Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2733/2014 от 04.04.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12.05.2014 года. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лещенко Л.А.

при секретаре Цыпниковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2733/14 по заявлению Гаршиной Т.В. об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

02.12.2013года Гаршина Т.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самара с указанным заявлением, мотивируя тем, что дата ею было подано в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) заявление входящий номер №... о предоставлении в собственность земельного участка (земли населенных пунктов) площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, цель использования - под садоводство, с приложением всех документов, подтверждающих право на предоставление испрашиваемого земельного участка.

Вопреки нормам закона и разумным срокам, допустив бездействие на протяжении почти двух лет, Министерство уведомлением №... от дата отказало ей в предоставлении земельного участка в собственность по надуманным основаниям, не предусмотренным нормативно-правовыми актами.

Так, в качестве обоснования отказа Министерство сослалось на Акт осмотра земельного участка ГБЗУ «Региональный центр недвижимости» от дата №..., в соответствии с которым на участке обнаружены зеленые насаждения (кустарники и деревья).

Считая указанное выше решение Министерства незаконным и нарушающим ее право на приватизацию земельного участка в соответствии с Законом Самарской области «О земле», заявитель просит признать незаконным и нарушающим ее права решение
Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка №... от дата по заявлению от дата о предоставлении в собственность земельного участка (земли населенных пунктов) площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, цель использования - под садоводство; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав на получение в собственность бесплатно земельного участка путем принятия решения о предоставлении Гаршиной Т.В. земельного участка ((земли населенных пунктов) площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, цель использования - под садоводство) в собственность бесплатно по заявлению от дата г., входящий номер №... от дата в течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта на участок ((земли населенных пунктов) площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес, цель использования - под садоводство.

дата Октябрьским районным судом г. Самары вынесено определение об оставлении без рассмотрения заявления Гаршиной Т.В. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 04.04.2014года определение Октябрьского районного суда г. Самары от 09.01.2014года отменено, дело возвращено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

При новом рассмотрении дела Гаршина Т.В., ее представитель в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области Хайрулова Л.А., действующая на основании доверенности, заявленные Гаршиной Т.В. требования не признала по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка. Пояснила, что отказ основан на нормах закона «Об охране окружающей среды», кроме того, согласно информации Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.04.2013г., границы испрашиваемого Гаршиной Т.В. земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований, в связи с чем могут быть нарушены права третьих лиц, так как на фотоматериале отражено наличие заборов. Наименования зеленых насаждений в акте осмотра земельного участка от 02.05.2012г. не указаны. Основанием к отказу в предоставлении Гаршиной Т.В. земельного участка наложение на границы сложившихся землепользований не являлось.

Выслушав пояснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области, изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования частично ввиду нижеследующего.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.

Установлено, что дата Гаршина Т.В. обратилась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно под садоводство земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес.

Министерством в порядке межведомственного взаимодействия направлялись запросы, в результате чего установлено, что участок не находится в границах красных линий, не принадлежит к территории общего пользования, не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится вне береговой полосы водного объекта, информация о предоставлении кому-либо указанного земельного участка и каких-либо земельных участков заявителю отсутствует. Испрашиваемый участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (зона Р-5), использование участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.

Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 10.04.2013г. № САМВ-39186, границы испрашиваемого Гаршиной Т.В. земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований.

Также в материалах по заявлению Гаршиной Т.В., представленных Министерством в дело, имеется акт осмотра земельного участка от 02.05.2012 года.

В результате осмотра, проведенного 02.05.2012г. сотрудниками ГАУ СО «Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости» в отсутствие заявителя установлено, что произвести обмер испрашиваемого земельного участка без заинтересованных лиц не представляется возможным, в связи с тем, что участок огорожен забором. В ходе визуального осмотра установлено, что земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений, на участке имеются насаждения. Определить фактического землепользователя не представилось возможным в связи с отсутствием людей на близлежащих земельных участках.

Какого-либо конкретного указания на виды зеленых насаждение (деревья, кустарники и т.д.), их количество, состояние в акте не имеется.

дата уведомлением №... Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Гаршиной Т.В. в предоставлении земельного участка, поскольку в ходе осмотра (акт осмотра земельного участка от дата №...) установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения. В качестве правового обоснования принятого решения Министерство имущественных отношений Самарской области сослалось на требования пункта 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», «Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара», п. 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», в соответствии с которыми на озелененных территориях необходимо обеспечить сохранность зеленых насаждений, самовольная вырубка деревьев и кустарников физическими и юридическими лицами запрещается.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка и рассмотрения его заявления, земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении земельного участка по данной норме является наличие прав третьих лиц на испрашиваемый участок и несоответствие цели использования участка основным видам разрешенного использования в соответствии с зонированием.

Между тем, основанием к отказу в предоставлении участка, согласно пояснений представителя Министерства, явилось наличие в границах участка зеленых насаждений и наличие на участке заборов, в связи с чем по мнению Министерства имеется возможность нарушения прав третьих лиц в случае предоставления Гаршиной Т.В. спорного земельного участка.

Ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области на положения п. 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404, п. 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», которыми запрещена самовольная вырубка деревьев и кустарников, суд находит необоснованной, поскольку действующее законодательство не содержит таких оснований к отказу в предоставлении земельного участка как наличие на нем зеленых насаждений.

Между тем, Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404, предусмотрены основания для правомерного сноса зеленых насаждений (п. 14 гл. 29 Правил). Снос деревьев и кустарников в количестве менее 10 штук в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, осуществляется в соответствии с разрешением, выданным Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара. Снос 10 и более деревьев или кустарников в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, производится по постановлению Администрации городского округа Самара (пункт 15 Правил).

Пунктом 14.1 вышеуказанных Правил благоустройства также предусмотрено, что средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются при уничтожении и повреждении зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 - 6 пункта 14 настоящей главы. Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитывается Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.

Более того, в настоящее время возможность осуществления сноса зеленых насаждений осуществляется в рамках предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений", предусмотренной Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.о. Самара от 19.08.2013 № 944.

Из всего вышеизложенного суд делает вывод о том, что допускается снос зеленых насаждений, расположенных на участках граждан и юридических лиц, при наличии законных оснований, при этом самовольное уничтожение зеленых насаждений является лишь основанием для привлечения лица к установленной законом ответственности, но не основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Кроме того, п. 2 гл. 2 вышеуказанных Правил благоустройства дает определение зеленых насаждений, которыми являются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.

Согласно указанных Правил благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на территории г.о. Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице территориальных органов Администрации городского округа Самара и отраслевого (функционального) органа - Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара в соответствии с компетенцией.

Как следует из представленных Министерством имущественных отношений Самарской области материалов, какие-либо обращения в Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара по вопросу отнесения обнаруженных на испрашиваемом земельном участке деревьев и кустарников к зеленым насаждениям, определения статуса зеленых насаждений, их видов, наименования, количества, состояния и установления факта выполнения либо невыполнения ими архитектурно-планировочной и санитарно-гигиенической функции, Министерством не направлялись.

Вместе с тем, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014г. № 46-АПГ 14-1, признании недействующим абзац 2 пункта 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74 в части осуществления Министерством имущественных отношений Самарской области осмотра земельного участка.

В отношении довода о том, что испрашиваемый Гаршиной Т.В. земельный участок входит в границы сложившихся землепользований, суд приходит к следующему

В нарушение ст. 249, ст.56 ГПК РФ, суду не представлено достоверных доказательств того, что спорный земельный участок входит в границы сложившихся землепользований.

Сведения, представленные Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара 10.04.2013г. носят информационный характер, рассматривать их как исчерпывающее основание для отказа в предоставлении земельного участка без учета иных обстоятельств дела необоснованно.

В процессе судебного разбирательства суду не было представлено документов, подтверждающих наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, доказательств того, что имеются признаки обработки земельного участка, что, в силу ст. 249 ГПК РФ, является обязанностью Министерства имущественных отношений Самарской области. Наличие ограждения испрашиваемого земельного участка не является доказательством принадлежности земельного участка и нарушения прав третьих лиц.

Таким образом, суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Гаршиной Т.В. испрашиваемого земельного участка является незаконным, преждевременным и основанным на неполноте проведенной работы по заявлению Гаршиной Т.В.

В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Требование заявителя об обязании Министерства имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлению Гаршиной Т.В. в собственность бесплатно удовлетворению не подлежит, поскольку Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ» разъяснено, что суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

Испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

Для восстановления нарушенного права заявителя на Министерство имущественных отношений Самарской области возлагается обязанность возобновить рассмотрение заявления Гаршиной Т.В. от дата регистрационный номер №... о предоставлении в собственность под садоводство расположенного по адресу: адрес 7, площадью *** кв.м.

Руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Гаршиной Т.В. – удовлетворить частично

Признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от дата №...-с об отказе в предоставлении в собственность Гаршиной Т.В. под садоводство земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м. – незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления Гаршиной Т.В. от дата регистрационный номер №... о предоставлении в собственность под садоводство расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированной части решения, с 16.05.2014г.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2014.

Судья подпись Л.А. Лещенко

2-2733/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаршина Т.В.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лещенко Л. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
04.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.04.2014Передача материалов судье
21.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2014Подготовка дела (собеседование)
12.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2014Судебное заседание
16.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2014Дело оформлено
08.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее