Решение по делу № 2-12/2020 (2-1257/2019;) ~ М-1221/2019 от 08.10.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2020 года                                                                                              г. Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Ткаченко И.С.,

при секретаре Орловой Н.Н.,

с участием помощника Киреевского межрайонного прокурора Черкасовой А.В.,

представителя истца администрации МО Киреевский район по доверенности Грибковой О.В.,

ответчика Рысковой С.В., ее представителя в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Ивлева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-12/20 по иску администрации МО Киреевский район к Рысковой Светлане Владимировне, Киселевой Юлии Анатольевне об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета,

установил:

администрация МО Киреевский район обратилась в суд с иском к Рысковой С.В., Киселевой Ю.А. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета, указывая в обоснование заявленных требований, что Рыскова С.В. и Киселева Ю.А. (ранее Спирины) являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Дом, в котором расположена указанная квартира, включен в список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, а также санитарных требований. Указанный дом вошел в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планировалось предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках муниципальной адресной программы. Согласно заявлениям Рысковой С.В. и Спириной Ю.А. (в настоящее время Киселева) соответственно от 18.07.2014 г. и от 21.02.2015 г., последние просили включить <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, последние выразили свое согласие на участие в программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда совместно с другими собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме. Рысковой С.В. и Спириной (Киселевой) Ю.А. предложена мена принадлежащей им квартиры, расположенной в аварийном доме, на квартиру в новом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, находящуюся в муниципальной собственности. Ответчики отказались от переселения. В адрес ответчиков органом местного самоуправления направлены требования о сносе или реконструкции <адрес> <адрес>. Указанное требование получено Рысковой С.В. 25.04.2018 г., Киселевой (Спириной) Ю.А. – 07.05.2018 г. В установленный срок последние не осуществили ни снос, ни реконструкцию многоквартирного дома. 19.12.2018 г. администрацией МО <адрес> вынесено постановление «Об изъятии земельных участков и расположенных на них жилых помещений для муниципальных нужд», согласно которому земельный участок под <адрес> <адрес> <адрес> включен в перечень земельных участков, подлежащих изъятию. Копия постановления была направлена в адрес ответчиков и получена ими 19.01.2019 г. Постановлением администрации МО Киреевский район от 13.03.2019 г. в вышеуказанное постановление были внесены изменения в части указания второго собственника <адрес>. Копия постановления была направлена в адрес ответчиков и получена ими 22.03.2019 г. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости размера возмещения гражданам за изымаемые жилые помещения, включая долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме от 18.02.2019 г., рыночная стоимость изымаемого жилого помещения в долях составляет ? - 125196,00 руб., ? - 125196,00 руб. Письмом администрации МО Киреевский район от 26.03.2019 г. собственники <адрес> <адрес> были уведомлены о выкупной стоимости данного жилого помещения путем направления договоров о выкупе жилого помещения. Согласия либо несогласия с выкупной стоимостью жилого помещения собственники не выразили, ответа от них не последовало. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит изъять для муниципальных нужд жилое помещение по адресу: <адрес> связи с изъятием земельного участка, путем выкупа данного помещения в размере выкупной стоимости помещения соответственно долям собственников помещения: ? Рысковой С.В. – 125196,00 руб., ? Киселевой Ю.А. – 125196,00 руб.; прекратить право общей долевой собственности Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. на жилое помещение по адресу: <адрес>, признав право муниципальной собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием г.Киреевск Киреевского района; выселить Рыскову С.В. и Киселеву Ю.А. из жилого помещения по адресу: <адрес>; снять Рыскову С.В. и Киселеву Ю.А. с регистрационного учета по указанному адресу.

В судебном заседании представитель истца администрации МО Киреевский район по доверенности Грибкова О.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно в ходе рассмотрения дела пояснила, что капитальный ремонт в <адрес> не производился.

Как следует из представленных стороной истца отзывов, оснований для включения компенсации за не произведенный капитальный ремонт в выкупную стоимость жилого помещения, не имеется. В соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что на момент приватизации жилого помещения многоквартирный жилой дом, в котором расположено данное жилое помещение, требовал капитального ремонта. Снижение уровня надежности дома может быть связано не с отсутствием капитального ремонта, а с естественным износом. Признание дома ветхим, непригодным для постоянного проживания не свидетельствует о том, что именно отсутствие капитального ремонта привело к признанию его таковым и данное обстоятельство не связано с иными причинами, в том числе с предельным сроком эксплуатации дома. При таких обстоятельствах считает, что обязанность проведения капитального ремонта помещений в многоквартирном доме на администрацию МО Киреевский район не могла быть возложена. Доказательств того, что у администрации МО Киреевский район, как бывшего наймодателя, имелась обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме, в суд не представлено. Полагает, что при переходе права собственности на жилое помещение ответчикам от прежнего собственника не могло перейти право требования проведения капитального ремонта, которое неразрывно связано с приобретаемым объектом недвижимости. Следовательно, данное право в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд не может быть реализовано настоящими собственниками путем включения соответствующей компенсации в выкупную стоимость жилого помещения. После исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. Ответчиками не представлено доказательств обращения в орган местного самоуправления с требованиями о проведении капитального ремонта дома, а также доказательств того, что непринятие мер по капитальному ремонту дома привело к его аварийному состоянию. Полагает, что экспертное заключение, полученное в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, не может служить доказательством размера компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома. Также считает, что не подлежат включению в выкупную стоимость жилого помещения убытки, причиненные собственникам жилого помещения в связи с его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, поскольку доказательств фактического несения указанных убытков не представлено. Данные убытки носят предполагаемый характер.

Ответчик Рыскова С.В., ее представитель в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Ивлев А.А. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, поскольку являются незаконными и необоснованными. Дополнительно в ходе рассмотрения дела пояснили, что иных жилых помещений ни Рыскова С.В., ни Киселева Ю.А. не имеют. Включение в выкупную стоимость жилого помещения компенсации за не произведенный капитальный ремонт, а также убытков, причиненных собственникам жилого помещения в связи с его изъятием, связанных с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, основано на нормах закона. При вынесении решения просили учесть размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определенный заключением эксперта, полученным в ходе рассмотрения настоящего дела. Также отметили, что в силу действующего законодательства после предоставления возмещения собственнику изымаемого жилого помещения, за ним сохраняется право пользования жилым помещением, не более чем на шесть месяцев. Однако данные обстоятельства не учтены истцом при предъявлении исковых требований. Просили учесть указанные обстоятельства при вынесении решения суда.

Ответчик Киселева Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалась.

Как следует из представленных стороной ответчика возражений на исковое заявление, последние просят отказать в удовлетворении исковых требований. Указывают, что принудительное отчуждение имущества для государственных, муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Законом РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для включения компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч.7 ст.32 ЖК РФ. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения в ее составе следует учитывать стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома, включая земельный участок, рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, компенсацию за не произведенный капитальный ремонт.

Третье лицо Управление Росреестра по Тульской области, привлеченное к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ, в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя на усмотрение суда.

Третье лицо Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Киреевскому району, привлеченное к участию в деле в порядке ст.43 ГПК РФ, в судебное заседание своего представителя не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещалось. В материалах дела имеется ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителя в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, опросив эксперта, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования администрации МО Киреевский район обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом проведенной по делу судебной экспертизы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч.1 ст.27, ч.1 ст.40).

Согласно ст.3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).

На основании ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Приведенная норма закона определяет содержание права собственности.

На основании ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

Согласно ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. (ч.1).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (ч.2).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. (ч.4).

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. (ч.5).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное. (ч.6).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. (ч.7).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. (ч.8).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. (ч.9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. (ч.10).

Как разъяснено в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ.

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

В судебном заседании установлено, что Рыскова С.В. (ранее Спирина) и Киселева Ю.А. (ранее Спирина) являются собственниками (по ? доле в праве у каждой) квартиры, общей площадью 72,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в которой состоят на регистрационном учете по месту жительства.

Данные обстоятельства не оспаривались участвующими в деле лицами и подтверждаются выпиской из ЕГРН на жилое помещение (квартиру) от 03.04.2019 г.; свидетельствами о государственной регистрации права от 25.09.2003 г. серии ; поквартирной карточкой; паспортными данными Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А.; свидетельствами о браке Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А.

В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации МО Киреевский район от 13.07.2001 г., <адрес> был признан ветхим.

Постановлением администрации МО Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 г. утвержден список жилых домов, непригодных для постоянного проживания, на территории МО Киреевский район, в числе которых значится <адрес>.

Согласно заявлениям Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. (ранее Спирины) соответственно от 18.07.2014 г. и от 21.02.2015 г., последние просили включить <адрес> в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, Рыскова С.В. и Киселева Ю.А. выразили свое согласие на участие в программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

В силу указанного Федерального закона аварийный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

По данному Федеральному закону переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется путем принятия решений и проведения мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Наличие адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п.11 ч.1 ст.14, ст.16 Федерального закона № 185-ФЗ).

На основании ч.3 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением администрации МО Киреевский район от 13.11.2014 г. утверждена муниципальная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании г.Киреевск Киреевского района Тульской области на 2015-2017 годы. Целью данной Программы является переселение граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях, в благоустроенные жилые помещения. В перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению, вошел <адрес>.

На данный момент <адрес> продолжает состоять в перечне аварийных многоквартирных домов, подлежащих переселению.

Судом установлено, что Рыскова С.В. и Киселева Ю.А. отказались от переселения из жилого помещения (<адрес>), расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, находящемся по адресу: <адрес>, в равноценное и благоустроенное жилое помещение, а именно в распределенную их семье в рамках программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> общей площадью 84,5 кв.м в доме-новостройке по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в адрес Рысковой С.В. и Спириной Ю.А. (в настоящее время Киселева) органом местного самоуправления были направлены требования о сносе или реконструкции <адрес> <адрес> в срок до 01.06.2018 г. Также в требованиях разъяснено, что в случае неосуществления сноса либо реконструкции указанного дома, земельный участок, на котором он расположен, и жилые помещения в указанном доме, подлежат изъятию для муниципальных нужд путем выкупа или предоставления другого благоустроенного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Указанное требование получено Рысковой С.В. 25.04.2018 г., Киселевой (Спириной) Ю.А. – 07.05.2018 г.

Сведений о сносе <адрес> либо его реконструкции суду представлено не было.

Постановлением администрации МО Киреевский район от 19.12.2018 г. «Об изъятии земельных участков и расположенных на них жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок с КН по адресу: <адрес>, включен в перечень земельных участков, подлежащих изъятию для муниципальных нужд; жилое помещение с по адресу: <адрес>, общей площадью 72,8 кв.м, собственником которого указана Спирина С.В., включено в перечень жилых помещений, подлежащих изъятию для муниципальных нужд.

Копия данного постановления получена Рысковой С.В. (ранее Спирина) 19.01.2019 г., о чем в материалах дела имеется соответствующе почтовое уведомление.

Постановлением администрации МО Киреевский район от 13.03.2019 г. в вышеуказанное постановление администрации МО Киреевский район от 19.12.2018 г. «Об изъятии земельных участков и расположенных на них жилых помещений для муниципальных нужд» были внесены изменения в части указания в приложении 2 к данному постановлению второго собственника жилого помещения с по адресу: <адрес>, общей площадью 72,8 кв.м, – Спириной Ю.А.

Копии данного постановления получены ответчиками 22.03.2019 г., что подтверждается материалами дела.

Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. администрацией МО Киреевский район предложено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение – <адрес>.

Однако, как установлено судом, соглашения с собственниками жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, не достигнуто. В этой связи реализация жилищных прав последних может быть осуществлена только в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено и подтверждено письменными материалами дела, что администрацией МО Киреевский район были подготовлены договоры о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд (в связи со сносом жилого дома). По условиям указанных договоров администрация выкупает у собственников (доля в праве каждого – ?) жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 72,8 кв.м. Рыночная стоимость ? доли указанной квартиры определена на основании Отчета по оценке, выполненного ИП ФИО2, и составляет 125196,00 руб. Администрация уплачивает выкупную цену собственнику в течение 60 календарных дней с момента заключения настоящего договора. Администрация приобретает право собственности на указанное жилое помещение с момента государственной регистрации перехода права собственности. Собственник, члены его семьи освобождают жилое помещение в течение 60 дней с момента заключения настоящего договора. Настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.

27.03.2019 г. указанные договоры о выкупе жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд (в связи со сносом жилого дома) направлены в адрес Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. для подписания; получены последними 30.03.2019 г.

Как установлено в судебном заседании, вышеуказанные договоры о выкупе жилого помещения Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. подписаны не были. Соответствующего соглашения о возмещении между сторонами не достигнуто.

Суд отмечает, что по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Из содержания вышеприведенных правовых положений, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену, при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В этой связи решение вопроса об изъятии жилого помещения путем выкупа без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Принимая во внимание изложенное, учитывая установленные судом обстоятельства, представленные доказательства, предусмотренная ст.32 ЖК РФ процедура, предшествующая принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у собственников, администрацией МО Киреевский район соблюдена. Доказательств обратного суду не представлено. О нарушении указанной процедуры стороной ответчика в ходе рассмотрения дела не заявлено.

При таких обстоятельствах, у администрации МО Киреевский район имеется законная возможность осуществить возмездное изъятие принадлежащего Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу доме.

В обоснование размера возмещения за изымаемое жилое помещение стороной истца представлен отчет от 18.02.2019 г. об оценке рыночной стоимости размера возмещения гражданам за изымаемые жилые помещения, включая долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (здание, земельный участок под многоквартирным домом) по состоянию на 15.02.2019 г.

В соответствии с указанным отчетом, размер возмещения собственникам за изымаемое жилое помещение – <адрес> с учетом их долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение (по ? доле в праве у каждого) составляет по 125196,00 руб. в пользу каждого собственника.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в связи с несогласием с заявленным истцом размером возмещения за изымаемое жилое помещение, по ходатайству стороны ответчика была назначена и проведена судебная экспертиза в целях определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г., размер возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включая рыночную стоимость данного жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в указанном многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственникам жилого помещения (Рысковой С.В., Киселевой Ю.А.) его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, компенсация за не произведенный капитальный ремонт, составляет 1808131,00 руб.

Опрошенный в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела эксперт Заварзин М.И., подготовивший заключение эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г., подтвердил выводы указанного заключения.

Указанное заключение соответствует нормам действующего законодательства, составлено надлежащими специалистами (экспертами), имеющими соответствующую квалификацию. Содержащиеся в заключении выводы научно обоснованы, мотивированы, не противоречивы, основаны на всей совокупности имеющихся в материалах дела доказательств. Перед составлением заключения эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Сомнений представленное заключение эксперта у суда не вызывает, потому суд придает ему доказательственное значение.

Что касается имеющегося в материалах дела отчета от 18.02.2019 г. об оценке рыночной стоимости размера возмещения гражданам за изымаемые жилые помещения, то он был выполнен без учета всех имеющихся в материалах гражданского дела документов, а также без включения в расчет размера возмещения за жилое помещение убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, компенсации за не произведенный капитальный ремонт, что могло повлиять на правильность результатов расчета.

В ходе рассмотрения дела суду не представлены доказательства и не приведены доводы, которые могли бы опровергнуть выводы судебной экспертизы или поставить их под сомнение.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым при разрешении данного гражданского дела руководствоваться заключением эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает о наличии оснований для удовлетворения исковых требований администрации МО Киреевский район об изъятии жилого помещения путем выкупа.

При этом, суд полагает необходимым определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с заключением эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г., составляющий 1808131,00 руб., с выплатой в пользу Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. по 904065,50 руб. - соответственно их долям в праве собственности на жилое помещение.

Надлежащих доказательств, обосновывающих иной размер возмещения за жилое помещение, сторонами не представлено.

Доводы стороны истца об отсутствии оснований для включения в размер возмещения за изымаемое жилое помещение компенсации за не произведенный капитальный ремонт, убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, опровергаются письменными материалами дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, иной оценке представленных доказательств, а потому не могут быть приняты судом во внимание.

Данные выводы суд основывает на следующих обстоятельствах.

Судом установлено, что спорное жилое помещение расположено в многоквартирном доме 1953 года постройки. Сведения о том, что с момента ввода дома в эксплуатацию проводился его капитальный ремонт, отсутствуют. Как следует из пояснений представителя администрации МО Киреевский район, данных в ходе рассмотрения дела, капитальный ремонт в <адрес> не производился. Впервые обследование многоквартирного дома на предмет непригодности было проведено в 2001 г. Из акта обследования межведомственной комиссии администрации МО Киреевский район от 13.07.2001 г. следует, что износ дома на 2001 г. составил 65%; капитальный ремонт дома не производился; в ходе обследования установлено: искривления цоколя и трещины фундамента; гниль и осадочные трещины стен; прогибы, трещины и гниль перекрытий; прогибы и гниль полов; проемы расшатаны; инженерное оборудование (водопровод, канализация, отопление) в неудовлетворительном состоянии. По результатам обследования <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания.

Как следует из заключения эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г., <адрес> нуждался в проведении капитального ремонта, в связи с чем, экспертом произведен расчет компенсации за не произведенный капитальный ремонт. Экспертом приведены мотивы, по которым он пришел к такому выводу. Размер возмещения за жилое помещение определен экспертом с учетом технического состояния конструктивных элементов дома, систем и т.д. Выводы указанного заключения подтверждены экспертом в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статья 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ранее действующей ч.3 ст.15 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт крыш; утепление и ремонт фасадов; ремонт фундаментов многоквартирных домов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014 г., выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Отсутствие капитальных ремонтов за период эксплуатации жилого дома, что указывает на ненадлежащее содержание (техническое обслуживание) дома, привело к разрушению его строительных конструкций, элементов и систем, снижению уровня надежности здания, что в итоге повлекло признание дома непригодным для постоянного проживания, аварийным. Доказательств обратного суду не представлено. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Следовательно, рыночная стоимость изымаемого у ответчиков жилого помещения на юридически значимый момент определена с учетом его технического состояния и является более низкой в сравнении с жилым помещением с аналогичными характеристиками, но в нормальном техническом состоянии.

Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло продлить срок его эксплуатации, поскольку при замене изношенных конструктивных элементов срок службы возобновляется.

Таким образом, при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение при установленных по делу обстоятельствах подлежит учету сумма компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Кроме того, учитывая, что именно истцом принято решение о признании дома непригодным для проживания, аварийным, а затем об изъятии жилых помещений, то именно истец и должен выплачивать собственникам изымаемого жилого помещения возмещение за недвижимое имущество, размер которого, как было указано выше, должен включать компенсацию за не произведенный капитальный ремонт.

Стороной истца надлежащих доказательств иного размера компенсации за не произведенный капитальный ремонт, нежели чем установлено заключением эксперта ООО «Альянс-Капитал» от 18.02.2020 г., не представлено.

Согласно ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В п.12, п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Поскольку в данном случае законом предусмотрено возмещение собственнику изымаемого имущества всех убытков, причиненных изъятием жилого помещения (ч.7 ст.32 ЖК РФ), то, по смыслу закона, будущие расходы, связанные с изъятием жилого помещения, являются необходимыми и подлежат включению в размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

С учетом выводов суда об удовлетворении требования истца об изъятии жилого помещения путем выкупа, удовлетворению подлежат и требования о прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета.

В целях соблюдения прав и законных интересов сторон, в соответствии с нормами действующего законодательства, суд полагает необходимым прекратить право собственности ответчиков на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и признать за муниципальным образованием г.Киреевск Киреевского района Тульской области право собственности на данное жилое помещение - с момента перечисления денежных средств в счет возмещения за изымаемое жилое помещение. Также суд полагает необходимым, ввиду отсутствия у Рысковой С.В. и Киселевой Ю.А. в собственности иных жилых помещений, выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и снять их с регистрационного учета по указанному адресу - по истечении трех месяцев с момента перечисления денежных средств в счет возмещения за изымаемое жилое помещение.

При этом, суд отмечает, что решение принято по заявленным истцом требованиям. Основания и предмет иска судом не изменены, какой-либо иной способ защиты нарушенного права, кроме избранного истцом, судом не избран.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования администрации МО Киреевский район к Рысковой С.В., Киселевой Ю.А. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

изъять путем выкупа у Рысковой Светланы Владимировны, Киселевой Юлии Анатольевны жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения стоимости за жилое помещение в размере 1808131 рубль 00 копеек в пользу Рысковой Светланы Владимировны, Киселевой Юлии Анатольевны в долях, соответствующих их доли в праве собственности на жилое помещение: ? Рысковой Светлане Владимировне в размере 904065 рублей 50 копеек, ? Киселевой Юлии Анатольевне в размере 904065 рублей 50 копеек.

Прекратить право собственности Рысковой Светланы Владимировны, Киселевой Юлии Анатольевны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с момента перечисления денежных средств.

Признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием г.Киреевск Киреевского района Тульской области с момента перечисления денежных средств.

Выселить Рыскову Светлану Владимировну, Киселеву Юлию Анатольевну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по истечении трех месяцев с момента перечисления денежных средств.

Снять Рыскову Светлану Владимировну, Киселеву Юлию Анатольевну с регистрационного учета по адресу: <адрес> по истечении трех месяцев с момента перечисления денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

2-12/2020 (2-1257/2019;) ~ М-1221/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация МО Киреевский район
Ответчики
Киселева Юлия Анатольевна
Рыскова Светлана Владимировна
Другие
Ивлев А.А.
Суд
Киреевский районный суд Тульской области
Судья
Ткаченко И.С.
Дело на странице суда
kireevsky--tula.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2019Передача материалов судье
10.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2019Судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
21.02.2020Производство по делу возобновлено
28.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.07.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.08.2020Судебное заседание
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
05.04.2021Дело оформлено
28.05.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее