Дело №2-1-476/2022
УИД 73RS0008-01-2022-001082-35
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 октября 2022 года г. Инза, суд.
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирпичниковой Г.А. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Кирпичникова Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на снижение пенсионного возраста и о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости.
В исковом заявлении указала, что при обращении в УПФР для решения вопроса о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года согласно ст. 34 закона о ЧАЭС, ответчик отказался снизить возраст, мотивируя тем, что село Панциревка Инзенского района не поименовано в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории редиоактивного загрязнения, где упомянуто село Панцыревка.
При этом УПФР не оспаривает ее право на снижение пенсионного возраста согласно ст.34 Закона О ЧАЭС на 3 год в связи с проживанием в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом (далее ЛСЭС) в с. Панциревка с 26.04.1986 по 27.081987, с 03.08.1988 по 23.04.1992 и проживание в г. Инза с 27.05.1992 по 31.01.1998, а всего на территории зон со ЛСЭС 10 лет, 08 месяцев 28 дней при условии установления в суде «тождественности населенных пунктов Панциревка и Панцыревка Инзенского района».
Согласно прилагаемой выписки из Устава МО «Инзенский район» в его состав входит село Панциревка, село с наименованием Панцыревка не поименовано.
В справке МО «Оськинское сельское поселение» №413 от 16.09.2022 конкретно указано, что именно с. Панциревка, а не Панцыревка в свое время относилось к зоне со льгнотным социально-экономическим статусом.
Просила суд признать за ней право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зонах с льготным социально-экономическим статусом в с. Панциревка с 26.04.1986 по 27.081987, с 03.08.1988 по 23.04.1992 и проживание в г. Инза с 27.05.1992 по 31.01.1998, а всего на территории указанных зон 10 лет 08 месяцев 28 дней.
В судебном заседании истица Кирпичникова Г.А. заявленные требования уточнила, просила суд обязать назначить ей пенсию с 27.09.2022. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области в судебное заседание не явился. Представил возражения на иск, в которых указал на то, что в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12. 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно п. 8 части первой статьи 13 настоящего Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 данного закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В статье 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 содержится примечание: «Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. 32-35 Закона № 1244-1 от 15.05.1991, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению., в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) С этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения».
В случае отсутствия данного факта, граждане в соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 имеют право только на дополнительную величину уменьшения возраста выхода на пенсию, при этом возраст может быть снижен пропорционально количеству полных лет, прожитых в зоне, но не более 3 лет в общей сложности.
Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 г. № 557-р (далее - Перечень) к зоне с льготным социально- экономическим статусом были отнесены отдельные населенные пункты Вешкаймского, Инзенского и Карсунского районов Ульяновской области, в частности, населенные пункты в составе Инзенского района - «Панцыревка».
Населенный пункт «Панциревка» в данном перечне отсутствовал.
Перечень утратил силу с 01.02.1998 года.
С учетом срока действия распоряжения Правительства от 28.12.1991 № 237-р в период до 01.01.1998, право на снижение пенсионного возраста имеют граждане, проживавшие (работавшие) в этой зоне в период с 26.04.1986 по 31.01.1998.
Органы Пенсионного фонда являются правоприменительными органами и обязаны применять действующее законодательство буквально.
В связи с этим в отсутствие в утвержденном уполномоченным органом перечне загрязненных территорий такого населенного пункта, как «Панциревка», законных оснований для назначения истцу пенсии не имелось.
Тождество населенных пунктов - Панцыревка, Панциревка законодательством не устанавливалось.
С 01.02.1998 из Перечня загрязненных территорий был исключен населенный пункт Панцыревка, соответственно, внести изменения в части наименования населенного пункта в настоящее время невозможно.
29.08.2022 истец Кирпичникова Г.А., ***.1970 года рождения, обратилась в Отделение ПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в возрасте 52 года).
Решением Отделения ПФР от 02.09.2022 № 186838/22 ей было отказано в назначении пенсии.
Согласно справки администрации МО «Оськинское сельское поселение» от 29.08.2018 № 4806 истец постоянно проживала и была зарегистрирована в с. Панциревка с 27.09.1970 по 03.02.1987, с 03.02.1987 по 27.08.1987 и с 03.08.1988 по 23.04.1992.
Согласно справки от 29.08.2018 № 4806, выданной МБУ «Благоустройство» Кирпичникова Г. А. постоянно проживала и была зарегистрирована в г. Инза с 27.05.1992 по 05.07.2011.
Соответственно, при установлении тождественности населенных пунктов период проживания истца на загрязненной территории составит 10 лет 08 мес.28 дней (с 26.04.1986 по 27.08.1987, с 03.08.1988 по 23.04.1992, с 27.05.1992 по 31.01.1998).
Указанная продолжительность проживания на загрязненной территории дает право на снижение пенсионного возраста на 3 года (т.е. право - в 52 года).
Рассмотрев материалы дела, заслушав истицу, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу ст.28.1 Закона О ЧАЭС гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 настоящего Закона.
На основании ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на 31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Из материалов дела усматривается, что истица Кирпичникова Г.А. родилась ***.1970 (л.д.13).
Согласно свидетельству о рождении истицы добрачная фамилия истицы Штырова.
В силу ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к ст.35 указанного закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 №557 в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом включен населенный пункт Панцыревка Инзенского района Ульяновской области.
Впоследствии постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 данный населенный пункт с 01.02.1998 исключен из Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу, что в указанном выше перечне допущена описка в указании названия населенного пункта Панциревка по следующим основаниям.
Из сообщения администрации МО «Инзенский район» следует, что граждане, проживавшие в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 в населенном пункте с. Панциревка Инзенского района Ульяновской области, в период с 05.04.1993 по 31.01.1998 пользовались льготами, предусмотренными для граждан, постоянно проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Населённого пункта с наименованием Панцыревка, указанного в перечне населённых пунктов, на основании Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 N 557-р в Инзенском районе никогда не было.
Согласно архивной справке №04-14/314 от 02.03.2017, выданной ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» по официальным печатным источникам, имеющимся в Государственном архиве Ульяновской области, а именно «Ульяновская область. Справочник административно-территориального деления на 01.07.1974», «Ульяновская область. Справочник административно-территориального деления на 01.06.1992» и Закона Ульяновской области «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области», принятым Законодательным Собранием Ульяновской области 28.09.2006 установлено, что на территории Инзенского района в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 находились следующие населенные пункты: с.Валгуссы, с.Чамзинка, пос.Дубровка, с. Панциревка.
В соответствии с вышеперечисленными документами населенного пункта «Панцыревка» не территории Инзенского района не было.
В соответствии с постановлением Главы администрации Ульяновской области №270 от 17.08.1993 в перечень населенных пунктов Ульяновской области, отнесенных к районам проживания с льготным социально-экономическим статусом, включено с.Панциревка Инзенского района.
Согласно справке Главы администрации МО «Оськинское сельское поселение» село Панциревка относилось к местности с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 31.01.1998 в следствии аварии на Чернобыльской АЭС. Штырова Г.А. зарегистрирована и постоянно проживала в с. Панциревка Инзенского района Ульяновской области по ул. ***, д.***, кв. *** с 27.09.1970 по 03.02.1987, с 03.021987 по 27.08.1987 и с 03.08.1988 по 23.04.1992.
Согласно справке, выданной МБУ «Благоустройство» Кирпичникова Г.А., ***.1970 года рождения, была зарегистрирована по адресу: г. Инза, ул. ***, д. ***, кв.***, с 27.05.1992 по 04.08.1995, по ул. ***, д.***, кв.*** с 04.08.1995 по 05.07.2011.
При таких обстоятельствах, анализ доказательств, представленных истцом в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, и юридически значимые обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о том, что Кирпичникова Г.А. постоянно проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом - в с.Панциревка Инзенского района Ульяновской области с 26.04.1986 по 03.02.1987, с 03.02.1987 по 27.08.1987 и с 03.08.1988 по 23.04.1992, и на территории г.Инза - с 27.05.1992 по 04.08.1995 и с 04.08.1995 по 31.01.1998, в связи с чем имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона О ЧАЭС на 3 года.
Факт проживания истицы в указанные периоды на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтвержден также в судебном заседании свидетелями Е.З.В.., А.О.В..
29.08.2022 истец Кирпичникова Г.А., ***.1970 года рождения, обратилась в Отделение ПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижению возраста 52 лет, с 27.09.2022.
Решением Отделения ПФР от 02.09.2022 № 186838/22 ей было отказано в назначении пенсии.
Таким образом, уточненные исковые требования Кирпичниковой Г.А. подлежат удовлетворению.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска в суд истцом была уплачена госпошлина в размере 300 руб. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Уточненные исковые требования Кирпичниковой Г.А. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области назначить Кирпичниковой Г.А. досрочную пенсию по старости на основании Закона №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с постоянным проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, со снижением пенсионного возраста на 3 года, с 27 сентября 2022 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Кирпичниковой Г.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2022