Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1069/2015 ~ М-1088/2015 от 01.10.2015

Дело № 2-1069/2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт. Серышево                                  05 ноября 2015 года

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Демяненко Н.А.,

при секретаре – Мирюк Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – управление социальной защиты населения по Серышевскому району о возложении обязанности по осуществлению выплаты задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, и в обоснование заявленных требований суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Россельхозбанк» и ею был заключен кредитный договор , по условиям которого ей был предоставлен ипотечный кредит в размере 1 785 000 рублей для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на срок 120 месяцев. Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по плате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков. Согласно пункту 4 Положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле. Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение — управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее — ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению. ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению. Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения. Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении. Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. Она обратилась в ГКУ АО - управление социальной защиты населения по Серышевскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617). Решением ГКУ АО - управление социальной защиты населения по Серышевскому району от 14 декабря 2012 года № 2606 расходы по уплате процентов по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации. Согласно справке ГКУ АО - управление социальной защиты населения по Серышевскому району от 18 сентября 2015 года № 1878, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем по состоянию на 18.09.2015 года составляет 245312 рублей 06 копеек. По своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-0 и др.). Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким-либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств. Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что она - ФИО1, в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного ей права. Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться. С учетом указанных обстоятельств, просит обязать государственное казенное учреждение Амурской области — управление социальной защиты населения по Серышевскому району осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 245312 рублей 06 копеек за счет средств областного бюджета, и взыскать с ответчика денежную сумму, затраченную на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.

    Ответчик ГКУ АО – управление социальной защиты населения по <адрес>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия. В представленных в суд возражениях на исковое заявление указали, что заявленные требования являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица - Министерство социальной защиты населения <адрес> и Министерство <адрес>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не поступало.

Третье лицо - ФИО4, уведомленный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Суд в силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав истца, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года N 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривал право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 руб. на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ОАО «Россельхозбанк» был заключен кредитный договор на приобретение квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, на сумму 1 785 000 рублей сроком на 120 месяцев.

В декабре 2012 года ФИО1 обратилась в ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по Серышевскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы». Решением Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по Серышевскому району от ДД.ММ.ГГГГ расходы по уплате процентов по кредитному договору, заключенному заявителем, приняты к компенсации и частично возмещены.

С июля 2013 года выплаты заявителю не осуществляются. Согласно справке ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сумма задолженности по выплате компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 245312 рублей 06 копеек.

Судом установлено, не оспаривается сторонами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что ФИО1 соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 -2020 годы».

Из материалов дела также следует, что в период с июля 2013 года по июнь 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, заявителю не осуществлялась. При этом, заявитель в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие достаточного финансирования не может являться препятствием к реализации предоставленного заявителю права.

    Доводы ответчика о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и что предоставление отдельным категориям граждан компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору осуществляется не в силу принятых органами государственной власти публичных нормативных обязательств, а является дополнительной социальной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы, являются несостоятельными.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истицу в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года N 415-0, от 15 февраля 2005 года N 17-0, от 27 декабря 2005 года N 502-0 и др.). В любом случае не должны ущемляться права граждан, которые уже являются участниками данных подпрограмм.

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

Согласно п.9 указанного Положения, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной зашиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действия (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.

Но, поскольку, истец обратился в суд с иском о взыскании компенсационной выплаты, то его право на возмещение расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору будет реализовано в судебном порядке.

Отсутствие в настоящее время указанных мер государственной поддержки не может служить основанием для неисполнения обязанности государственного органа перед гражданином по погашению задолженности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).

В соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки гражданам, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.

    С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району обязанность осуществить выплату ФИО1 компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 245312 рублей 06 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ГКУ АО - управление социальной защиты населения по Серышевскому району.

    Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

    

    Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району ФИО1 осуществить выплату суммы задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 245312 (двести сорок пять тысяч триста двенадцать) рублей 06 копеек, за счет средств областного бюджета.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по Серышевскому району в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко

Решение в окончательной форме принято 09 ноября 2015 года.

2-1069/2015 ~ М-1088/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рычкова Галина Владимировна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Амурской области управление социальной защиты населения по Серышевскому району
Другие
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Рычков Александр Сергеевич
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Демяненко Н.А.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
01.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2015Передача материалов судье
05.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2015Подготовка дела (собеседование)
20.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2015Судебное заседание
09.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее