Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-632/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.
при секретаре Тырышкиной Н.Н.
рассмотрела в судебном заседании 18 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Л на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому
исковые требования ООО «Газпром трансгаз Ухта» удовлетворены;
Л обязан произвести снос строений: дома, бани, туалета, ограждения, расположенных на земельном участке <Номер обезличен> по проезду <Номер обезличен> Садоводческого товарищества «Коммунальник» Дырносского садоводческого комплекса г. Сыктывкара в зоне минимальных расстояний от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар»;
с Л в пользу ООО «Газпром трансгаз Ухта» взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ООО «Газпром трансгаз Ухта» в лице Микуньского Линейного производственного управления магистральных газопроводов обратилось в суд с иском к Л о сносе строений, расположенных на земельном участке <Номер обезличен> ... в садоводческом товариществе «Коммунальник» Дырносского садоводческого комплекса в г. Сыктывкаре, указав в обоснование требований, что строения находятся в зоне минимально допустимого расстояния от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» и представляют опасность для эксплуатации газопровода, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц администрацию МО ГО «Сыктывкар» и Управление Росреестра по Республике Коми и постановил приведенное решение.
В апелляционной жалобе Л просит решение суда отменить, указывая на отсутствие в обстоятельствах дела доказательств причинения либо угрозы причинения нарушения его действиями прав истца, а также своей вины в нарушении установленных законом ограничений при возведении спорных строений.
Л в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
ООО «Газпром трансгаз Ухта», администрация МО ГО «Сыктывкар» и Управление Росреестра по Республике Коми своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам жалобы решения суда не усматривает.
Как установил суд, и подтверждается материалами дела, решением исполнительного комитета Сыктывкарского городского совета депутатов трудящихся от 14 января 1971 г. № 23 Микуньскому районному управлению строящихся северных газопроводов и газодобывающих предприятий «Севергазцентр» был предоставлен земельный участок площадью 49,7 га для строительства газопровода полосой шириной 20 м и полосой шириной 6 м в постоянное пользование по всей длине трассы.
Магистральный газопровод Микунь-Сыктывкар давлением 52 кгс/см? диаметром трубы 530 мм 1 класса опасности и 4 степени сложности 30 сентября 1971 г. был окончен строительством и введен в эксплуатацию без каких-либо отметок о нарушении норм соблюдения расстояний охранных зон.
С указанного момента владельцем магистрального газопровода Микунь-Сыктывкар являлось и было зарегистрировано Микуньское линейное производственное управление магистральных газопроводов предприятия «Севергазцентр» (в последующем – «ООО «Севергазпром», ООО «Газпром трансгаз Ухта»).
Как следует из технического паспорта газопровода-отвода к ГРС Сыктывкар, на участке 0 км – 91,2 км диаметр трубы составляет 530, 720 мм, протяженность 91,2 км, рабочее давление- 52 кгс/см2, испытательное давление- 55,2 кгс/см2.
После введения газопровода в эксплуатацию и в течение времени его использования силами Микуньского ЛПУМГ ООО «Севергазпром» было произведено закрепление всей трассы опознавательными знаками на металлических столбиках высотой 2 м с указанием на них километража газопровода, фактической глубины залегания трубы, информации об охранной зоне газопровода.
На момент рассмотрения дела газопровод-отвод «Микунь-Сыктывкар» принадлежал на праве собственности ОАО «Газпром» (запись в ЕГРП 25 сентября 2006 года за №11-11-01/010/2006-708), которое по договору аренды имущества №01/1600-Д-19/16 от 30 ноября 2015 г. предоставило его ООО «Газпром трансгаз Ухта» за плату во временное владение и пользование (инвентарный номер объекта: 038421).
Обслуживание газопровода осуществляет Микуньское линейно-производственное управление магистральных газопроводов (Микуньское ЛПУМГ) ООО «Газпром трансгаз Ухта».
Земельный участок из земель населенных пунктов, представляющий собой единое землепользование, состоящее из 9 обособленных и 18 условных участков, общей площадью 77696 кв.м по адресу: Республика Коми, ориентир: газопровод-отвод к ГРС-1 г. Сыктывкар по трассе газопровода Микунь-Сыктывкар 68,8-90,03 км, находится в федеральной собственности и передан во владение и пользование ОАО «Газпром» на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, <Номер обезличен> от 20 июля 2007 года сроком действия до 16 июля 2056 года.
В ходе производственного контроля за эксплуатацией газопровода ООО «Газпром трансгаз Ухта» выявлено, что в зоне минимально допустимых расстояний от оси газопровода располагаются объекты недвижимости - земельные участки в садоводческом товариществе «Коммунальник-1» (далее-СТ «Коммунальник-1»).
Указанные участки были образованы в следующем порядке:
решением Исполкома Сыктывкарского городского Совета депутатов трудящихся от 26 мая 1994 г. № 5/1180 из земель Сыктывкарского городского коммунального хозяйства был изъят земельный участок площадью 22,63 га и предоставлен СТ «Коммунальник-1» Дырносского садоводческого комплекса, площадью 21,8 га земель общего пользования в бессрочное (постоянное) пользование, членам СТ «Коммунальник-1» площадью 0,83 га земель под индивидуальные садовые участки в пожизненное наследуемое владение.
Постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10 июня 2009 г. № 6/2406 была утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» площадью 280185 кв.м (226300 кв.м - ранее предоставленный СТ «Коммунальник»; 53 885 кв.м - для расширения территории СТ «Коммунальник», фактически используемой гражданами под садовые участки) для садоводства в Дырносском комплексе. Утверждена в составе земель населенных пунктов схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар» площадью 2 447 кв.м для обслуживания имущества общего пользования - подъездная автодорога к СТ «Коммунальник» Дырносского комплекса.
Земельный участок <Номер обезличен> по проезду <Номер обезличен> СТ «Коммунальник» Дырносского дачного комплекса г.Сыктывкара площадью 609 кв.м, кадастровый номер ..., поставлен на государственный кадастровый учет <Дата обезличена> и принадлежит на праве собственности Л
В соответствии с актом обследования, составленным 12 июля 2016 г. специалистами ООО «Кадастровый Центр «Интеграция», на земельном участке, принадлежащем Л, в зоне минимально допустимых расстояний от оси газопровода-отвода «Микунь-Сыктывкар» расположены: дом деревянный – на расстоянии 98,9 м, баня деревянная – на расстоянии 89,1 м, туалет – на расстоянии 82,9 м, ограждение деревянное (металлическое) – на расстоянии 76,4 м.
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку перечисленные строения ответчика были возведены с нарушением требований земельного законодательства, СНиП 11-45-75 «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», Правил охраны магистрального газопровода, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 г., и их местоположение в зоне минимально допустимых расстояний от оси газопровода не отвечает также действующим в настоящее время строительным нормам и правилам, создают угрозу жизни и здоровью граждан, удовлетворил иск ООО «Газпром трансгаз Ухта».
Судебная коллегия не усматривает в доводах жалобы оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 106 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возведения спорных строений, порядок пользования землями транспорта и установление на них зон с особыми условиями землепользования определялся положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 4 Положения о землях транспорта, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г. № 24, размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, могло производиться только по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов, но с соблюдением пункта 11 Положения, то есть с соблюдением необходимых расстояний от сооружений, устройств и других объектов транспорта до населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, отдельных зданий и сооружений.
Статья 83 Земельного кодекса РСФСР предусматривала наличие зон с особым режимом использования земель, ограничивающим или запрещающим те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон (в частности, запрещалось строительство зданий, сооружений и иных строений).
Согласно СНиП 11-45-75 «Нормы проектирования магистральных трубопроводов», утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 г. № 142, а затем - СНиП 2.05.06-85, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 18 марта 1985 г. № 30, минимальное расстояние от оси магистрального газопровода первого класса условным диаметром от 300 мм до 600 мм до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков составляет 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода (пункт 1 Таблицы 4 СНиП 2.05.06-85).
Указанные акты содержали запрет на возведение строений в зоне минимальных расстояний от оси газопровода, установленный для всех землепользователей.
В последующем соответствующий запрет был законодательно закреплен в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в соответствии с абзацем четвертым статьи 32 которого здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Данная норма корреспондирует статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установление действующим законодательством требования к размещению газопроводов и установление минимальных безопасных расстояний от оси трубопроводов до зданий и сооружений является обязательным и необходимым условием для дальнейшего предотвращения негативных последствий.
Как неоднократно указывал в своих правовых позициях Конституционный Суд Российской Федерации, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определения от 6 октября 2015 г № 2318-О, от 23 июня 2016 г. № 1394-О и от 27 марта 2018 г. № 701-О, определение от 28 июня 2018 г. № 1543-О); действующий же механизм защиты гражданских прав, установленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, предоставляет гражданам возможность обращаться за судебной защитой их имущественных прав в случае, если они полагают, что эти права были нарушены вследствие виновных действий (бездействия) организаций, должностных лиц, государственных или муниципальных органов ( определение от 27 марта 2018 г. № 701-О).
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разрешил спор по заявленному предмету и основаниям.
Решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи