Судья Гречановская О.В. № 33А-225/2020

Докладчик: Киклевич С.В. (№ 2а-4984/2019)

(42RS0009-01-2019-007584-21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Киклевич С.В.,

судей Пронченко И.Е., Быковой С.В.,

при секретаре Любушкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киклевич С.В. административное дело по иску Старченко Натальи Евгеньевны к Администрации города Кемерово о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить нарушения прав истца,

по апелляционной жалобе административного истца Старченко Натальи Евгеньевны, в лице представителя Сыпко Сергея Александровича, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 ноября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Старченко Н.Е. обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением к Администрации г. Кемерово о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить нарушения прав истца.

Требования мотивированы тем, что Старченко Н.Е. является собственником нежилых зданий по адресу: <адрес>: нежилое здание 10,8 кв.м., кадастровый №; нежилое здание 54,7 кв.м., кадастровый №; нежилое здание 114,7 кв.м., кадастровый №; нежилое здание 143,4 кв.м., кадастровый №. Земельный участок по адресу: <адрес> находится у истца на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (арендодатель), сроком действия по 31.03.2066 года. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 1475 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> его разрешенное использование: занятый магазином розничной торговли продовольственными товарами со вспомогательными сооружениями, категория земель: земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Кемерово истцу был выдан градостроительный план на указанный земельный участок. 01.09.2018 года, с целью более рационального использования земельного участка, истец обратилась с заявлением в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кемерово о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, с приложением всех необходимых документов. Согласно ответа Администрации <адрес> № от 01.11.2018 года истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги - рассмотрении в комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кемерово заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. После признания судом данного отказа незаконным, на основании постановленного решения суда, Администрацией г. Кемерово было рассмотрено заявление Старченко Н.Е. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и вынесено постановление № от 29.07.2019 года об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером № адресу: <адрес>. Истец считает, что указанное постановление Администрации г. Кемерово нарушает ее законные права и интересы, как арендатора земельного участка с кадастровым номером № просит признать незаконным данное постановление, а также возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав и законных интересов административного истца предоставив разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером № по адресу <адрес>: сокращение минимальных отступов от границы земельного участка в целях определения места допустимого размещения здания, строения, сооружения, за пределами которых запрещено строительство зданий строительство зданий, сооружений, с 3 метров до 0 метров, в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований Старченко Н.Е. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Сыпко С.А. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым требования истца удовлетворить. Считает, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> не мотивирован. Суд первой инстанции не учел, что рекомендации комиссии и заключение о результатах публичных слушаний по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не несут властных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что также согласуется с положениями ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Считает, что в нарушение положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Администрация г. Кемерово не представила суду доказательств, подтверждающих возможность негативного влияния, связанного с отклонением от предельных параметров разрешенного строительства в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № а также не привела нормы материального права, из которых бы следовало, что уменьшение отступа при реконструкции объектов капитального строительства от границы указанного участка с разрешенных 3 метров до 0 метров является препятствием к осуществлению прав правообладателей на изменение указанного отступа при использовании земельного участка. Полагает, что регламентированные ст.ст. 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации условия получения разрешения на отклонение от предельных параметров строительства административным истцом не нарушены. По мнению апеллянта ссылка суда первой инстанции о том, что размещение в территориальной зоне ИТ-3 нежилых зданий, в том числе, их строительство и реконструкция градостроительным регламентом не предусмотрены, носит общий характер, без указаний на нарушение конкретных технических регламентов, поскольку по факту указанный земельный участок уже занят магазином розничной торговли продовольственными товарами со вспомогательными сооружениями.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Старченко Н.Е. и её представитель Сыпко С.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации г. Кемерово, представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, её представителя, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч. 2 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, правообладатели земельных участков, на которых разрешено строительство, либо реконструкция объектов капитального строительства, при наличии перечисленных в законе условий (одного из них), вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров такого строительства, реконструкции.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Как то закреплено в ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия

Реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом (ч. 9 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных выше положений закона, предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

Согласно частям 4 – 6 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Согласно ст. 9 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных Постановлением Совета народных депутатов от 24.11.2006 года № 75, вопросы предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Старченко Н.В. на праве собственности принадлежат следующие нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>: площадью 10,8 кв.м., кадастровый №; площадью 54,7 кв.м., кадастровый №; площадью 114,7 кв.м., кадастровый №; площадью 143,4 кв.м., кадастровый №.

Земельный участок по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, передан истцу во временное владение и пользование по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области на срок по 31.03.2066 года.

01.09.2018 года Старченко Н.Е. обратилась в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кемерово с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, с приложением необходимых документов.

Администрацией г. Кемерово указанное заявление было рассмотрено, 01.11.2018 года дан ответ, которым отказано в предоставлении муниципальной услуги - рассмотрении в комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Кемерово заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 20.12.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20.03.2019 года, ответ Администрации г. Кемерово № от 01.11.2018 года об отказе Старченко Н.Е. в предоставлении муниципальной услуги «О предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или отказа в предоставлении соответствующего разрешения» признан незаконным, на администрацию г. Кемерово возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов административного истца Старченко Н.Е.

Далее, по заявлению Старченко Н.Е. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, было принято решение о проведении публичных слушаний, которые должны были состояться 04.07.2019 года в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес>.

Оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано на сайте «Электронный бюллетень органов местного самоуправления города Кемерово».

По результатам проведения публичных слушаний, 26.07.2019 года комиссией по подготовке проектов правил землепользования и застройки подготовлены рекомендации, согласно которым решено не рекомендовать предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.

Как следует из заключения № от 09.07.2019 года земельный участок с кадастровым номером № не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны улично-дорожной сети (ИТ-З) по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельным участкам, виды использования которых не входят в перечень видов разрешенного использования, установленный градостроительным регламентом территориальной зоны, законодательством о градостроительной деятельности, земельным законодательством не предусмотрено.

29.07.2019 года, по результатам публичных слушаний по проекту решения «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», Администрацией г. Кемерово вынесено постановление об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции указал, что решение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции основано на нормах действующего законодательства и не нарушает прав административного истца.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, исходя при этом из следующего.

Как следует из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, его разрешенное использование - занятый магазином розничной торговли продовольственными товарами со вспомогательными сооружениями, категория земель: земли населенных пунктов.

Одновременно, согласно Правил землепользования и застройки в г. Кемерово, утвержденных Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 года № 75, в редакции Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.09.2019 г. № 260, земельный участок по адресу <адрес>, расположен в территориальной зоне улично-дорожной сети (ИТ3).

В части 3 статьи 38 Правил землепользования и застройки в г. Кемерово содержится градостроительный регламент зоны улично-дорожной сети (ИТ3), перечислены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, размещение которых соответствует виду разрешенного использования (п. 3.2). Указанный перечень не содержит такого вида разрешенного использования, как занятый магазином розничной торговли продовольственными товарами со вспомогательными сооружениями.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный на праве аренды истцу, не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны улично-дорожной сети (ИТ3). Размещение в территориальной зоне ИТ3 нежилых зданий предназначенных для торговли и вспомогательных к ним сооружений, в том числе, их строительство и реконструкция градостроительным регламентом не предусмотрены, что препятствует возможности получения разрешения на отступление от предельных параметров строительства или реконструкции таких объектов, однако не исключает возможность использования данных объектов по их назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если это не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Намерение истца продать принадлежащие ей нежилые помещения с новыми характеристиками, для чего ей необходимо ввести их в оборот, не свидетельствует о безусловном её праве на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства либо реконструкции объектов капитального строительства, при наличии в градостроительном регламенте установленных ограничений.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что порядок принятия оспариваемого решения соблюден, постановление вынесено уполномоченным лицом, нарушений требований закона при его принятии не установлено, основания для удовлетворения административного иска у суда отсутствовали.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-225/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Старченко Наталья Евгеньевна
Ответчики
Администрация г. Кемерово
Другие
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
15.01.2020Передача дела судье
06.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Передано в экспедицию
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее