РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2023 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи – Чернякова Н.Н.,
при секретаре – Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1780/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил взыскать с административного ответчика – ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 15 рублей, пени 0,15 руб; по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год налог 209 рублей, пени 11,45 руб, за 2018 год налог 70 рублей, пени 2,05 руб; налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением: за 2018 год – 1635 рублей, пени 23,69 рублей, за 2019 год – 1798 рублей, пени 52,77 руб, а всего взыскать 3817 рублей 11 копеек.
В обоснование административного иска указано, что административный ответчик в рассматриваемый период являлась собственником транспортных средств, земельного участка в сельской местности, квартиры в г.Самаре и, следовательно, налогоплательщиком транспортного, земельного и имущественного налогов.
В связи с неуплатой налога административному ответчику направлялось требование, в котором сообщалось о наличии у него задолженности, предоставлялся срок для её уплаты. В установленный срок задолженность не была погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявление о вынесении судебного приказа и взыскании указанной задолженности. Мировым судьей вынесен судебный приказ, который отменен, в связи с поступившим возражением административного ответчика.
Учитывая, что сумма налоговой задолженности в бюджет не поступила, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, извещенная о времени и месте судебного заседания по адресу постоянной регистрации: <адрес> (конверт возвращен в суд за истечением срока хранения) в заседание не явилась, уважительных причин неявки и ходатайств об отложении заседания не представила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату (п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным кодексом.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 названного Кодекса.
Согласно ст.399, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе жилой дом, квартира.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемые периоды ФИО2 являлась собственником транспортного средства <...> государственный регистрационный знак №, <...>, госномер №, <...> госномер №, <...>, госномер № квартиры по адресу: <адрес>, а также земельного участка в <адрес>, кадастровый №, что подтверждается сведениями из РЭО ГИБДД, Управлением Росреестра.
Административному ответчику направлялись налоговые уведомления № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>.
В связи с неуплатой налога в установленный срок административному ответчику направлялось требование № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 209 рублей, пени – 11,45 руб, со сроком исполнения до <дата>; требование № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогу на имущество за 2018 год в размере 1635 рублей, пени 23,69 руб, транспортному налогу 15 рублей, пени 0,15 рублей, со сроком исполнения до <дата>; требование № по состоянию на <дата> об уплате задолженности по налогу на имущество за 2019 год в размере 1798 рублей, пени 52,77 руб, земельному налогу – 70 рублей, пени 2,05 рублей, со сроком исполнения до <дата>.
Факт направления уведомлений и требований заказными письмами подтверждается списками почтовых отправлений.
В установленный срок административный ответчик требования не исполнила, что послужило основанием для обращения <дата> административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и взыскании задолженности в сумме 4040,02 руб. <дата> мировым судьей вынесен судебный приказ, который <дата> отменен после поступления возражений административного ответчика.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 23.12.2020), заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
После введение в действие Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, минимальная сумма задолженности для обращения в суд увеличена до 10000 рублей.
Ввиду того, что сумма задолженности по всем требованиям до <дата> не превышала 3000 рублей, а после указанной даты 10000 рублей, то налоговый орган на основании ст.48 НК РФ должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока по самому раненному требованию, то есть требованию № со сроком исполнения до исполнения указанного требования <дата>. Соответственно, 6 месячный срок для обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа подлежит исчислению с <дата>.
Административный истец обратился к мировому судье за выдачей судебного приказа <дата>, в пределах сроков, установленных ст.48 НК РФ.
В районный суд с административным иском заявитель обратился <дата> в пределах 6-ти месячного срока с момента отмены судебного приказа (<дата>).
Согласно представленной суду административным истцом карточки расчёта с бюджетом, взыскиваемая с учетом уточнения задолженность по налогам не погашена, сведений об уплате не имеется.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Ввиду неуплаты административным ответчиком в установленные сроки налогов, ей обоснованно начислены пени, размер которых соответствует положениям ст.75 НК РФ, проверен судом и является арифметически верным.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворённым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ИНН №, проживающей: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 15 рублей, пени 0,15 руб; по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017 год налог 209 рублей, пени 11,45 руб, за 2018 год налог 70 рублей, пени 2,05 руб; налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением: за 2018 год – 1635 рублей, пени 23,69 рублей, за 2019 год – 1798 рублей, пени 52,77 руб, а всего взыскать 3817 рублей 11 копеек.
Взыскать с ФИО2, ИНН №, проживающей: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде.
Председательствующий Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 01.09.2023.