришиной ФИО4 санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: г. <...> условиях введенного режима повышенной готовности, в период возникновении угрозы распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) представляет реальную угрозу жизни и здоровью населения.
Таким образом, ИП Гришиной ФИО4 ДД.ММ.ГГ в 10 часов 15 минут в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <...>, в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасное для окружающих, допустило нарушение законодательства в области обеспечеш санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий тем самым, совершило административное правонарушение, ответственное за которое предусмотрена частью 2 статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения исходя из положений статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обеспечивается посредством: выполнения с анитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданам индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не проведение в полном объеме санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболевай и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) создает угрозу жизни и здоровью людей. Аналогичные требования содержит ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения».
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 973 от 29 ноября 2021 года, фотофиксацией.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценив представленные по делу доказательства, прихожу к выводу о виновности ИП Гришиной ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица ст. 3.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
При назначении ИП Гришиной Н.А. наказания судьей учитывается характер совершенного административного правонарушения, сложившаяся санитарно-эпидемиологическая ситуации в регионе, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает совершение впервые данного рода административного правонарушения, признание вины, устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц (к которым относятся индивидуальный предприниматели) - не менее пятидесяти тысяч рублей ч. 2.2 ч. 4.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом обстоятельств дела, отнесения ИП Гришиной Н.А. к субъектами малого предпринимательства, принципа соразмерности наказания, прихожу к выводу о снижении размера наказания, установленного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на основании ч. 2.2 ч. 4.1 КоАП РФ и назначении ИП Гришиной Н.А. наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу положений ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ рассрочка является правовым механизмом, позволяющим привлеченному к ответственности лицу произвести оплату штрафа частями в трехмесячный период с момент вступления постановления в законную силу. Течение срока давности взыскания административного штрафа в данном случае продлевается на время рассрочки.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 18 декабря 2003 г. N 467-О, от 18 апреля 2006 г. N, основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч. 4 ст. 15, ч. 3 ст. 17, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и, исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления, должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Частью 2 ст. 31.5 КоАП РФ предусмотрено, что с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Таким образом, рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении может предоставляться только при наличии оснований, которые носят исключительный характер, и являются серьезным препятствием к исполнению такого постановления.
Оценив представленные ИП Гришиной Н.А. доводы о невозможности единовременной оплаты штрафа, прихожу к выводу о наличии исключительных обстоятельств, не позволяющих в установленный законом срок уплатить назначенный штраф, в связи с чем полагаю возможным удовлетворить ходатайство о предоставлении рассрочки уплаты административного штрафа на срок до трех месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать индивидуального предпринимателя Гришину ФИО4, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей с предоставлением рассрочки его исполнения сроком до трех месяцев с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
Оплату штрафа произвести на расчетный счет УФК по Орловской области р/с 40102810545370000046, л/с 04541787910 Отделение Орел, получатель: ИНН 5753036541 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, КПП 575301001, БИК 015402901, ОКТМО 54701000, КБК 14111601061010003140, УИН 14104570001100100025.
Постановление подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента получения.
Судья О.И. Короткова